Дело № 2а-5189/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Садчиковой У.А.,
с участием представителя административного истца МИФНС №13 по Воронежской области Нагаевой О.Ю., действующей на основании доверенности от 29.07.2019 года и диплома о высшем юридическом образовании, административного ответчика Дитко К.Л., представителя административного ответчика Максимовой С.Ю., действующей на основании доверенности от 12.04.2019 года и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску МИФНС №13 по Воронежской области к Дитко Константину Леонардовичу о взыскании недоимки по налогу, пени
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №13 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Дитко Константину Леонардовичу о взыскании недоимки за 2017 год по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 391 385,00 руб., пени в сумме 1 373,11 руб., а всего на общую сумму 392 758,11 руб.
В обоснование заявленных требований, указав, что ответчик является плательщиком земельного налога. В собственности административного ответчика находится: земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, с.Бабяково, ул. Совхозная, 1д.
Дитко К.Л. обязан был заплатить налог согласно налоговому уведомлению № 40266580 от 06.09.2018 г. за 2017 год. Расчет налога приведен в налоговом уведомлении.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога за 2017 г. Дитко К.Л. не исполнил, в связи с чем, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и, руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ, выставила требования об уплате налогов от № 45507 от 18.12.2018.
МИФНС России №13 по Воронежской области обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дитко К.Л. задолженности по налогам.
09.01.2019 г. определением мирового судьи отменен судебный приказ о взыскании с Дитко К.Л. задолженности по налогам (л.д.5-8).
Представитель административного истца МИФНС №13 по Воронежской области Нагаева О.Ю., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 21, 22) требования о взыскании налогов, пени поддержала.
Административный ответчик Дитко К.Л., представитель административного ответчика Максимова С.Ю., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 48) возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснили, что вступившим в законную силу решением Воронежского областного суда от 19 августа 2019 года установлена иная, чем указана в налоговом уведомлении, кадастровая стоимость земельного участка.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные по делу письменные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы, которая определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (п. 11).
Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность по исчислению налога и направлению налогоплательщику налогового уведомления на основании поступивших в электронном виде сведений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Дитко К.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, <адрес> (л.д. 16). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №40266580 от 06.09.2018 г. на уплату земельного налога, с определением срока уплаты не позднее 03.12.2018 года (л.д.15).
По истечении срока платежа недоимка по земельному налогу в бюджет не поступила.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Налоговым органом ответчику было выставлено требование № 45507 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.12.2018 года, согласно которому за Дитко К.Л. числилась недоимка по земельному налогу в размере 391 385,00 руб., пени в сумме 1373,11 руб. Срок исполнения требования до 05.02.2019 г. (л.д.13).
Несмотря на истечение указанного в налоговом требовании срока исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени административным ответчиком не погашена, что повлекло взыскание сумм в судебном порядке.
МИФНС России №13 по Воронежской области обратилось к мировому судье судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с Дитко К.Л.
29 марта 2018 г. мировым судьей судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ о взыскании с Дитко К.Л. в доход бюджета задолженности по земельному налогу, пени (л.д. 40).
Срок, установленный ст. 48 НК РФ на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, на обращение в суд с данным иском налоговым органом не пропущен, поскольку требование об уплате земельного налога и пени по состоянию на 18.12.2018 г. указывало срок уплаты до 05.02.2019 г., МИФНС №13 по Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа обратилась к мировому судье 26.03.2019 г., судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 29.03.2019 г.
В связи с поступившими возражениями должника, 18 апреля 2019 г. определением мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области отменен судебный приказ от 29.03.2019 года о взыскании с Дитко К.Л. недоимки по земельному налогу, пени (л.д.41), в суд с данным административным иском МИФНС России №13 по Воронежской области обратилось 12.07.2019 г. (л.д. 5).
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно расчету, представленному МИФНС России №13 по Воронежской области, сумма недоимки Дитко К.Л. составляет за 2017 год 391 385,00 руб., пени в сумме 1 373,11 руб., а всего на общую сумму 392 758,11 руб.
