Дело № 2а-991/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2020 года г. Казань
Ново – Савиновский районный суд города Казани РТ в составе:
председательствующего судьи Хусаинова Р.Г.
при секретаре Габбасовой Н.А.,
с участием помощника судьи Дмитриевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ново-Савиновского района г.Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц к Феоктистовой Е.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ново-Савиновского района г.Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Феоктистовой Е.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Ново-Савиновского района г.Казани проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части недопущения к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, при которых управление транспортными средствами противопоказано.
В ходе проведенной проверки установлено, что Феоктистова Е.В., --.--.---- г. года рождения, имея водительское удостоверение №-- категории: «---», выданное --.--.---- г.., не годна к управлению транспортными средствами по следующим основаниям.
Согласно представленной информации ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ» от --.--.---- г.. №--, Феоктистова Е.В. состоит на диспансерном наблюдении с --.--.---- г. года с диагнозом «--- У врача психиатра-нарколога не наблюдается. Стойкая ремиссия заболевания не установлена.
В связи с тем, что Феоктистова Е.В. не снята с диспансерного наблюдения со стойкой ремиссией, она в настоящее время имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.Таким образом, проведенной проверкой установлено, что право Феоктистовой Е.В. на управление транспортными средствами подлежит прекращению, поскольку его наличие создает угрозу жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного, административный истец просит прекратить действие права Феоктистовой Е.В., --.--.---- г. года рождения, на управление транспортными средствами до установления стойкой ремиссии (выздоровления), обязать Феоктистову Е.В. сдать водительское удостоверение №--, категории ««---», выданное --.--.---- г.., на управление автотранспортными средствами в УГИБДД УМВД России по г. Казани.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования, просит их удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – представитель УГИБДД МВД России по г.Казани в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - представитель ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела представил отзыв на исковое заявление, в котором просит исковые требования удовлетворить, поскольку Феокститова имеет противопоказания к управлению транспортным средством, по медицинской документации ремиссия заболевания не зафиксирована.
Выслушав пояснения представителя административного истца, участвующего в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Согласно ст. 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г., водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.В соответствии со ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 указанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно статье 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно данному Перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании. Больные наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортным средством категории «ABC» при наличии у них стойкой ремиссии заболевания в течение не менее трех лет решением врачебной комиссии диспансера. Наличие в анамнезе заболевания алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией является прямым противопоказанием к допуску транспортным средством категории «DE» (даже при стойкой ремиссии).
Как установлено судом, прокуратурой Ново-Савиновского района г.Казани проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части недопущения к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, при которых управление транспортными средствами противопоказано.
В ходе проведенной проверки установлено, что Феоктистова Е.В., --.--.---- г. года рождения, имея водительское удостоверение №-- категории: «---», выданное --.--.---- г.., не годна к управлению транспортными средствами по следующим основаниям.
Согласно представленной информации ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ» от --.--.---- г.. №--, Феоктистова Е.В. состоит на диспансерном наблюдении с --.--.---- г. года с диагнозом «---. У врача психиатра-нарколога не наблюдается. Стойкая ремиссия заболевания не установлена.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что не установлена стойкая ремиссия (выздоровления) у административного ответчика, состояние здоровья административного ответчика может препятствовать безопасному управлению транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, обратного суду представлено не было.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, по правилам статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом того, что опасность причинения вреда в будущем предусмотрена законом в качестве основания к запрету деятельности, создающей такую опасность, приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из заявленных требований, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с учетом статьи 333.19 НК РФ в размере 300,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ново-Савиновского района г.Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц к Феоктистовой Е.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Феоктистовой Е.В. , --.--.---- г. года рождения на управление транспортными средствами до установления стойкой ремиссии (выздоровления).
Обязать Феоктистову Е.В. , сдать водительское удостоверение серия и №-- категории: «---», выданное --.--.---- г.., в МРЭО УГИБДД УМВД России по г.Казани в течение 30-ти дней с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Феоктистовой Е.В. государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Ново – Савиновский районный суд г.Казани РТ в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: Р.Г. Хусаинов