Решение по делу № 2-1392/2012 ~ М-1103/2012 от 14.05.2012

Дело № 2-1392/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Амурск. 06 июня 2012 г.

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего, судьи КРЕМЛЕВА В.В.

при секретаре ГОРДЕЕВОЙ Е.А.

с участием истца ЗАХАРОВОЙ Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску ЗАХАРОВОЙ Е. В. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

ЗАХАРОВА Е.В. обратилась в суд с требованиями

1.                           Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Захаровой Е. В., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2010г. по март 2012г. по <адрес>.

2.                           Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Захаровой Е. В. – исключив <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. из начислений за период с октября 2010г. по март 2012 г. и зачесть их в счет будущих платежей за электроэнергию по <адрес>

3.                           Признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес>

4.                           Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь, до принятия собственниками дома <адрес> решения о непосредственном управлении домом, начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Захаровой Е. В. по <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление».

В обоснование заявленных требований истец указала, что ответчиком в нарушение норм действующего законодательства незаконно и самовольно установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.

В судебном заседании истец пояснила, что является собственником квартиры <адрес>. Сособственниками указанной квартиры являются не проживающие в ней её <данные изъяты>. Оплату за электроэнергию вносит только она. Письменный договор оказания услуг энергоснабжения ни с ответчиком, ни с третьим лицом не заключала. Решение об установке общедомового прибора учета электроэнергии собственниками помещений дома по <адрес> не принималось. С соответствующим предложением об установке такого прибора, определении места его установки, порядка снятия показаний с него и их фиксации ни ответчик, ни управляющая компания к собственникам помещений дома и непосредственно к ней не обращались. Установленный прибор общедомового учета электроэнергии в общую собственность жильцов дома имеющих на праве собственности жилые помещения, не передавался. Прибор установлен в незапирающемся помещении. Кто и каким образом снимает с него показания неизвестно. Несмотря на это и в нарушение действующего законодательства ответчик продолжает начислять и выставлять к оплате счета за общедомовое потребление (ОДП). Показаниям указанного прибора не доверяет.

Представители ответчика, третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором указал, что действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.

Между УО «Микрорайон» и ОАО ДЭК заключено соответствующее соглашение, на основании которого (п. 1.1 Договора) ООО УО «Микрорайон» передает Амурскому филиалу ОАО ДЭК-Хабаровскэнергосбыт функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам-потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий по определению стоимости данной коммунальной услуги, начислению и получению платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. Условия данного договора не противоречат нормам действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность обеспечить до 01.07.2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в таких домах. Добровольная, безвозмездная установка общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. В этой связи формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав.

Представитель третьего лица – ООО «УО «Микрорайон» представил отзыв, в котором указал, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в отношении дома № 62 по <адрес>.

Согласно договору, управляющая организация выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Обсуждаемый многоквартирный дом оснащен измерительным комплексом электрической энергии – общедомовым прибором учета, установка которого осуществлена за счет средств и силами ресурсоснабжающей организации, то есть соответствующим подразделением ОАО «ДЭК».

Решение об установке общедомового прибора учета объемов электрической энергии, а также о включении его в состав общего имущества многоквартирного дома, собственниками помещений не принималось. Соответственно, данный прибор учета на обслуживании управляющей организации не находится.

Управляющей организацией для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома коммунальной услуги электроснабжения, а также использования электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) с ОАО «ДЭК» заключен договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ .

По условиям данного договора гарантирующему поставщику делегировано право на совершение необходимых юридических и фактических действий по определению объемов потребляемых энергоресурсов, размера их оплаты для каждого потребителя, на получение платы от потребителей. Также ОАО «ДЭК» уполномочено осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения.

Как следует из пояснений истца, письменных отзывов представителей ответчика и третьего лица, указанный дом является многоквартирным и управляется ООО «УО «Микрорайон».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УО «Микрорайон» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения , согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять продажу обществу с ограниченной ответственностью «УО «Микрорайон» электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «УО «Микрорайон» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных указанным договором.

Из пункта 1.3 договора следует, что ООО «УО «Микрорайон» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени.

В течение указанного ЗАХАРОВОЙ Е.В. времени в счетах на оплату электрической энергии, ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанные периоды, что подтверждается представленными квитанциями.

С октября 2010 года по март 2012 года включительно в счёт оплаты за электроэнергию, израсходованную на ОДН, истцу было начислено 1283,79 руб., указанная сумма оплачена ЗАХАРОВОЙ Е.В. в полном объеме, что подтверждается квитанциями (л.д. 8-14), расчетом иска (л.д. 6).

