Дело № 2-1146/2020
74RS0028-01-2020-001080-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2020 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Зозули Н.Е.,
при секретаре Ламерт О.С.,
с участием помощника прокурора г. Копейска Михайловой Т.С., истца Фоломеевой О.Н., представителя истца Колесниковой А.В., представителя ответчика ГБУЗ «ССМП г. Копейск» - Широковой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиопротоколирования гражданское дело по иску Фоломеевой О.Н. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Копейск», Министерству имущества Челябинской области, Правительству Челябинской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Фоломеева О.Н. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Копейск» (далее - ГБУЗ «ССМП г. Копейск») о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, ссылаясь в его обоснование на следующие обстоятельства: она является матерью Ф.Н.А., ДАТА года рождения. 19.04.2018 года прохожими лицами Ф.Н.А. была вызвана скорая медицинская помощь на адрес: гАДРЕС. На указанный адрес прибыла бригада ГБУЗ «ССМП г. Копейск» в составе врача скорой помощи Кормильцева В.В., медбрата Мусина Р.И., водителя Гусева. После выполненных медицинских мероприятий со слов медицинских работников было установлено, что у Ф.Н.А. пульс стабильный, давление в норме, признаки какого-либо отравления отсутствовали. Бригадой скорой медицинской помощи Ф.Н.А. был доставлен на указанный им адрес: АДРЕС, и оставлен на диване в помещении подъезда указанного дома, где впоследствии скончался. Прибывшая по указанному адресу бригада ГБУЗ «ССМП г. Копейск» диагностировала биологическую смерть Ф.Н.А. Причиной смерти умершего ДАТА Ф.Н.А. послужила острая коронарная недостаточность. Истец обратилась в следственный отдел по г. Копейску с заявлением о привлечении медицинских работников ГБУЗ «ССМП г. Копейск» к ответственности по факту неоказания медицинской помощи ее сыну, что послужило причиной смерти. Постановлением старшего следователя следственного отдела по г. Копейску следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области от 06.05.2019 года уголовное дело прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления, предусмотрено ч.2 ст.124 УК РФ. Из ответа Министерства здравоохранения Челябинской области от 04.09.2018 года следует, что по результатам обращения истца были выявлены дефекты оказания медицинской помощи ее сыну, к медицинским работникам, допустившим нарушения, применены меры дисциплинарного характера (т.1 л.д.6-7).
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство имущества Челябинской области, Правительство Челябинской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Челябинской области, Территориальный орган Росздравнадзора по Челябинской области, Мусин Р.И., Кормильцев В.В.
Истец Фоломеева О.Н. и ее представитель Колесникова А.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчик ГБУЗ «ССМП г. Копейск» - Широкова Е.Д. в суде с иском не согласилась, просила об отказе в его удовлетворении, указав, что отсутствует причинно-следственная связь между оказанной медицинской помощью и наступившими последствиями, необходимыми для наступления гражданско-правой ответственности. Доводы, изложенные в возражениях, поддержала (т.1 л.д.101-102).
Соответчик Министерство имущества Челябинской области извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, ранее направил письменный отзыв, указав, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, просил в удовлетворении иска к нему отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие (т.2 л.д.56-58,117).
Соответчик Правительство Челябинской области извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, указав, что Правительство Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу, просил в иске к нему отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие (т.2 л.д.116,119-120).
Третьи лица Мусин Р.И., Кормильцев В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (т.2 л.д.113,114,129).
Третье лицо Министерство здравоохранения Челябинской области извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, ранее представил письменный отзыв на иск, указав, что косвенная связь между дефектами медицинской помощи и наступившей смертью пациента законом не предусмотрена в качестве основания возложения ответственности. Сам по себе факт оказания медицинских услуг с дефектами не является достаточным основанием для взыскания компенсации морального. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие (т.1 л.д.33-34,т.2 л.д.115).
Третье лицо Территориальный орган Росздравнадзора по Челябинской области извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (т.2 л.д.118,123).
Руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Заслушав истца и ее представителя, представителя ответчика ГБУЗ «ССМП г. Копейск», заключение прокурора, полагавшего подлежащими исковые требования частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (ч.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ст.4 названного федерального закона к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (ч.3 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В ч.21 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Критерии оценки качества медицинской помощи, согласно ч.2 ст.64 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ч.ч.2 и 3 ст.98 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п.1 ст.151 ГК РФ).
Исходя из положений ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В силу ст.1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента (часть 5).
Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием (часть 6).
Отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Фоломеева О.Н. является матерью Ф.Н.А., ДАТА года рождения (т.1 л.д.32).
Согласно записи акта о смерти НОМЕР Ф.Н.А., ДАТА года рождения, умер ДАТА, место смерти г. Копейск Челябинской области, Россия (т.1 л.д.31).
На основании заявления гр. Фоломеевой О.Н. старшим следователем следственного отдела по г. Копейску следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области 25.05.2018 года было возбуждено уголовное дело НОМЕР по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.124 УК РФ, по факту неоказания медицинскими работниками ГБУЗ «ССМП г. Копейск» медицинской помощи больному Ф.Н.А., ДАТА года рождения, в результате чего последний скончался в помещении подъезда дома АДРЕС (т.1 л.д.10).
Также на основании обращения Фоломеевой О.Н. Министерством здравоохранения Челябинской области проведена внеплановая документарная проверка качества и безопасности медицинской деятельности в отношении медицинской помощи, оказанной Ф.Н.А.
Из акта проверки НОМЕР от 29.12.2018 года Министерства здравоохранения Челябинской области следует, что 19.04.2018 года зарегистрировано два вызова скорой медицинской помощи к неизвестному гражданину, оформленному как «В.К.». В оперативный отдел ГБУЗ «ССМП г. Копейск» 19.04.2018 года в 20:37 от неизвестного жильца дома, находящегося по адресу: АДРЕС, поступил первичный вызов скорой медицинской помощи. Для выполнения вызова была направлена общепрофильная врачебная бригада скорой медицинской помощи под руководством врача Кормильцева В.В. Врачом Кормильцевым было осуществлено оказание скорой медицинской помощи гражданину, который назвал имя, фамилию (В.К.), адрес проживания (АДРЕС). Был установлен диагноз: СВЕДЕНИЯ О ЗАБОЛЕВАНИИ. На носилках доставлен в автомобиль, затем по названному адресу (АДРЕС). 19.04.2018 года в 22:38 в оперативный отдел ГБУЗ «ССМП г. Копейск» от сотрудника полиции поступил вызов скорой медицинской помощи: мужчина, находящийся по адресу АДРЕС (в подъезде) без сознания. Для выполнения вызова была направлена специализированная реанимационная бригада скорой медицинской помощи. Установлен диагноз: внезапная смерть по неизвестной причине.
В ходе проверки Министерством здравоохранения Челябинской области отмечено невыполнение рекомендуемых критерий качества по оказанию медицинской помощи на этапе скорой медицинской помощи (19.04.2018 года в 20:37) Ф.Н.А. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в ГБУЗ «ССМП г. Копейск»: дефекты сбора жалоб и анамнеза; дефекты осмотра; дефекты обследования; дефекты диагноза.
Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния и медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением выполнены не в полном соответствии стандарту скорой медицинской помощи при отравлениях алкоголем, органическими растворителями, галогенпроизводными алифатических и ароматических углеводородов, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 года № 1392н, что и определило недооценку тяжести и как следствие дальнейшей тактики: пациент не был переведен на следующий этап лечения (экстренная медицинская эвакуация в стационар или передача активного вызова врача участкового терапевта на следующий день на дом при эвакуации пациента домой и передаче его родственникам).
Врачу скорой медицинской помощи Кормильцеву В.В. объявлен выговор. По результатам проверки оформлено предписание Министерства здравоохранения Челябинской области в отношении ГБУЗ «ССМП г. Копейск» (т.1 л.д.71-76,85-96,110).
Согласно заключению НОМЕР комплексной судебно-медицинской экспертизы, проведенной по материалам уголовного дела НОМЕР, от ДАТА смерть гр. Ф.Н.А. наступила от СВЕДЕНИЯ О ЗАБОЛЕВАНИИ, развившейся как одна из острых форм СВЕДЕНИЯ О ЗАБОЛЕВАНИИ. Нарушения, допущенные на этапе оказания скорой медицинской помощи, не стали причиной развития у гр. Ф.Н.А. СВЕДЕНИЯ О ЗАБОЛЕВАНИИ, развившейся как одна их острых форм СВЕДЕНИЯ О ЗАБОЛЕВАНИИ и ставшей непосредственной причиной смерти. Данные недостатки также не явились причиной развития в организме пациента каких-либо новых патологических состояний, не оказали отрицательного влияния на течение основного заболевания, не вызвали развитие несвойственных заболеванию осложнений. Таким образом, между дефектами, допущенными при оказании медицинской помощи гр. Ф.Н.А., и наступившим неблагоприятным исходом заболевания в виде смерти, прямая причинно-следственная связь не усматривается и, соответственно, судебно-медицинская оценка степени тяжести причиненного вреда здоровью, в настоящем случае не применима (т.1 л.д.136-141).
Согласно заключению НОМЕР дополнительной комплексной судебно-медицинской экспертизы, проведенной по материалам уголовного дела НОМЕР, от ДАТА, при оказании скорой медицинской помощи гр. Ф.Н.А. ДАТА в период выполнения вызова НОМЕР были допущены следующие дефекты:
- в карте вызова скорой медицинской помощи не описаны жалобы и анамнез заболевая, а также отсутствует информация о возможности их выяснения со слов больного и/или иных лиц, присутствующих на месте вызова. Отсутствие данных сведений может являться как дефектом оказания медицинской помощи, так и дефектом оформления медицинской документации;
- в карте вызова скорой медицинской помощи дана неполная характеристика объективного статуса пациента, выразившаяся в отсутствии сведений о степени нарушения сознания, наличии или отсутствии способности к самостоятельному передвижению, недостаточной детализации и формальном описании неврологического статуса. Отсутствие данных сведений может являться как дефектом оказания медицинской помощи, так и дефектом оформления медицинской документации;
- пациенту не была проведена глюкометрия с целью дифференциальной диагностики с состояниями, характеризующимися нарушением уровня гликемии; не полностью был выполнен Стандарт скорой медицинской помощи при отравлениях алкоголем, органическими растворителями, галогенпроизводными алифатических и ароматических углеводородов (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 № 1392н);
- пациенту необоснованно был установлен диагноз «Хронический алкоголизм», поскольку на момент оказания медицинской помощи отсутствовала информация о наличии у последнего диспансерного учета по поводу хронического алкоголизма либо о наличии у него стойкой зависимости от алкоголя.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.37) в редакции, действовавшей на момент оказания СМП гр. Ф.Н.А., «Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации». Некоторые дефекты, допущенные при выполнении вызова СМП НОМЕР от 19.04.2018 года, могут являться как дефектами оказания медицинской помощи, так и дефектами оформления медицинской документации. Таким образом, они не могут быть однозначно квалифицированы как «ненадлежащее оказание медицинской помощи» пациенту. Вместе с тем, отсутствие проведения пациенту глюкометрии с целью дифференциальной диагностики с состояниями, характеризующимися нарушением уровня гликемии, неполное выполнение Стандарта скорой медицинской помощи при отравлениях алкоголем, органическими растворителями, галогенпроизводными алифатических и ароматических углеводородов (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 № 1392н), может рассматриваться как «ненадлежащее оказание медицинской помощи» (т.2 л.д.147-157).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что при оказании первичной медико-санитарной помощи Ф.Н.А. действиями врача скорой медицинской помощи Кормильцева В.В., были допущены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем оказании медицинской помощи, с нарушением стандартов, норм и правил оказания медицинских услуг больному.
Наличие причинной связи между нарушением порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клиническим рекомендациям (протоколам лечения) и последствиями является одним из оснований для возмещения вреда другим лицам.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).
Суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Фоломеевой О.Н. о взыскании с ГБУЗ «ССМП г. Копейск» в ее пользу компенсации морального, поскольку причиненный ей моральный вред выразился в нравственных переживаниях из-за потери сына. Исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ГБУЗ «ССМП г. Копейск» в пользу Фоломеевой О.Н. в счет компенсации морального вреда 70 000 рублей, в остальной части отказать.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Таким образом, с ответчика ГБУЗ «ССМП г. Копейск» в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
В соответствии с п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно абз.2 п.1 ст.123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.
Из материалов дела следует, что учредителем ГБУЗ «ССМП г. Копейск» является Министерство здравоохранения Челябинской области (т.1 л.д.208-222), в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству имущества Челябинской области, Правительству Челябинской области.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 70 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░.░.