Судья: Соколова Н.М. Дело № 33-2177
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Маркова В.А.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Орловского района Орловской области к Воронцову С. Е., администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании недействительным результатов межевания, постановлений о предоставлении земельного участка и об утверждении схемы его расположения, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 03 июня 2019 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя администрации Становского сельского поселения Орловского района Певцова А.В., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
администрация Орловского района Орловской области обратилась в суд с иском к Воронцову С.Е., администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании недействительным результатов межевания, постановлений о предоставлении земельного участка и об утверждении схемы его расположения, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что <дата> администрацией Становского сельского поселения Орловского района Орловской области было вынесено постановление № о предоставлении в собственность бесплатно Воронцову С.Е. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, площадью 3 500 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> Воронцовым С.Е. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
Расстояние между кадастровыми границами земельного участка Воронцова С.Е. и земельного участка, расположенного напротив (через дорогу) с кадастровым номером № составляет от 3,25 до 3,93 метров.
Истец полагал, что при предоставлении земельного участка с кадастровым номером № Воронцову С.Е., администрацией сельского поселения не были учтены нормы таблицы 9 пункта 11.5.СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных Приказом Минрегиона России от <дата> № (действовали до <дата>), согласно которым ширина полосы движения второстепенной улицы в жилой застройке составляет 2,75 м при числе полос движения, равном 2 (итого 2,75м х 2= 5,5 метров).
Проявив должное внимание и осмотрительность при формировании улично-дорожной сети, администрация сельского поселения должна была при формировании земельного участка с кадастровым номером № учесть действовавшие на тот период времени нормы градостроительного проектирования и обеспечить необходимое расстояние между земельным участком уже стоящим на кадастровом учете и вновь формируемым.
Так, земельный участок Воронцова С.Е. был поставлен на кадастровый учет <дата>, а земельный участок с кадастровым номером № (расположен напротив через дорогу) был поставлен на кадастровый учет <дата>
В настоящее время согласно приложению 2 к постановлению администрации Орловского района Орловской области от <дата> № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Орловский район Орловской области» <адрес> имеет идентификационный номер № ОП МП 54 Н-4, покрытие грунт, протяженностью 2 000 метров.
Ссылаясь на то, что дорожная деятельность в отношении автомобильных работ местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального района, а ширина проезжей части автомобильной дороги меньше нормативно установленной негативно влияет на безопасность дорожного движения и не отвечает требованиям градостроительного законодательства, действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, администрация Орловского района Орловской области, уточнив при рассмотрении дела исковые требования, просила суд:
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 500 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>а;
- признать недействительными постановления администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № от <дата> об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставленного Воронцову С.Е. и постановление администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № «О предоставлении в собственность бесплатно Воронцову С.Е. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства»;
- признать отсутствующим право собственности Воронцова С.Е. на земельный участок с кадастровым номером №;
- исключить из Единого государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
Разрешая спор, судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о несогласии с выводом суда о том, что спорные правоотношения свидетельствуют о необходимости изъятия имущества (в том числе, земельного участка Воронцова С.Е.) для муниципальных нужд, поскольку орган местного самоуправления не принимал решение об изъятии земельного участка ответчика и материалами дела не подтверждено, что начата процедура изъятия имущества для муниципальных нужд.
Ссылается на то, что ширина дороги по <адрес> менее нормативной (5.5 м) негативно влияет на безопасность дорожного движения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тесту – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 3 Закона Орловской области от 03 октября 2013 г. № 1534-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются в собственность бесплатно для целей ведения личного подсобного хозяйства - приусадебный земельный участок: гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту постоянного проживания в сельских поселениях Орловской области.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела на основании постановления администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № от <дата> на основании заявления Воронцова С.Е., была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л. д. 85-86).
Постановлением администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № 191 от 20 июля 2015 г. Воронцову С.Е. в соответствии со ст. 3 Закона Орловской области от 03 октября 2013 г. № 1534-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3500 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по вышеуказанному адресу (л. д. 8).
Воронцов С.Е. зарегистрировал право собственности на земельный участок с кадастровым номером № в Управлении Россрестра по Орловской области <дата>
Постановлением администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № от <дата> утверждена детальная схема объекта улично-дорожной сети общего пользования местного значения внутри населенного пункта Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, согласно которому протяженность Железнодорожной улицы в д. Становое составляет 700 кв.м. (л. д. 43-44).
Муниципальное образование Становское сельское поселение Орловского района Орловской области <дата> зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 382 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенный по адресу: <адрес>.
Позднее постановлением администрации Орловского района Орловской области № от <дата> утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Орловский район Орловской области.
Согласно приложению 2 к данному постановлению <адрес> имеет идентификационный номер № ОП МП 54 Н-4, покрытие грунт, протяженностью 2000 метров.
