Дело № 2-212/21
УИД: 51RS0003-01-2020-006024-57
Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2021 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лучника А.В.,
при секретаре Рабочей А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска в интересах Слюсарь В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Мурманска, действуя в интересах Слюсарь В.В., обратилась в суд с иском к ООО «Севжилсервис» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в администрацию города Мурманска поступило обращение Слюсарь В.В. с жалобой на бездействие ООО «Севжилсервис» по вопросу неудовлетворительного технического состояния общего имущества многоквартирного дома № по <адрес>.
По данному обращению МКУ «Новые формы управления» по поручению администрации города Мурманска была проведено обследование на предмет проверки санитарно-технического состояния подвального помещения указанного многоквартирного дома. При визуальном осмотре общего имущества установлен факт неудовлетворительного технического состояния общего имущества многоквартирного дома. По результатам проведения проверки составлен акт от 29 октября 2020 года № 10/157, согласно которому управляющей организации ООО «Севжилсервис» необходимо выполнить работы по устранению выявленных недостатков. Необходимые работы до настоящего времени ответчиком не выполнены.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком необходимые работы не произведены, просит обязать ответчика в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по приведению подвального помещения дома № по <адрес> в надлежащее санитарно-техническое состояние, а именно: устранение причин затопления подвального помещения, уборку подвального помещения от бытового и строительного мусора; осушение подвального помещения с последующей санитарной обработкой.
Истец Слюсарь В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ООО «Севжилсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела по существу в его отсутствие не просил.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с отсутствием сведений об уважительности причин неявки ответчика, отсутствием ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом отсутствия возражений истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством истец свободен в выборе способа защиты своих прав.
Статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах потребителя Слюсарь В.В., суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», данный Закон регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу статьи 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии положениями части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
Согласно пункту 3.4.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Как указано в пункте 4.1.3 Правил, при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
В соответствии с пунктом 4.1.9 Правил следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (пункт 4.1.15 Правил).
Пунктами 5.8.1, 5.8.2 Правил предусмотрено, что производство ремонтных работ систем водоснабжения и канализации следует осуществлять в соответствии с установленными требованиями. Система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см2 (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа).
В силу пункта 5.8.6 Правил трубопроводы в помещениях с большой влажностью следует выполнять с гидро- и теплоизоляцией..
Судом установлено, что управление многоквартирным домом № по <адрес> на основании договора управления от 10 августа 2020 года осуществляет ООО «Севжилсервис» (ИНН 5190083562). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и подтверждено материалами дела (л.д. 22-36).
Учитывая, что между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам жилых помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, данный договор не расторгнут, недействительным не признан, заявлений о прекращении его действия не представлено, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Из материалов дела следует, что Слюсарь В.В. является собственником жилого помещения – квартиры № дома № по <адрес>, следовательно, является потребителем предоставляемых ответчиком услуг в рамках договора управления.
15 октября 2020 года Слюсарь В.В. обратилась в администрацию города Мурманска с жалобой на бездействие управляющей организации ООО «Севжилсервис» и понуждении управляющей организации к выполнению работ по проведению работ в подвальном помещении дома № по <адрес>.
По данному обращению МКУ «Новые формы управления» по поручению администрации города Мурманска была проведена проверка, о чем составлен акт № 10/157 от 29 октября 2020 года (л.д. 16).
Согласно акту № 10/157 от 29 октября 2020 года, составленному комиссией в составе инспектора ОТН МКУ «Новые формы управления» в присутствии представителя управляющей организации ООО «Севжилсервис», по результатам обследования санитарно-технического состояния общего имущества многоквартирного дома № по <адрес>, сделан вывод о необходимости ООО «Севжилсервис» организовать и обеспечить выполнение работ по приведению подвального помещения дома № по <адрес> в надлежащее санитарно-техническое состояние, а именно: устранение причин затопления подвального помещения, уборку подвального помещения от бытового и строительного мусора; осушение подвального помещения с последующей санитарной обработкой.
Указанные выводы комиссии основаны на данных непосредственного осмотра общего имущества многоквартирного дома, сделаны специалистом в области содержания жилищного фонда, ответчиком надлежащими доказательствами не оспорены, в связи с чем принимаются судом.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении работ по приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние указанного подвального помещения
на момент рассмотрения дела, а также об отсутствии необходимости выполнения данных работ ответчиком суду не представлено.
Таким образом, факт ненадлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения вышеуказанного многоквартирного дома нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства подвальные помещения в многоквартирном доме относятся к общему имуществу дома и находятся в зоне ответственности управляющей организации, обслуживающей жилой дом.
Из договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Севжилсервис», следует, что управляющая компания в течении срока, установленного договором, осуществляет комплекс мероприятий, направленных на достижение указанных в пункте 1.1 договора целей, а также иную связанную с управлением многоквартирным домом деятельность за исключением капитального ремонта общего имущества (пункт 2.1).
Пунктом 1.1 договора управления предусмотрено, что договор заключен в целях реализации обязанности собственников по поддержанию благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащему содержанию общего имущества, пользованию им, обеспечению постоянной готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пункту 2.4 указанного договора перечень и характеристики общего имущества в многоквартирном доме приведены в приложении № 3 к договору.
Согласно приложению № 3 договора в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
Пунктом 2.5 договора установлено, что состав и периодичность услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ, определены Приложениями № 1 и № 2 к договору.
Приложениями № 1, 2 к договору управления не предусмотрен весь перечень заявленных истцом работ, необходимость выполнения которых установлена в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, суд учитывает, что вышеуказанными Правилами № 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислены те работы и услуги, которые должны включаться в перечень работ и услуг по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должно отвечать санитарно-техническое состояние общего имущества дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения или невключения ими соответствующих работ и услуг в договор управления с управляющей организацией.
Предусмотренное Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеуказанными Правилами № 491 и № 170 регулирование предполагает, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности в доме, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. Для достижения этих целей указанные нормативно-правовые акты определяют перечень необходимых и обязательных работ при осуществлении содержания общего имущества многоквартирного дома.
С учетом изложенного все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли они в договоре, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах невключение в перечень обязательных работ, выполняемых управляющей организацией за установленную плату, размер которой установлен собственниками жилых помещений, работ по содержанию надлежащего санитарно-технического состояния подвального помещения дома не является основанием для освобождения управляющей организации от выполнения этих работ.
Таким образом, поскольку ответчик, как управляющая организация, в период действия вышеуказанного договора обязан содержать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии, своевременно проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия, следить за техническим состоянием дома, общедомового имущества, то на ответчика надлежит возложить обязанность по устранению выявленных нарушений.
При определении перечня и объема работ, необходимых для приведения общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в надлежащее состояние, суд руководствуется актом МКУ «Новые формы управления» № 10/157 от 29 октября 2020 года, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия необходимости выполнения данных работ.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит обязать ответчика организовать и обеспечить выполнение необходимых работ в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу. В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит указанный срок разумным и обоснованным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Мурманска в интересах Слюсарь В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» о защите прав потребителей – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» (ИНН 5190083562) в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по приведению подвального помещения дома № по <адрес> в надлежащее санитарно-техническое состояние, а именно:
- устранение причин затопления подвального помещения;
- уборку подвального помещения от бытового и строительного мусора;
- осушение подвального помещения с последующей санитарной обработкой.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» (ИНН 5190083562) государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Лучник