Решение по делу № 2-357/2014 ~ М-160/2014 от 06.02.2014

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2014 г.

Дело № 2-357/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алапаевск          07 августа 2014 г.

    Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,

с участием:

представителя истца – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

при секретаре Коробейниковой М.Ю.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Перминова С. А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Перминов С.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области, в котором просил:

1) признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным;

2) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3) обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г.

В судебном заседании представитель истца – ФИО1 в обоснование иска пояснила, что в указанные выше периоды Перминов С.А. осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и полагая, что у него возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Перминову С.А. отказано в назначении пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку им не выработан необходимый стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не были зачтены периоды работы истца в должностях <данные изъяты> во время прохождения срочной воинской службы в рядах вооруженных сил; <данные изъяты> в <данные изъяты> Научно-производственном предприятии «<данные изъяты>», <данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>», с указанием на то, что наименование организаций, в которых работал Перминов С.А., не свидетельствует о том, что они являются медицинскими учреждениями. Кроме того, ответчик необоснованно не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, когда за Перминовым С.А. сохранялась средняя заработная плата, за которую работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также ряд периодов, когда выходные и праздничные дни после Нового года, ответчиком ошибочно были указаны, как отпуска без сохранения заработной платы. Полагая решение ответчика незаконным, истец просит включить спорные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить пенсию со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г.

Представитель ответчика – ФИО2 иск не признала в полном объеме и указала, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения. При этом, выполнение работы в таких учреждениях сопряжено с регулярными неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными функциональными обязанностями, спецификой и характером труда. Медицинская деятельность, осуществляемая истцом во время прохождения срочной воинской службы в рядах вооруженных сил; в медицинском кооперативе, научно-производственном предприятии, товариществе с ограниченной ответственностью, обществе с ограниченной ответственностью, организуется по своему усмотрению и не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством, к продолжительности и интенсивности работы. При этом, действующее законодательство не относит курсы повышения квалификации, отпуска без сохранения заработной платы к периодам работы и иной деятельности, которая подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Поскольку досрочная трудовая пенсия назначается со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, то требование Перминова С.А. о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не обоснованно, в силу того, что истец обратился с соответствующим заявлением к ответчику до возникновения у него права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Истец – Перминов С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, и настаивая на иске, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.

    Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ст. ст. 81 и 83 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Перминов С.А. работал в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части , ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части , ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части в должности фельдшера; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городской <данные изъяты> в должности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в медицинском кооперативе «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Научно-производственном предприятии «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУ «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки, военного билета, материалами архивного личного дела военнослужащего, уточняющими справками перечисленных выше организаций и представителем ответчика не оспаривается.

Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком, не включены в специальный трудовой стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в медицинском кооперативе «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Научно-производственном предприятии «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, не предусмотрены данные наименования учреждений, работа в которых засчитывалась бы в льготный стаж.

Кроме того, ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области, не зачтены Перминову С.А. в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а также отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., включение которых в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516.

Суд считает позицию ответчика ошибочной и не может с ней согласиться.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года №11-П указано, что «Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты».

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возникает при выполнении работ в больницах и поликлиниках всех наименований в должности врача-специалиста всех наименований (кроме врачей-статистов).

Ранее действовавший Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, предусматривал, что право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, возникает, в частности, при выполнении работ в стоматологических поликлиниках в должности врача- специалиста всех наименований (кроме врачей-статистов).

При этом, п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г., закреплял, что данное право возникает у врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

При рассмотрении дела судом установлено, что и после изменения организационно правовой формы основными направлениями деятельности медицинского кооператива «<данные изъяты>», Научно-производственного предприятия «<данные изъяты>», <данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>» остались оказание взрослому и детскому населению стоматологической, терапевтической, хирургической и ортопедической помощи, физиотерапия стоматологических заболеваний.

Из уточняющих справок, перечисленных выше организаций следует, что Перминов С.А. постоянно работал на полную ставку в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в связи с чем, суд находит установленным, что истец в течение всего времени занимался работой, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом изложенных обстоятельств и норм права, суд приходит к выводу о том, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в медицинском кооперативе «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Научно-производственном предприятии «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» в должностях <данные изъяты> Перминов С.А. осуществлял лечебную деятельность в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости могут быть засчитаны лишь периоды работы в учреждениях здравоохранения, но не в организациях с иной организационно-правовой формой, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Так, исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом форма собственности организации работодателя, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости, поскольку это не предопределяет различия в условиях и характере профессиональной деятельности работников, и не свидетельствует о существовании таких различий.

В свою очередь, суд находит обоснованными доводы истца и его представителя о том, что служба Перминова С.А. в составе Вооруженных Сил СССР подлежит зачету в стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списках, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Действительно, в период службы истца по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом, в силу пункта 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.

