Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1939/2018 от 03.07.2018

Судья Сандуляк С.В.                 Дело № 33-1939

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        17 июля 2018 г.                  г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Рогожина Н.А.,

при секретаре Касьяновой В.С.,

    в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Лариковой Ирины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Лариковой Ирины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС - удовлетворить.

Признать за Лариковой Ириной Ивановной право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Лариковой Ирине Ивановне выплату пенсии с 12 марта 2018 г.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Лариковой Ирины Ивановны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Пальчикову И.В., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Лариковой И.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Ларикова И.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование заявленных требований указывала, что с 1998 года по настоящее время она фактически проживает в д. <адрес>, которая относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

19 февраля 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в этом было отказано по тем основаниям, что период проживания в вышеназванной зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительства.

    По изложенным обстоятельствам, уточнив исковые требования, просила суд обязать ответчика назначить досрочно пенсию с момента возникновения права на нее в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

    Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

    В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.

Считает, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку постоянное проживание на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, не подтверждено регистрацией.

Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.Согласно ранее действовавшим Перечням населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р и от 01 февраля 1998 г. № 1582, а также действующему в настоящее время Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 08 октября 2015 № 1074 <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Ларикова И.И., <дата> года рождения, 19 февраля 2018 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

    Решением ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано в назначении пенсии по старости, ввиду того, что подтвержденный ею период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и период работы на загрязненной территории составляет 9 лет 00 месяцев 29 дней, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, а период ее проживания в <адрес> с 1998 года по 2015 год не подтвержден регистрацией по месту жительства. В связи с чем Лариковой И.И. было рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии в возрасте 53 лет.

    Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что с 1998 г. она с семьей проживает в д<адрес>, с 2015 года по настоящее время имеет регистрацию в <адрес>.

    Разрешая заявленные требования и проверяя их обоснованность, судом установлено, что в период с 1998 г. по 2015 г. истец, хотя и была зарегистрирована в <адрес>, фактически постоянно проживала в д. <адрес> без регистрации.

    Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

    Так, в похозяйственных книгах на домовладение в <адрес> за период с 1997 по 2012 годы в качестве члена хозяйства значится Ларикова И.И.

    В медицинской карте сына Лариковой И.И.- ФИО7, <дата> рождения, указано место его жительства - <адрес>.

    Дети Лариковой И.И. – ФИО6, <дата> года рождения, и ФИО7, <дата> года рождения, обучались в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<...>» <...> г. соответственно.

    Ларикова И.И. имела регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на срок с 17 февраля 2005 г. по 17 февраля 2006 г. Жилой дом, расположенный в д. <адрес>, в котором Ларикова И.И. проживает со своей семьей, принадлежит на праве собственности ее мужу ФИО8 с 1997 г.

Кроме того, факт проживания Лариковой И.И. в спорный период в д<адрес>, подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО9, ФИО10

Установив, что Ларикова И.И. в период с 1998 г. по настоящее время проживает в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и принимая во внимание, что ответчик признавал право истца на снижение общеустановленного возраста на 2 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Лариковой И.И. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на три года и обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить выплату этой пенсии с 12 марта 2018 г.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что последняя в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

    Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Поскольку право на получение пенсии у Лариковой И.И. возникло с 12 марта 2018 г. (достижение возраста <...> лет), суд правомерно назначил истцу пенсию с указанной даты.

Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Сандуляк С.В.                 Дело № 33-1939

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        17 июля 2018 г.                  г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Рогожина Н.А.,

при секретаре Касьяновой В.С.,

    в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Лариковой Ирины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Лариковой Ирины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС - удовлетворить.

Признать за Лариковой Ириной Ивановной право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Лариковой Ирине Ивановне выплату пенсии с 12 марта 2018 г.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Лариковой Ирины Ивановны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Пальчикову И.В., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Лариковой И.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Ларикова И.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование заявленных требований указывала, что с 1998 года по настоящее время она фактически проживает в д. <адрес>, которая относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

19 февраля 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в этом было отказано по тем основаниям, что период проживания в вышеназванной зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительства.

    По изложенным обстоятельствам, уточнив исковые требования, просила суд обязать ответчика назначить досрочно пенсию с момента возникновения права на нее в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

    Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

    В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.

Считает, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку постоянное проживание на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, не подтверждено регистрацией.

Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.Согласно ранее действовавшим Перечням населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р и от 01 февраля 1998 г. № 1582, а также действующему в настоящее время Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 08 октября 2015 № 1074 <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Ларикова И.И., <дата> года рождения, 19 февраля 2018 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

    Решением ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано в назначении пенсии по старости, ввиду того, что подтвержденный ею период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и период работы на загрязненной территории составляет 9 лет 00 месяцев 29 дней, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, а период ее проживания в <адрес> с 1998 года по 2015 год не подтвержден регистрацией по месту жительства. В связи с чем Лариковой И.И. было рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии в возрасте 53 лет.

    Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что с 1998 г. она с семьей проживает в д<адрес>, с 2015 года по настоящее время имеет регистрацию в <адрес>.

    Разрешая заявленные требования и проверяя их обоснованность, судом установлено, что в период с 1998 г. по 2015 г. истец, хотя и была зарегистрирована в <адрес>, фактически постоянно проживала в д. <адрес> без регистрации.

    Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

    Так, в похозяйственных книгах на домовладение в <адрес> за период с 1997 по 2012 годы в качестве члена хозяйства значится Ларикова И.И.

    В медицинской карте сына Лариковой И.И.- ФИО7, <дата> рождения, указано место его жительства - <адрес>.

    Дети Лариковой И.И. – ФИО6, <дата> года рождения, и ФИО7, <дата> года рождения, обучались в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<...>» <...> г. соответственно.

    Ларикова И.И. имела регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на срок с 17 февраля 2005 г. по 17 февраля 2006 г. Жилой дом, расположенный в д. <адрес>, в котором Ларикова И.И. проживает со своей семьей, принадлежит на праве собственности ее мужу ФИО8 с 1997 г.

Кроме того, факт проживания Лариковой И.И. в спорный период в д<адрес>, подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО9, ФИО10

Установив, что Ларикова И.И. в период с 1998 г. по настоящее время проживает в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и принимая во внимание, что ответчик признавал право истца на снижение общеустановленного возраста на 2 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Лариковой И.И. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на три года и обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить выплату этой пенсии с 12 марта 2018 г.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что последняя в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

    Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Поскольку право на получение пенсии у Лариковой И.И. возникло с 12 марта 2018 г. (достижение возраста <...> лет), суд правомерно назначил истцу пенсию с указанной даты.

Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1939/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ларикова Ирина Ивановна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе
Суд
Орловский областной суд
Судья
Корнева Марина Александровна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
17.07.2018Судебное заседание
23.07.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее