Дело № 2-5449/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2018 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шариповой Г.М.,
при секретаре Сафиной Ю.А.,
с участием истца Амировой В.С., представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Бикмухаметова Р.С. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ за №№/, представителя ответчика Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан - Калмацкой Е.В. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ за №/,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественный отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Амирова В.С. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественный отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с декабря 2007 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, ком.60. На занимаемое жилое помещение открыт лицевой счет, ежегодно заключались договоры найма. Со дня фактического заселения и по настоящее время комната не укомплектовывалась мебелью и постельными принадлежностями. Все имущество, находящееся в жилом помещении, принадлежит истцу на праве собственности. Занимаемое истцом жилое помещение представляет собой отдельную комнату. За все время проживания ни разу в комнате ремонт силами ответчиков не производился. Ремонт истец производит сам с использованием личных денежных средств без возмещения и компенсации. В настоящее время истец осуществляет пользование комнатой на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, добросовестно исполняет права и обязанности нанимателя. С 2007 года истец непрерывно, открыто и добросовестно владеет и пользуется комнатой №, как своим собственным имуществом, используя ее по назначению. С момента предоставления комнаты и по настоящее время несет бремя содержания комнаты, производит оплату за жилищно-коммунальные услуги. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р здание, наименование: многоквартирный дом по адресу: <адрес> инженерными сетями и земельным участком передано в муниципальную собственность ГО г.Уфа Республики Башкортостан. До ДД.ММ.ГГГГ названный дом находился в хозяйственном введении государственного унитарного предприятия Центр профессиональной подготовки специалистов по сварочному производству Республики Башкортостан, потом на балансе ОАО «СВАРТЭКС», с 2013 года здание находится в хозяйственном ведении ГУП РБ «Управление административными зданиями».
На основании изложенных обстоятельств, истец Амирова В.С. просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату №, площадью 11,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Истец Амирова В.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Бикмухаметов Р.С. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований не возражал.
Представитель Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан - Калмацкая Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными.
Представитель ответчика Управления земельных и имущественный отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, представитель третьего лица ГУП РБ «Управление административными зданиями» в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Исходя из установленных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, и с учетом требований статьи 154 названного Закона - сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст.64 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В силу статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Статьёй 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации) определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица.
Вместе с тем ч. 1 ст. 4 названного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Согласно статье 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам статьей 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в п. 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно ст. 14 Закона Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 года N ВС-10/44 «О приватизации жилищного фонда в Республике Башкортостан» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Введение в законодательство нормы ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 июля 2007 г. N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, являлось государственной собственностью.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № передаче государственного имущества в доверительное управление и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № здание общежития находилось в доверительном управлении открытого акционерного общества «СВАРТЭКС» (далее - ОАО «СВАРТЭКС»).
Между ООО «Свартэк» (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) были заключены договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которых наймодатель передал нанимателю за плату во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, общей площадью 11,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, ком.60.
На основании приказа Минземимущества Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № здание, расположенное по адресу: <адрес>, на праве хозяйственного ведения принадлежит ГУП Республики Башкортостан «УАЗ».
Согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУП РБ «УАЗ», Амирова В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, общ., ком.60.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № ГУП Республики Башкортостан «УАЗ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому Амировой В.С. (нанимателю) передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты № общей площадью 11,5 кв.м., на 4 этаже общежития, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания в нём
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р здание, наименование: многоквартирный дом по адресу: <адрес> инженерными сетями и земельным участком передано в муниципальную собственность ГО <адрес> Республики Башкортостан.
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация считает возможным принятие в муниципальную собственность здания № по <адрес>, включая инженерные коммуникации к нему и земельный участок, при условии их надлежащего технического состояния и наличия необходимой документации.
Также установлено, что, несмотря на предоставление истцу спорного жилого помещения - комнаты по договору социального найма до передачи его в муниципальную собственность, ответчиками отказано истцу Амировой В.С. в приватизации занимаемой комнаты.
Доказательств того, что спорное жилое помещение на основании решения уполномоченного органа имеет статус служебного либо отнесено к специализированному жилищному фонду в порядке ст.56 ГПК РФ суду не предоставлено.
Согласно справке ГБУ Республики Башкортостан «государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, Амирова В.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на приватизацию не использовала.
Проанализировав изложенные обстоятельства, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку Амирова В.С. вселилась в комнату на законных основаниях до передачи здания в муниципальную собственность и не использовала своего права на приватизацию, имеются правовые основания для удовлетворения требований истца о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации в соответствии со статьёй 2 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Амировой В.С. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественный отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Амировой В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение - комнату №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 октября 2018 года.
Судья Г.М. Шарипова