Аналогичные положения содержатся в абз. 3 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

Как следует из представленных истцом, а также истребованных судом из военкомата документов, Перминов С.А., в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, осуществлял по специальности (фельдшер) службу в составе Вооруженных Сил, в связи с чем, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.

Истцом также указывается на необоснованность исключения ответчиком из стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Действительно, ст. 187 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, а именно при направлении работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за последним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные положения содержались в ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то оспариваемые истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, суд находит состоятельными доводы истца о том, что ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области, без достаточных на то оснований, не включило в льготный стаж периоды ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., которые являлись выходными и праздничными днями после Нового года, и ответчиком ошибочно были указаны, как отпуска без сохранения заработной платы.

В частности, как следует из содержания справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98-99) работодатель (ООО «<данные изъяты>») подтвердил, что в указанные выше периоды, являющиеся выходными и праздничными днями, Перминов С.А. отпуска без содержания заработной платы не брал, и соответственно они должны быть учтены в льготном стаже работы.

В свою очередь, возражения ответчика фактически связаны с тем, что работодателем не подтвержден льготной характер работы истца сведениями персонифицированного учета.

Действительно, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Однако, истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом.

Перминов С.А., не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.

Следовательно, право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд. Отсутствие данных персонифицированного учета и отсутствие сведений в пенсионном фонде о наличии рабочих мест в организации, дающих право на досрочное назначение пенсии, при наличии записи в трудовой книжке, справки, подтверждающей льготный характер работы и других доказательств, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии.

Кроме того, как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 г. № 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, установлен в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" от 24 июля 2002 г. № 555.

Исходя из приведенных разъяснений, можно сделать вывод о том, что выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, вопреки утверждению ответчика, не является единственным допустимым доказательством подтверждения трудового стажа.

В частности, в соответствие с пунктами 6, 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Наряду с трудовой книжкой можно принять в качестве доказательств и другие документы, что названным положениям закона не противоречит.

Таким образом, вопреки позиции ответчика, действующее пенсионное законодательство, не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной), от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике.

Как указано в ст. 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.

Следовательно, работодатель истца обязан был предоставлять в отношении застрахованного лица сведения в органы Пенсионного фонда РФ о его льготной работе, а органы Пенсионного фонда РФ обязаны требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями. Иначе реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию будет поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду РФ сведений индивидуального персонифицированного учета.

Вместе с тем, достойное пенсионное обеспечение относится к одной из социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ (ст. 39), и ненадлежащее исполнение страхователем (работодателем) своих обязанностей не должно ущемлять пенсионных прав истца.

Кроме того, судом установлено, что льготный характер работы Перминова С.А. подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе трудовой книжкой и уточняющими справками, выданными работодателями, которые несут ответственность за достоверность сведений, отраженных в ней (п. 1 ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

При установлении судом обстоятельств, подтверждающих льготный характер работы истца в оспариваемые периоды, последние подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.

    Поскольку судом установлено, что ответчиком незаконно были исключены из стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, истребуемые истцом периоды, то решение от ДД.ММ.ГГГГ необходимо признать незаконным и недействующим с момента издания, в части не включения оспариваемых периодов в льготный стаж и отказа в назначении досрочной пенсии.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Перминовым С.А. подано заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Судом установлено, что на момент обращения Перминова С.А. к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, стаж на соответствующих видах работ у истца составил более 30 лет.

Поскольку к указанному сроку Перминов С.А. выработал необходимый стаж работы, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, продолжительностью более 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, то на ответчика подлежит возложению обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При подаче иска Перминов С.А., в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, уплатил государственную пошлину в размере <данные изъяты>., которая подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Перминова С. А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

Включить Перминову С. А. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы:

-<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признать незаконным и недействующим с момента издания решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Перминова С. А. в части не включения перечисленных выше периодов работы, в специальный трудовой стаж и отказа в назначении досрочной пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области назначить Перминову С. А. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области в пользу Перминова С. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.

Судья Е.В. Кокшаров

2-357/2014 ~ М-160/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Перминов Сергей Александрович
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда в г.Алапаевске и Алапаевском районе
Суд
Алапаевский городской суд Свердловской области
Судья
Кокшаров Е.В.
Дело на сайте суда
alapaevsky--svd.sudrf.ru
06.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2014Передача материалов судье
11.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.02.2014Предварительное судебное заседание
26.02.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.04.2014Предварительное судебное заседание
13.05.2014Судебное заседание
03.06.2014Предварительное судебное заседание
03.06.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.07.2014Предварительное судебное заседание
07.08.2014Судебное заседание
12.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2015Дело оформлено
20.01.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее