Дело 2-1334/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Шира 24 июля 2015 года
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Журавлевой Н.Ю.
при секретаре Падчик Е.С.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Васильевой К.А.,
представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Ширинского района - председателя территориальной избирательной комиссии Ширинского района Егоркина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению в полном объеме средств на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и возложения обязанности на администрацию Борцовского сельсовета Республики Хакасия перечислить денежные средства местного бюджета для подготовки и проведения выборов на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ширинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ширинский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению в полном объеме денежных средств на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и возложения обязанности на администрацию Борцовского сельсовета Республики Хакасия перечислить денежные средства местного бюджета для подготовки и проведения выборов на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что прокуратурой Ширинского района рассмотрена информация Территориальной избирательной комиссии Ширинского района о нарушении требований действующего законодательства об избирательных правах. Установлено, что решением Совета депутатов Борцовского сельсовета назначено проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия соответственно. Названные решения опубликованы в газете . Постановлением Территориальной избирательной комиссии утверждена смета расходов на проведение выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований, согласно которой для подготовки и проведения выборов главы сельсовета требуется финансирование в размере Х рублей, депутатов Совета депутатов муниципального образования требуется финансирование в размере Х рублей. Ссылаясь на положения ст.57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138 - ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ч. 1 ст. 43 Закона Республики Хакасия от 8 июля 2011 года №65 - ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия, указывает, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования. Однако, исходя из информации, представленной Территориальной избирательной комиссией Ширинского района денежные средства до настоящего времени не перечислены.
В судебном заседании представитель заявителя прокурора Ширинского района - помощник прокурора Васильева К.А. уточнила заявленные требования в части, просила признать незаконным бездействие администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению в полном объеме средств на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и возложить на администрацию Борцовского сельсовета Республики Хакасия обязанность перечислить денежные средства местного бюджета для подготовки и проведения выборов на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района, с учетом того, что администрацией сельсовета перечислено по Х рублей на счет указанного выше взыскателя, то есть обязать администрацию Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия перечислить денежные средства местного бюджета для подготовки и проведения выборов главы сельсовета в размере Х рублей, Совета депутатов - Х рублей на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района Республики Хакасия. Кроме того, представитель заявителя ходатайствовала об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку до проведения выборов главы сельсовета и депутатов Совета депутатов сельсовета осталось менее Х месяцев, а денежные средства до настоящего времени администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района Республики Хакасия не перечислены.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Ширинского района Республики Хакасия - председатель Территориальной избирательной комиссии Ширинского района Республики Хакасия Егоркин С.В. в судебном заседании поддержал требования прокурора Ширинского района Республики Хакасия, с учетом их уточнения, указав, что неисполнение администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обязанности по финансированию выборов ставит под угрозу их проведение.
Представитель заинтересованного лица администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений об отложении рассмотрения дела по существу, о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не направил, возражений на заявленные требования суду не представил.
Принимая во внимание, что явка в судебное заседание является правом участвующих лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Указанная конституционна норма конкретизирована в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, согласно которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К таким решениям и действиям, согласно ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 25 постановления пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 N2 (редакция от 09 февраля 2012 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в частности, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если таковые требования установлены нормативно-правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь ввиду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В пункте 28 вышеназванного постановления пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту.
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо одновременно наличие двух условий.
Прокурор Ширинского района Республики Хакасия просит признать незаконным бездействие администрации Борцовского сельсовета Ширинского района выразившееся в не перечислении денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов сельсовета .
Исходя из положений ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избрать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Основные гарантии избирательных прав граждан, в том числе на участие в выборах органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Исходя из положений ст. 9 вышеуказанного Федерального закона выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
На основании ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Главным распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов являются Избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.
Пунктом 4 статьи 4 Федеральный закон от 26 ноября 1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» предусмотрено, что финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета.
Исходя из положений ч. 1 ст. 43 Закона Республики Хакасия от 8 июля 2011 года № 65 - ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатации и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.
Финансирование указанных расходов осуществляется не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликовании (публикации) решения о назначении выборов.
Из представленных суду материалов следует, что решением Совета депутатов Борцовского сельсовета назначено проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов муниципального образования Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия. Названные решения опубликованы в газете .
Постановлением Территориальной избирательной комиссии утверждена смета расходов на проведение выборов, согласно которой для подготовки и проведения выборов главы сельсовета требуется финансирование в размере Х рублей, депутатов Совета депутатов муниципального образования - Х рублей.
Из представленных суду материалов следует, что смета расходов на проведение выборов администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района не оспаривалась.
Из анализа представленных норм суд приходит к выводу о том, что выборы главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета, должны финансироваться из средств местного бюджета.
Из представленных суду материалов дела следует, что по состоянию на день рассмотрения дела по существу на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района денежные средства до настоящего времени не перечислены.
Между тем, отсутствие финансирования выборов создает препятствия для их проведения и предпосылки для нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации, в том числе проживающих на территории Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Бездействие администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия является нарушением положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти, устанавливающей верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, и обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Суд также считает, что действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения распорядителя финансовых средств муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования, следовательно, доводы представителя заинтересованного лица администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасии об отсутствии в бюджете сельсовета денежных средств на подготовку и проведение выборов суд находит несостоятельными.
Реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в орган местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета.
Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования прокурора Ширинского района Республики Хакасия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение его может оказаться невозможным.
Принимая во внимание назначенную дату выборов и установленный гражданско - процессуальным законодательством Российской Федерации срок вступления решения в законную силу, размер денежных средств, подлежащих перечислению на подготовку и проведение выборов, суд приходит к выводу, что имеются основании для обращения данного решения к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р ЕШИЛ:
заявление прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению в полном объеме средств на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и возложения обязанности на администрацию Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия перечислить денежные средства местного бюджета для подготовки и проведения выборов на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению в полном объеме средств на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия .
Обязать администрацию Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия перечислить денежные средства местного бюджета для подготовки и проведения выборов главы сельсовета в размере Х рублей, Совета депутатов - Х рублей на счет Территориальной избирательной комиссии Ширинского района Республики Хакасия.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Журавлева
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 29 июля 2015 года.
Судья Н.Ю. Журавлева