С выставленными счетами на оплату электроэнергии, израсходованной на ОДН, истец не согласна, просит уплаченную ею вышеуказанную сумму зачесть в счет будущих платежей.

Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истцу счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО «УО «Микрорайон» Договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО «УО «Микрорайон» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за потребленную жильцами обслуживаемого ими многоквартирного дома электроэнергию, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.

В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

«коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;

В соответствии с п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В данном случае

- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, коммунального ресурса - электрической энергии,

- управляющая компания ООО «УО «Микрорайон» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,

- истец является потребителем этой услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДП), которую истец обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Микрорайон», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.

То обстоятельство, что ОАО «ДЭК» не является исполнителем данного вида услуг, подтверждается и его письменными ответами, направленными на соответствующие обращения истца (л.д. 8-9, 14).

Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.

Поскольку являющийся приложением к вышеуказанному договору перечень жилых домов, находящихся на обслуживании ООО УО «Микрорайон» (п. 1.1. Договора) в суд не представлен, указанный договор не может рассматриваться судом как, имеющий отношение к настоящему делу.

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу начисления на оплату ОДН со стороны ОАО «ДЭК» подлежат снятию с его лицевого счета в сумме <данные изъяты> руб., а средства, уплаченные истцом ответчику за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, в указанном размере подлежат зачету в счет будущих платежей.

Также суд принимает как обоснованный довод истца о неправомерности действий ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по установке общедомового прибора учета электрической энергии и его использованию при расчете оплаты за ОДН.

Согласно пункту 5 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, в срок до 1.07.2012 г.

Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона).

Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после ДД.ММ.ГГГГ. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона).

Доказательств тому, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обращалось к собственникам жилых помещений дома по проспекту Строителей в городе Амурске с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется.

Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «УО «Микрорайон», ответчику право на установку общедомового прибора учета электроэнергии не предоставлено.

В общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома по проспекту Строителей в городе Амурске используемый ответчиком для расчётов за электроэнергию общедомовой прибор учета передан не был.

Учитывая установленные по делу факты, суд приходит к выводу, что прибор учета установлен ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в доме по проспекту Строителей в городе Амурске в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован для целей расчёта непосредственно с жильцами дома за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды.

Поскольку судом установлено, что в настоящее время, исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчику (ОАО «ДГК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а следовательно и с истцом) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме, подлежат удовлетворению требования истца о

- признании незаконными действий ответчика по начислению истцу платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истцом период,

- прекращении в дальнейшем начисления непосредственно ответчиком истцу платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.

Поскольку,

- как это следует из предоставленных истцом квитанций, по выставленным ей ответчиком счетам за электроэнергию истцом внесены ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, <данные изъяты> руб.,

- исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчиком указанные средства получены непосредственно с истца незаконно,

- указанная сумма в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ подлежит возврату истцу,

требование истца о зачёте указанной суммы в счёт будущих причитающихся с неё платежей за электроэнергию подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку исковые требования ЗАХАРОВОЙ Е.В. подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. за требование неимущественного характера и 400 руб. за требование о зачете в счет будущих платежей <данные изъяты> руб.

По изложенному и руководствуясь ст. 194-199, 214 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ЗАХАРОВОЙ Е. В. удовлетворить.

Признать незаконной установку общедомового прибора учёта электроэнергии по <адрес>, в отношении ЗАХАРОВОЙ Е. В., проживающей по <адрес>.

Признать противоречащим закону расчет ЗАХАРОВОЙ Е. В. платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2010 г. по март 2012 г. по <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет ЗАХАРОВОЙ Е. В. платы за электрическую энергию по квартире <адрес> за период с октября 2010 года по март 2012 года, зачтя в счёт будущих платежей внесенную истцом оплату за электроэнергию за указанный период в размере <данные изъяты> руб.

Запретить ответчику впредь начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых ЗАХАРОВОЙ Е. В. по вышеуказанному адресу (лицевой счёт ), плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в бюджет Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме окончательно ДД.ММ.ГГГГ

С у д ь я

2-1392/2012 ~ М-1103/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захарова Елена Владимировна
Ответчики
Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания»
Другие
ООО УО"Микрорайон"
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Кремлев Владислав Владимирович
Дело на странице суда
amursky--hbr.sudrf.ru
14.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2012Передача материалов судье
17.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2012Судебное заседание
10.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2012Дело оформлено
22.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее