РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Йошкар-Ола 27 декабря 2016 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Митьковой М.В.,
при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Знаменское сельское поселение» обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава - Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Республике Марий Эл от 15 февраля 2016 года.
В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2014 года на администрацию муниципального образования «Знаменское сельское поселение» возложена обязанность в срок до 01 апреля 2015 года произвести постановку на учет бесхозяйного объекта имущества – линию электропередач – ЛЭП- 0,4 кВ Ф-1, Ф-2, Ф-3 КТП № 164 протяженностью 1600 метров, расположенной в <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Поскольку в указанный срок исполнить решение суда Администрация муниципального образования «Знаменское сельское поселение» не имела возможности, ответчиком вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в вышеуказанном размере. Неисполнение решения суда в установленные сроки обусловлено тем, что администрацией предпринимались действия, направленные на исполнение решения суда, неоднократно обращались в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйной линии электропередач, Финансовый отдел муниципалитета. В настоящее время решение суда исполнено.
В судебном заседании представитель истца глава администрации МО «Знаменское сельское поселение» Тетерина О.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным выше.
В судебное заседание представитель ответчика УФССП по РМЭ не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица помощник прокурора Медведевского района по доверенности Белова С.Г. полагала заявление подлежащим удовлетворению, с учетом отсутствия денежных средств, имеющейся задолженности по муниципальным контрактам.
Определением суда от 01 декабря 2016 года по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл надлежащим ответчиком Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2014 года на администрацию муниципального образования «Знаменское сельское поселение» возложена обязанность в срок до 01 апреля 2015 года поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества линию электропередач – ЛЭП- 0,4 кВ Ф-1, Ф-2, Ф-3 КИП № 164 протяженностью 1600 метров, расположенной в <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
На основании выданного Медведевским районным судом Республики Марий Эл исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя от 20 июля 2016 года возбуждено исполнительное производство.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМЭ от 15 февраля 2016 года с должника администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 28 марта 29016 года администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 15 мая 2016 года.
Из материалов дела следует, что главой администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» направлялись запросы о предоставлении сведений в отношении спорного имущества и постановки на учет бесхозяйный объект имущества. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения исполнение решения суда неоднократно откладывалось.
В настоящее время решение суда исполнено 25 мая 2016 года, получена выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта имущества.
Таким образом, из материалов дела видно, что должником по исполнительному производству - администрацией муниципального образования «Знаменское сельское поселение», в установленный судебным решением срок предпринимались действия, направленные на исполнение решения суда. Материалы дела свидетельствуют о том, что в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок решения суда, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Доказательств того, что должник умышленно уклонялся от исполнения решения, суду не представлено, напротив, из представленных суду документов видно, что истцом, как должником, предпринимались меры для исполнения решения суда.
Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, суд считает возможным удовлетворить требования администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Знаменское сельское поселение» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.В. Митькова
Мотивированное решение
составлено 09.01.2017 года