Вместе с тем, 19 августа 2019 года решением Воронежского областного суда установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:16:0601006:177, площадью 8 437 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства центра придорожного сервиса, расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, с. Бабяково, ул.Совхозная, 1д, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 8 926 346 рублей. Решение вступило в законную силу 24.09.2019 года (л.д. 70-74).
В соответствии со статьей 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты Воронежской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если действующим законодательством или самими нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. №970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Воронежской области» опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 14.12.2015 г., и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2015г., в соответствии с требованиями статьи 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации".
В целях обеспечения внесения в государственный кадастр недвижимости утвержденных результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены в орган кадастрового учета указанные сведения в рамках информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, определенного ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области были внесены 29.12.2015 года.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки имеют особенности действия во времени.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), вышеуказанный нормативный правовой акт действует во времени с момента вступления в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закон" от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в той части, в какой нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, постановление правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области", опубликованное 14.12.2015 года, вступило в силу, и для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2017 года.
В связи с чем при расчете земельного налога за истребуемый истцом период 2017 г. подлежит применению Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области».
Исходя из изложенного, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, а именно на земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, <адрес> за 2017 г. должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости в размере 8 926 346 руб.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 133 895 руб. (8 926 346 х 1,5%)
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).
Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Поскольку Дитко К.Л. сумма налога в установленный срок не уплачена, сумма пени в размере 469,75 руб. (пени начисленные за период с 04.12.2018 г. по 16.12.2018 г. года в сумме 435,16 руб. (133895х7,5%:300)х13 = 435,16), пени начисленные за период с 17.12.2018 г. (за один день) в сумме 34,59 руб. (133895х7,5%:300)х1 =34,59) подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Дитко К.Л. составляет 3887 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Воронежской области к Дитко Константину Леонардовичу о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений удовлетворить частично.
Взыскать с Дитко Константина Леонардовича земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений за 2017 год в размере 133895 руб., пени в размере 469,75 руб. а всего 134 364, 75 руб.
Взыскать с Дитко Константина Леонардовича госпошлину в доход бюджета в размере 3 887 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курындина Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 октября 2019 г.
Дело № 2а-5189/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Садчиковой У.А.,
с участием представителя административного истца МИФНС №13 по Воронежской области Нагаевой О.Ю., действующей на основании доверенности от 29.07.2019 года и диплома о высшем юридическом образовании, административного ответчика Дитко К.Л., представителя административного ответчика Максимовой С.Ю., действующей на основании доверенности от 12.04.2019 года и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску МИФНС №13 по Воронежской области к Дитко Константину Леонардовичу о взыскании недоимки по налогу, пени
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №13 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Дитко Константину Леонардовичу о взыскании недоимки за 2017 год по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 391 385,00 руб., пени в сумме 1 373,11 руб., а всего на общую сумму 392 758,11 руб.
В обоснование заявленных требований, указав, что ответчик является плательщиком земельного налога. В собственности административного ответчика находится: земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, с.Бабяково, ул. Совхозная, 1д.
Дитко К.Л. обязан был заплатить налог согласно налоговому уведомлению № 40266580 от 06.09.2018 г. за 2017 год. Расчет налога приведен в налоговом уведомлении.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога за 2017 г. Дитко К.Л. не исполнил, в связи с чем, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и, руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ, выставила требования об уплате налогов от № 45507 от 18.12.2018.
МИФНС России №13 по Воронежской области обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Дитко К.Л. задолженности по налогам.
09.01.2019 г. определением мирового судьи отменен судебный приказ о взыскании с Дитко К.Л. задолженности по налогам (л.д.5-8).
Представитель административного истца МИФНС №13 по Воронежской области Нагаева О.Ю., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 21, 22) требования о взыскании налогов, пени поддержала.
Административный ответчик Дитко К.Л., представитель административного ответчика Максимова С.Ю., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 48) возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснили, что вступившим в законную силу решением Воронежского областного суда от 19 августа 2019 года установлена иная, чем указана в налоговом уведомлении, кадастровая стоимость земельного участка.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные по делу письменные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы, которая определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (п. 11).
Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность по исчислению налога и направлению налогоплательщику налогового уведомления на основании поступивших в электронном виде сведений.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Дитко К.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, <адрес> (л.д. 16). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №40266580 от 06.09.2018 г. на уплату земельного налога, с определением срока уплаты не позднее 03.12.2018 года (л.д.15).
По истечении срока платежа недоимка по земельному налогу в бюджет не поступила.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Налоговым органом ответчику было выставлено требование № 45507 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.12.2018 года, согласно которому за Дитко К.Л. числилась недоимка по земельному налогу в размере 391 385,00 руб., пени в сумме 1373,11 руб. Срок исполнения требования до 05.02.2019 г. (л.д.13).
Несмотря на истечение указанного в налоговом требовании срока исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени административным ответчиком не погашена, что повлекло взыскание сумм в судебном порядке.
МИФНС России №13 по Воронежской области обратилось к мировому судье судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с Дитко К.Л.
29 марта 2018 г. мировым судьей судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ о взыскании с Дитко К.Л. в доход бюджета задолженности по земельному налогу, пени (л.д. 40).
Срок, установленный ст. 48 НК РФ на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, на обращение в суд с данным иском налоговым органом не пропущен, поскольку требование об уплате земельного налога и пени по состоянию на 18.12.2018 г. указывало срок уплаты до 05.02.2019 г., МИФНС №13 по Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа обратилась к мировому судье 26.03.2019 г., судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 29.03.2019 г.
В связи с поступившими возражениями должника, 18 апреля 2019 г. определением мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области отменен судебный приказ от 29.03.2019 года о взыскании с Дитко К.Л. недоимки по земельному налогу, пени (л.д.41), в суд с данным административным иском МИФНС России №13 по Воронежской области обратилось 12.07.2019 г. (л.д. 5).
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно расчету, представленному МИФНС России №13 по Воронежской области, сумма недоимки Дитко К.Л. составляет за 2017 год 391 385,00 руб., пени в сумме 1 373,11 руб., а всего на общую сумму 392 758,11 руб.
Вместе с тем, 19 августа 2019 года решением Воронежского областного суда установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:16:0601006:177, площадью 8 437 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства центра придорожного сервиса, расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, с. Бабяково, ул.Совхозная, 1д, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 8 926 346 рублей. Решение вступило в законную силу 24.09.2019 года (л.д. 70-74).
В соответствии со статьей 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты Воронежской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если действующим законодательством или самими нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. №970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Воронежской области» опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 14.12.2015 г., и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2015г., в соответствии с требованиями статьи 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации".
В целях обеспечения внесения в государственный кадастр недвижимости утвержденных результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области были направлены в орган кадастрового учета указанные сведения в рамках информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, определенного ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области были внесены 29.12.2015 года.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки имеют особенности действия во времени.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), вышеуказанный нормативный правовой акт действует во времени с момента вступления в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закон" от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в той части, в какой нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, постановление правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области", опубликованное 14.12.2015 года, вступило в силу, и для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2017 года.
В связи с чем при расчете земельного налога за истребуемый истцом период 2017 г. подлежит применению Постановление Правительства Воронежской области от 11.12.2015 N 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области».
Исходя из изложенного, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, а именно на земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, <адрес> за 2017 г. должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости в размере 8 926 346 руб.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 133 895 руб. (8 926 346 х 1,5%)
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).
Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Поскольку Дитко К.Л. сумма налога в установленный срок не уплачена, сумма пени в размере 469,75 руб. (пени начисленные за период с 04.12.2018 г. по 16.12.2018 г. года в сумме 435,16 руб. (133895х7,5%:300)х13 = 435,16), пени начисленные за период с 17.12.2018 г. (за один день) в сумме 34,59 руб. (133895х7,5%:300)х1 =34,59) подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Дитко К.Л. составляет 3887 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Воронежской области к Дитко Константину Леонардовичу о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений удовлетворить частично.
Взыскать с Дитко Константина Леонардовича земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений за 2017 год в размере 133895 руб., пени в размере 469,75 руб. а всего 134 364, 75 руб.
Взыскать с Дитко Константина Леонардовича госпошлину в доход бюджета в размере 3 887 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курындина Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 октября 2019 г.