Дело № 2-2473/2019 4 сентября 2019 года
29RS0014-01-2019-003349-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,
при секретаре Крыловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Гордеева А. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» о взыскании страховой премии, компенсации морального вреда,
установил:
Гордеев А.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» (далее – ООО «СК «Ингосстрах-жизнь») о взыскании страховой премии, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что 17 июня 2019 года между истцом и АО «ЮниКредит Банк» заключен кредитный договор. При заключении данного договора истца обязали присоединиться к программе страхования ООО «СК «Ингосстрах-жизнь». Заключен договор страхования от 17 июня 2019 года. Страховая премия составила 168 336 рублей и была оплачена за счет средств, полученных по кредитному договору. Истец был ознакомлен с правом отказаться от страхования в течение 14 дней с полным возвратом страховой премии в течение 10 рабочих дней. 21 июня 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением об отказе от договора страхования и просил вернуть уплаченные по нему денежные средства, что сделано не было.
В связи с изложенным истец просил взыскать с ООО «СК «Ингосстрах-жизнь» сумму страховой премии в размере 168 336 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также штраф.
Истец Гордеев А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Его представитель Яшин Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик ООО «СК «Ингосстрах-жизнь» своего представителя в суд не направил, мнения по иску не представил, извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В силу положений пункта 2 статьи 943 ГК РФ условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае, вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Из материалов дела следует, что 17 июня 2019 года при заключении кредитного договора с АО «ЮниКредит Банк» истцом заключен договор страхования жизни с ООО «СК «Ингосстрах-жизнь» по программе «Защита Кредита» со сроком страхования с момента оплаты страховой премии за счет кредитных денежных средств до 15 июня 2023 года.
В связи с заключением договора страхования Гордеевым А.В. страховщику уплачена страховая премия в сумме 168 336 рублей за весь период страхования.
В силу статьи 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью (пункт 1).
Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2). При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное (пункт 3).
В абзаце 2 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела) предусмотрено, что Банк России вправе определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования.
Во исполнение приведенной нормы Закона Банком России издано Указание от 20 ноября 2015 года № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (далее – Указание № 3854-У), которое было зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2016 года № 41072 и вступило в законную силу 2 марта 2016 года.
Согласно пункту 1 данного Указания № 3854-У при осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования (дата начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме (пункт 5 Указания № 3854-У).
По правилам пункта 6 Указания № 3854-У страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, но после даты начала действия страхования, страховщик при возврате уплаченной страховой премии страхователю вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования.
Пунктом 7 Указания № 3854-У предусмотрено, что страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о том, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования или иной даты, установленной по соглашению сторон, но не позднее срока, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящего Указания.
При этом в соответствии с пунктом 10 Указания № 3854-У страховщики обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам добровольного страхования в соответствии с требованиями настоящего Указания в течение 90 дней со дня вступления его в силу.
Пунктом 2 раздела «Дополнительные условия» договора страхования от 17 июня 2019 года предусмотрено право страхователя отказаться от договора страхования и получить возврат страховой премии в полном объеме при условии, что такой отказ имел место в течение 14 календарных дней с даты вступления договора в силу.
Как следует из материалов дела, истец 21 июня 2019 года, то есть в пределах указанного выше срока, по почте направил в адрес ООО «СК «Ингосстрах-жизнь» заявление об отказе от договора страхования, которое получено ответчиком 26 июня 2019 года.
Сведений о наступлении до этой даты страхового случая в материалах дела не имеется.
Таким образом, исходя из положений статьи 194 ГК РФ, истец отказался от страхования с соблюдением установленного четырнадцатидневного срока, в связи с чем в силу приведенных выше положений договора между сторонами приобрел право на возврат внесенной им страховой премии в полном объеме.
До настоящего времени спорная денежная сумма Гордееву А.В. не выплачена. Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании с ответчика страховой премии в сумме 168 336 рублей подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей относятся споры, связанные с осуществлением финансовой услуги, под которой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Таким образом, в силу нормы статьи 15 Закона о защите прав потребителей факт причинения морального вреда, если имело место нарушение прав потребителя по вине исполнителя, дополнительному доказыванию не подлежит.
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая то обстоятельство, что со стороны ООО «СК «Ингосстрах-жизнь» имело место нарушение прав потребителя, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о взыскании с данного ответчика компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в сумме 500 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с указанной нормой закона с ответчика ООО «СК «Ингосстрах-жизнь» в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме 84 418 рублей, исходя из расчета: (168 336 рублей + 500 рублей) / 2.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход местного бюджета в размере 4 867 рублей (4 567 рублей от взысканной страховой премии + 300 рублей по требованию о компенсации морального вреда).
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гордеева А. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» о взыскании страховой премии, компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» в пользу Гордеева А. В. страховую премию в размере 168 336 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 84 418 рублей, всего взыскать 253 254 (двести пятьдесят три тысячи двести пятьдесят четыре) рубля.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 867 (четыре тысячи восемьсот шестьдесят семь) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Каркавцева
Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2019 года.
Председательствующий А.А. Каркавцева