№ 2-993/16-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2013 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М., при секретаре Танцюра Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашина В.И. к Петрозаводскому городскому Совету о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц незаконными, об обязании возместить необоснованно взысканный НДФЛ и производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания НДФЛ, по исковому заявлению прокурора города Петрозаводска в интересах Кашина В.И. к Петрозаводскому городскому Совету о признании права не уплачивать не удержанный налог и обязании производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания НДФЛ,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Он получает ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) с ДД.ММ.ГГГГ от Петрозаводского городского Совета как выборное должностное лицо местного самоуправления (с ДД.ММ.ГГГГ года как лицо, замещающее муниципальную должность) на основании Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» (п.4 ст.10, п.1-6 ст.13). Доплата к пенсии по старости (инвалидности) назначена распоряжением Председателя Петрозаводского городского Совета от 10.12.2004 № 68-рк «Об определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Кашина В.И., занимавшего должность Заместителя Председателя Петрозаводского городского Совета». С момента назначения доплаты к пенсии ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ НДФЛ с выплачиваемой ежемесячной доплаты не удерживался. Петрозаводский городской Совет и администрация Петрозаводского городского округа руководствовались письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16.10.2007 № 03-04-05-01/338 «О налогообложении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы» и не удерживали НДФЛ с пенсионеров муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности. С ДД.ММ.ГГГГ бухгалтерия Петрозаводского городского Совета стала удерживать НДФЛ (13 %) в месяц и продолжает удерживать НДФЛ с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости истца по настоящее время. Согласно п.2 ч.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» определены гарантии выборным должностным лицам: пенсионное обеспечение за выслугу лет, выборным должностным лицам устанавливается ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости, по инвалидности, назначаемой в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата к пенсии по старости (инвалидности) Кашину В.И. назначена ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456 и представляет собой часть пенсионной системы по государственному пенсионному обеспечению. С ДД.ММ.ГГГГ Петрозаводский городской Совет прекратил выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) Кашину В.И. Решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ принято «Обязать Петрозаводский городской Совет с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату Кашину В.И. ежемесячной доплаты за стаж работы в качестве выборного должностного лица местного самоуправления в размере <данные изъяты> % должностного оклада заместителя председателя Петрозаводского городского Совета с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Кассационным определением Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РК от ДД.ММ.ГГГГ решение Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу по существу оставила без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения. Решение Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. В письме Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № представлены данные об удержании НДФЛ с доплаты к пенсии истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. Истец полагает, что у Петрозаводского городского Совета отсутствуют законные основания по взиманию НДФЛ с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Истец просит признать действия Петрозаводского городского Совета по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), выплачиваемой Кашину В.И., налога на доходы физических лиц (НДФЛ) незаконными, обязать Петрозаводский городской Совет возместить необоснованно взысканный НДФЛ с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., продолжить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в полном объеме без удержания НДФЛ.
Прокурор г.Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах Кашина В.И. по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кашин В.И. получал в Петрозаводском городском Совете ежемесячную доплату к пенсии по старости (инвалидности) в размере <данные изъяты>% от должностного оклада Заместителя председателя Петрозаводского городского Совета с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, в размере <данные изъяты> %, в общей сумме <данные изъяты> рубля. Налог на доходы физических лиц с выплачиваемых Кашину В.И. сумм в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> не удерживался. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Петрозаводским городским Советом Кашину В.И. направлено требование о перечислении на лицевой счет представительного органа денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. На основании определения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ об изменении порядка и способа исполнения решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, и распоряжения Председателя Петросовета № от ДД.ММ.ГГГГ Кашину В.И. назначена и выплачивается ежемесячная доплата в размере <данные изъяты> рублей. За период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Кашину В.И. Петросоветом начислена доплата к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей из указанных начислений удержано НДФЛ в сумме <данные изъяты> рублей и фактически Кашину В.И. выплачено <данные изъяты> рублей. Ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» прокурор просит обязать ответчика не производить удержание налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Кашина В.И., выплачиваемой как лицу, замещавшему муниципальные должности Петрозаводского городского округа, за период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>, а также обязать ответчика не производить исчисление и удержание налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Кашина В.И., выплачиваемой как лицу, замещавшему муниципальные должности Петрозаводского городского округа, с ДД.ММ.ГГГГ.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Петрозаводска в интересах Кашина В.И. к Петрозаводскому городскому Совету о возложении обязанности не производить удержание налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и обязании производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания НДФЛ, соединено в одно производство с делом по иску Кашина В.И. к Петрозаводскому городскому Совету о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц незаконными, обязании возместить необоснованно взысканный НДФЛ и производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания НДФЛ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные исковые требования, Кашин В.И. просит обязать Петрозаводский городской Совет возместить необоснованно взысканный НДФЛ с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., продолжить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в полном объеме без удержания НДФЛ.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные исковые требования, прокурор города Петрозаводска просит признать право Кашина В.И. не уплачивать не удержанный налог на доходы физических лиц с ежемесячных доплат к трудовой пенсии, выплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, замещавшему муниципальные должности Петрозаводского городского округа и обязать Петрозаводский городской Совет не производить исчисление и удержание налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Кашина В.И., выплачиваемой как лицу, замещавшему муниципальные должности Петрозаводского городского округа, с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Прокурор Иванова О.Л. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Гришина Ю.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Кашина В.И. согласилась, требования прокурора о признании права Кашина В.И. не уплачивать не удержанный налог на доходы физических лиц с ежемесячных доплат к трудовой пенсии, выплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, как лицу, замещавшему муниципальные должности Петрозаводского городского округа считает необоснованными.
Третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте слушания дела.
Суд, заслушав истца, прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает иски подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истец является получателем трудовой пенсии по старости.
На основании распоряжения председателя Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Законом Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица в Республике Карелия» Кашину В.И., занимавшему должность <данные изъяты>, определена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, составляющая <данные изъяты> процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Кашина В.И., действия Петрозаводского городского Совета по прекращению с ДД.ММ.ГГГГ выплаты ежемесячной доплаты за стаж работы в качестве выборного должностного лица местного самоуправления признаны незаконными, с Петрозаводского городского Совета взыскана недополученная ежемесячная доплата в размере <данные изъяты> руб. за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, суд обязал Петрозаводский городской Совет с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату Кашину В.И. ежемесячной доплаты за стаж работы в качестве выборного должностного лица местного самоуправления в размере <данные изъяты> % должностного оклада заместителя председателя Петрозаводского городского Совета с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ решение Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ с указанной надбавки производится удержание налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст.72 (п.п. «ж», «н» ч.1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п.12 ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.24). Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст.5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.
Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1190-О-О (п. 2).
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч.2 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч.3 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» (ст.4) лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности.
Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № Устав Петрозаводского городского округа был дополнен Главой 5.1.
В силу ч.2 ст.56.1 указанной главы Устава лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), порядок назначения и выплаты которой устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета.
Из представленных документов следует, что Кашину В.И. назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в порядке, установленном Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» в размере <данные изъяты> руб. Ежемесячная доплата выплачивается за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа. Из указанной доплаты производилось удержание НДФЛ. Согласно представленной справке сумма удержанного налога за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год составила <данные изъяты> руб., что не оспаривается стороной ответчика. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с истца удержан НДФЛ в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п.2 ч.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст.12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» на основании требований п.п.3, 4 ст.4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п.2 ч.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.06.2012).
С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п.2 ч.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Действие ответчика, выраженное в удержании из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости НДФЛ, является незаконным и нарушает права истца в области пенсионного обеспечения, в связи с чем, нарушенное право подлежит восстановлению путем взыскания с Петрозаводского городского Совета необоснованно удержанного НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> руб., а также путем обязания ответчика производить с ДД.ММ.ГГГГ выплату Кашину В.И. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ.
Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кашину В.И. выплачена Петрозаводским городским Советом ежемесячная доплата к пенсии в сумме <данные изъяты> руб.
На основании ст.210 Налогового кодекса РФ с указанной суммы Петрозаводским городским Советом налог на доходы физических лиц не был удержан.
Вместе с тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Петрозаводским городским Советом Кашину В.И. направлено требование о перечислении на лицевой счет представительного органа денежных средств в размере <данные изъяты> руб. (размер не удержанного НДФЛ за период осуществления доплат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что указанное письмо не отозвано и нарушает права истца, суд полагает требование о признании права Кашина В.И. не уплачивать не удержанный налог на доходы физических лиц с ежемесячных доплат к трудовой пенсии, выплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах Кашина В.И., и Кашина В.И. к Петрозаводскому городскому Совету удовлетворить.
Признать незаконными действия Петрозаводского городского Совета по взиманию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, выплачиваемой Кашину В.И..
Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Кашина В.И. удержанный налог на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты> руб.
Обязать Петрозаводский городской Совет с ДД.ММ.ГГГГ производить Кашину В.И. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости без удержания налога на доходы физических лиц.
Признать право Кашина В.И. не уплачивать не удержанный налог на доходы физических лиц с ежемесячных доплат к трудовой пенсии, выплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М.Бингачова