Дело № 2-1496/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Юхниной О.С.,
при секретаре судебного заседания Семёновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск Республики Коми 20 декабря 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Гончаровой Е. Н. к администрации МОГО «Усинск» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Представитель по доверенности Алейченко Л.Н. обратилась в суд с иском от имени Гончаровой Е.Н., в котором указала, что истица со своими дочерьми проживала по адресу: ... на основании договора социального найма. Поскольку дом был очень старый, она неоднократно обращалась в АМОГО «Усинск» с заявлением о признании его аварийным. дд.мм.гггг. выездная комиссия приняла решение о перерегистрации проживавших в нем лиц. Но дом так и не был признан аварийным и дд.мм.гггг. - сгорел. Просила обязать ответчика предоставить ей и членам ее семьи - дочерям Гончаровой Ю.Н., Гончаровой И.Н., и их детям Г.Л.Н., Г.М.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах населенного пункта ..., отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м.
В судебном заседании стороны, третьи лица - Гончарова И.Н., Гончарова Ю.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия не приняли. О причинах неявки не сообщили. Суд определил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Действующая от имени истицы и третьих лиц представитель - адвокат Алейченко Л.Н. заявленные исковые требования и доводы в их обоснование поддержала. Поясняла, что истица с членами своей семьи после пожара, в котором сгорел их дом, на учет для получения жилого помещения по договору социального найма не встали, поскольку не являлись малоимущими в понимании ЖК РФ.
Представитель ответчика в предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Поясняла, что истица не была поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, с заявлением о предоставлении ей жилого помещения маневренного фонда не обращалась, поэтому обязанность предоставить ей жилое помещение не возникла. В то же время, она была принята на учет с целью получения субсидии на строительство жилья, однако соответствующая очередь еще не подошла.
Суд, заслушав объяснения представителя истицы и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в жилом помещении по адресу: РК, ..., площадью 30 кв.м. зарегистрированы истица и указанные в иске члены ее семьи - дочери и их несовершеннолетние дети (внуки истицы).
дд.мм.гггг. дом был поставлен на учет в качестве бесхозного недвижимого имущества, признан решением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. находящимся в муниципальной собственности за МОГО «Усинск», государственная регистрация права произведена дд.мм.гггг..
Как следует из искового заявления, до этого дом фактически находился в аварийном состоянии, проживать в нем было невозможно. На обращение Гончаровой Е.Н. о техническом состоянии дома письмом АМОГО «Усинск» от дд.мм.гггг. истице было разъяснено, что во второй декаде дд.мм.гггг. планируется рассмотрение вопроса о признании его аварийным на Межведомственной комиссии.
Однако уполномоченным комиссионным органом решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу принято не было. Руководителю администрации ... предложено рассмотреть вопрос о перерегистрации граждан из жилого дома по месту их фактического проживания.
дд.мм.гггг. данный дом был уничтожен вследствие пожара.
Сведения об иных жилых помещениях, зарегистрированных на праве собственности за истицей и членами ее семьи, судом не установлены.
Как поясняла представитель ответчика Шкребенок О.А. в предварительном судебном заседании и не отрицала представитель истицы и третьих лиц, Гончаренко Е.Н. и члены ее семьи не обращались в АМОГО «Усинск» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку исходя из имеющегося дохода, они не могли быть признаны малоимущими.
В то же время, постановлением АМОГО «Усинск» № от дд.мм.гггг. они были поставлены на учет граждан на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в категории «лица, потерявшие жилые помещения в результате пожаров и стихийных бедствий».
В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В ст.51 ЖК РФ закреплены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, действующее жилищное законодательство предусматривает возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам при следующих условиях: во-первых, указанные граждане должны быть признаны малоимущими в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, или относиться к категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; во-вторых, они должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, указанным в ст.51 ЖК РФ, или в соответствующих федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или законах субъекта Российской Федерации.
Доказательства отнесения истицы и членов ее семьи к категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, суду не представлены, как и доказательства признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, предусмотренном ч.1 ст.49 и ст.51 ЖК РФ.
Таким образом, основания для предоставления Гончаровой Е.Н. и членам ее семьи жилых помещений по договору социального найма, предусмотренные ЖК РФ, в ходе рассмотрения гражданского дела не установлены.
Основания для предоставления им жилого помещения в соответствии с федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также отсутствуют, поскольку спорный дом был передан в муниципальную собственность МОГО «Усинск» только в 2013г., аварийным и подлежащим сносу не признавался, в соответствующие перечни ветхого и аварийного жилья в рамках Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2017 годы, утв. постановлением Правительства РК от 12.04.2013 N 120, а также муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы на территории муниципального образования городского округа "Усинск", утв. постановлением администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 17.05.2013 N 1044, не включался.
Предоставление субсидии на строительство жилья в соответствии с законом РК от дд.мм.гггг. №-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» также является мерой государственной поддержки лицам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий по указанным в нем основаниям, что не влечет у ответчика обязанности предоставить истице жилое помещение по договору социального найма.
Аналогичные выводы изложены в "Обзоре апелляционной практики по гражданским и административным делам за сентябрь 2016 года" Верховного Суда РК.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гончаренко Е.Н.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявление Гончаровой Е. Н. к администрации МОГО «Усинск» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.
Решение может быть отменено Усинским городским судом по заявлению ответчика, поданному в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии решения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Усинский городской суд.
Председательствующий О.С. Юхнина
Мотивированное решение составлено 26.12.2016
Председательствующий О.С. Юхнина