Главой администрации Орловского района Орловской области утвержден план мероприятий по обустройству подъездных путей по <адрес>, который включает в себя, в том числе: исследование площади для дальнейшего изъятия под формирование подъездных путей, проведение встреч с собственниками земельных участков, прилегающих к подъездным путям, подготовку документов для изъятия земли или ее выкупа у собственников (л. д. 37).
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку усмотрел в настоящем споре обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих возможное изъятие земельного участка у ответчика Воронцова С.Е.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции по существу рассмотренного спора, вопреки доводам апелляционной жалобы, согласна.
Так, по делу установлено, что ширина дороги (проезда) между земельным участком Воронцова С.Е. (кадастровый номер №) и земельным участком с кадастровым номером № общей площадью 4542 кв.м., принадлежащим на праве собственности Николаевым, исходя из кадастровых границ, составляет от 3.25 до 3.93 м.
При этом, как установлено и подтверждено материалами дела, фактически расположение дороги не соответствует вышеуказанным кадастровым границам. По факту дорога располагается на территории земельных участков с кадастровыми номерами № (участок Николаевых) и № (дорога) (л. д. 17). При этом дорога по <адрес> всегда являлась однополосной. Нарушений по ширине проезда установлено не было.
Более того, <дата> между собственниками земельного участка № (Николаевыми) и Становским сельским поселением в целях обеспечения доступности улично-дорожной сети <адрес> было заключено соглашение о перераспределении части земельных участков, по условиям которого часть земельного участка № площадью 100 кв.м. переходит в собственность муниципального образования Становское сельское поселение. До момента завершения процедуры перераспределения земельных участков Николаевы обязались не чинить препятствий по проезду по части земельного участка № третьим лицам.
Таким образом, земельный участок Воронцова С.Е. никоем образом не препятствует осуществлению движения по <адрес>.
Более того, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, судебная коллегия исходит из того, что на момент утверждения схемы расположения земельного участка № сведений о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка № не имелось (л. д. 65).
Довод апелляционной жалобы администрации Орловского района Орловской области о том, что материалами дела не подтверждено начало процедуры изъятия имущества для муниципальных нужд, не влечет отмену решения суда первой инстанции, поскольку начало процедуры изъятия земельных участков для муниципальных нужд (или отсутствие таковой) не является основанием при установленных по делу обстоятельствах для изъятия у собственника Воронцова С.В. посредством заявления настоящих исковых требований принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, предоставленного в установленном законом порядке.
В остальном, апелляционная жалоба истца не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, доводы, содержащиеся в ней, не опровергают правильность выводов суда, сделанных по существу рассмотренного спора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 03 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Соколова Н.М. Дело № 33-2177
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Маркова В.А.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Орловского района Орловской области к Воронцову С. Е., администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании недействительным результатов межевания, постановлений о предоставлении земельного участка и об утверждении схемы его расположения, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,
по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 03 июня 2019 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя администрации Становского сельского поселения Орловского района Певцова А.В., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
администрация Орловского района Орловской области обратилась в суд с иском к Воронцову С.Е., администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании недействительным результатов межевания, постановлений о предоставлении земельного участка и об утверждении схемы его расположения, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что <дата> администрацией Становского сельского поселения Орловского района Орловской области было вынесено постановление № о предоставлении в собственность бесплатно Воронцову С.Е. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, площадью 3 500 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> Воронцовым С.Е. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
Расстояние между кадастровыми границами земельного участка Воронцова С.Е. и земельного участка, расположенного напротив (через дорогу) с кадастровым номером № составляет от 3,25 до 3,93 метров.
Истец полагал, что при предоставлении земельного участка с кадастровым номером № Воронцову С.Е., администрацией сельского поселения не были учтены нормы таблицы 9 пункта 11.5.СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных Приказом Минрегиона России от <дата> № (действовали до <дата>), согласно которым ширина полосы движения второстепенной улицы в жилой застройке составляет 2,75 м при числе полос движения, равном 2 (итого 2,75м х 2= 5,5 метров).
Проявив должное внимание и осмотрительность при формировании улично-дорожной сети, администрация сельского поселения должна была при формировании земельного участка с кадастровым номером № учесть действовавшие на тот период времени нормы градостроительного проектирования и обеспечить необходимое расстояние между земельным участком уже стоящим на кадастровом учете и вновь формируемым.
Так, земельный участок Воронцова С.Е. был поставлен на кадастровый учет <дата>, а земельный участок с кадастровым номером № (расположен напротив через дорогу) был поставлен на кадастровый учет <дата>
В настоящее время согласно приложению 2 к постановлению администрации Орловского района Орловской области от <дата> № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Орловский район Орловской области» <адрес> имеет идентификационный номер № ОП МП 54 Н-4, покрытие грунт, протяженностью 2 000 метров.
Ссылаясь на то, что дорожная деятельность в отношении автомобильных работ местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального района, а ширина проезжей части автомобильной дороги меньше нормативно установленной негативно влияет на безопасность дорожного движения и не отвечает требованиям градостроительного законодательства, действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, администрация Орловского района Орловской области, уточнив при рассмотрении дела исковые требования, просила суд:
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 500 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>а;
- признать недействительными постановления администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № от <дата> об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставленного Воронцову С.Е. и постановление администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата> № «О предоставлении в собственность бесплатно Воронцову С.Е. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства»;
- признать отсутствующим право собственности Воронцова С.Е. на земельный участок с кадастровым номером №;
- исключить из Единого государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
Разрешая спор, судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о несогласии с выводом суда о том, что спорные правоотношения свидетельствуют о необходимости изъятия имущества (в том числе, земельного участка Воронцова С.Е.) для муниципальных нужд, поскольку орган местного самоуправления не принимал решение об изъятии земельного участка ответчика и материалами дела не подтверждено, что начата процедура изъятия имущества для муниципальных нужд.
Ссылается на то, что ширина дороги по <адрес> менее нормативной (5.5 м) негативно влияет на безопасность дорожного движения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тесту – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 3 Закона Орловской области от 03 октября 2013 г. № 1534-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются в собственность бесплатно для целей ведения личного подсобного хозяйства - приусадебный земельный участок: гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту постоянного проживания в сельских поселениях Орловской области.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела на основании постановления администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № от <дата> на основании заявления Воронцова С.Е., была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л. д. 85-86).
Постановлением администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № 191 от 20 июля 2015 г. Воронцову С.Е. в соответствии со ст. 3 Закона Орловской области от 03 октября 2013 г. № 1534-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3500 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по вышеуказанному адресу (л. д. 8).
Воронцов С.Е. зарегистрировал право собственности на земельный участок с кадастровым номером № в Управлении Россрестра по Орловской области <дата>
Постановлением администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № от <дата> утверждена детальная схема объекта улично-дорожной сети общего пользования местного значения внутри населенного пункта Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, согласно которому протяженность Железнодорожной улицы в д. Становое составляет 700 кв.м. (л. д. 43-44).
Муниципальное образование Становское сельское поселение Орловского района Орловской области <дата> зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 382 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенный по адресу: <адрес>.
Позднее постановлением администрации Орловского района Орловской области № от <дата> утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Орловский район Орловской области.
Согласно приложению 2 к данному постановлению <адрес> имеет идентификационный номер № ОП МП 54 Н-4, покрытие грунт, протяженностью 2000 метров.
Главой администрации Орловского района Орловской области утвержден план мероприятий по обустройству подъездных путей по <адрес>, который включает в себя, в том числе: исследование площади для дальнейшего изъятия под формирование подъездных путей, проведение встреч с собственниками земельных участков, прилегающих к подъездным путям, подготовку документов для изъятия земли или ее выкупа у собственников (л. д. 37).
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку усмотрел в настоящем споре обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих возможное изъятие земельного участка у ответчика Воронцова С.Е.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции по существу рассмотренного спора, вопреки доводам апелляционной жалобы, согласна.
Так, по делу установлено, что ширина дороги (проезда) между земельным участком Воронцова С.Е. (кадастровый номер №) и земельным участком с кадастровым номером № общей площадью 4542 кв.м., принадлежащим на праве собственности Николаевым, исходя из кадастровых границ, составляет от 3.25 до 3.93 м.
При этом, как установлено и подтверждено материалами дела, фактически расположение дороги не соответствует вышеуказанным кадастровым границам. По факту дорога располагается на территории земельных участков с кадастровыми номерами № (участок Николаевых) и № (дорога) (л. д. 17). При этом дорога по <адрес> всегда являлась однополосной. Нарушений по ширине проезда установлено не было.
Более того, <дата> между собственниками земельного участка № (Николаевыми) и Становским сельским поселением в целях обеспечения доступности улично-дорожной сети <адрес> было заключено соглашение о перераспределении части земельных участков, по условиям которого часть земельного участка № площадью 100 кв.м. переходит в собственность муниципального образования Становское сельское поселение. До момента завершения процедуры перераспределения земельных участков Николаевы обязались не чинить препятствий по проезду по части земельного участка № третьим лицам.
Таким образом, земельный участок Воронцова С.Е. никоем образом не препятствует осуществлению движения по <адрес>.
Более того, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, судебная коллегия исходит из того, что на момент утверждения схемы расположения земельного участка № сведений о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка № не имелось (л. д. 65).
Довод апелляционной жалобы администрации Орловского района Орловской области о том, что материалами дела не подтверждено начало процедуры изъятия имущества для муниципальных нужд, не влечет отмену решения суда первой инстанции, поскольку начало процедуры изъятия земельных участков для муниципальных нужд (или отсутствие таковой) не является основанием при установленных по делу обстоятельствах для изъятия у собственника Воронцова С.В. посредством заявления настоящих исковых требований принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, предоставленного в установленном законом порядке.
В остальном, апелляционная жалоба истца не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, доводы, содержащиеся в ней, не опровергают правильность выводов суда, сделанных по существу рассмотренного спора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 03 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи