Решение по делу № 2-32/2021 (2-514/2020;) ~ М-305/2020 от 01.06.2020

Дело № 2-32/2021

УИД - 24RS0012-01-2020-000437-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    24 марта 2021 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи

Мальченко А.А.,

при секретаре

Большешаповой А.В.,

представителя истца

Лузиной А.С.,

представителя ответчика

Дубровской А.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клепца Максима Анатольевича к ООО «Жилищник» о признании незаконным начисления платы за отопление,

Установил:

    Клепец М.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ООО «Жилищник» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу - отопление за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года; возложении обязанности произвести перерасчет суммы платы за отопление за спорный период, исходя из объема потребляемой тепловой энергии, определяемой по показаниям индивидуальных приборов учета; возложении обязанности ежемесячно указывать в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, объеме индивидуального потребления тепловой энергии; возложении обязанности производить плату за коммунальную услугу - отопление по показаниям индивидуального прибора учета, установленного в жилом помещении по адресу: <адрес>; взыскании незаконно полученной оплаты за коммунальную услугу отопление за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года в размере 86 042 рублей 86 копеек, пени в размере 86 042 рублей 86 копеек, судебные расходы 20 000 рублей, компенсацию морального вреда 10 000 рублей.

    Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В декабре 2014 года в квартире установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии. Основанием для их установки послужило информационное письмо ООО «ДЖКХ» № 3255 от 25 сентября 2014 года. Нормативные требования к порядку установки приборов истцом соблюдены.

    24 декабря 2014 года истец обратился в ООО «ДЖКХ» с заявлением о принятии приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию, которое было проигнорировано.

    02 июля 2015 года истец обратился в прокуратуру г. Дивногорска с заявлением. Из ответа прокуратуры № 1125-ж-2015 от 16 июля 2015 года следует, что ООО «ДЖКХ» нарушило положения ЖК РФ в части не принятия индивидуальных приборов учета и отказа производить начисление платы по их показаниям. После этого ООО «ДЖКХ» исполнило представление и ввело в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, расчет платы за отопление производился по показаниям данных приборов.

    С сентября 2015 года жилой дом перешел под управление ООО «Жилищник», порядок начисления платы за отопление не изменился. Однако в феврале 2018 года истцом получен платежный документ по коммунальным платежам, где в графе «отопление» произведен расчет не на основании показаний индивидуальных приборов учета, а по нормативам. Кроме того, управляющая компания в 2018 году произвела перерасчет за отопление за 2017 год, дополнительно начислив истцу 24 000 рублей.

    Истец Клепец М.А. в судебном заседании участия не принимал, был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

    Представитель истца Лузина А.С. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что начисление платы за отопление производится с нарушением норм законодательства, так как в квартире установлены индивидуальные прибору учета. Полагает, что начисление должно производиться по ним, а не исходя из показаний общедомового прибора.

    Представитель ответчика ООО «Жилищник» Дубровская О.Н. в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, пояснив, что истец неверно толкует нормы действующего законодательства. Управляющая компания неверно начисляла плату за отопление, так как не все квартиры в доме оборудованы индивидуальными приборами учета, начислять плату за отопление следовало по нормативам, в связи с чем истцу был сделан перерасчет за 2017 год и дальнейшее начисление производилось по нормативам. С января 2019 года в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов внесены изменения, согласно которым при наличии в квартире индивидуального прибора учета начисление за отопление необходимо производить исходя из его показаний, однако данный прибор должен быть надлежащим образом введен в эксплуатацию. Приборы учета истцом прошли поверку 13 января 2021 года, в настоящее время начисление платы за отопление производится в соответствие с их показаниями.

    Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

    Частью 2 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

    В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

    Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

    

    Из материалов дела следует, что Клепец М.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> площадью 65,5 кв.м.

    С декабря 2014 года квартира оборудована тремя теплосчетчиками. Согласно свидетельствам о поверке, теплосчетчики признаны годными до 25 ноября 2018 года.

    Последующая поверка теплосчетчиков произведена 13 января 2021 года, действительна до 13 января 2025 года.

    Управляющей компанией ООО «ДЖКХ» в 2015 году теплосчетчики приняты в эксплуатацию, начисления за тепло производились исходя из их показаний.

    С 01 августа 2015 года дом 1А по улице Саянская перешел под управление ООО «Жилищник».

    Из обращения Клепца М.А. и искового заявления следует, что с января 2017 года расчет за отопление стал производиться не на основании показаний индивидуальных приборов учета, а по нормативам.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

    В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

    Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 года № 344 был введен в действие пункт 42(1), вторым абзацем которого установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

    Абзацем 4 пункта 42(1) Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 № 170) установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

    Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

    В соответствии с пп. "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя, за исключением предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаев, ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

    Пунктом 80 Правил установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

    К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

    В соответствии с п. 81 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

    Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия управляющей компании по начислению платы за отопление являлись законными и основывались на нормах действующего законодательства.

    Начисление платы за отопление за период 2017 - 2018 годы производилось по формуле 3(1) приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поскольку не все жилые помещения в спорном доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

    Постановлением от 10 июля 2018 года № 30-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

    Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения поскольку на их основании разрешается вопрос об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

    Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в указанном многоквартирном доме.

    Конституционный Суд установил порядок исполнения настоящего решения, согласно которому впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений расчет платы за отопление в указанном многоквартирном доме надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

    Кроме того, Конституционный Суд постановил, что Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

    Правительством Российской Федерации Постановлением от 28.12.2018 № 1708 были внесены изменения в Правила № 354 по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.

    Согласно указанным изменениям, с 01 января 2019 года изменен порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не во всех жилых и нежилых помещениях введены в эксплуатацию индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии, согласно которым начисление платы за отопление должно производиться исходя их показаний ИПУ.

    Однако начисления платы за коммунальную услугу - отопление производилось истцу по нормативам, поскольку ИПУ не был поверен и введен надлежащим образом в эксплуатацию.

    После истечения установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что предусмотрено Правилами № 354 и соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что требование истца о признании незаконным действия ООО «Жилищник» по начислению платы за коммунальную услугу - отопление в жилом помещении за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года удовлетворению не подлежат.

    Суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о возложении обязанности указывать в квитанции информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии, объеме индивидуального потребления, по следующим основаниям.

    Приказом Минстроя России от 26.01.2018 года № 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

    Утвержденная форма соответствует требованиям п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

    Квитанция, выставляемая управляющей компанией истцу, соответствует форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 26.01.2018 года № 43/пр, содержит всю необходимую информация, которая является полной, достаточной.

    Более того, с февраля 2021 года, с момента принятие приборов учета после их поверки, управляющая компания указывает в квитанции сведения об объеме индивидуального потребления тепловой энергии.

    Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности производить плату за коммунальную услугу отопление по показаниям индивидуального прибора учета, установленного в жилом помещении, так как управляющей компанией данная обязанность выполняется после поверки приборов учета.

    Доказательств, подтверждающих невыполнение данного требования закона, истцом суду не представлено.

    Поскольку требования о возложении обязанности произвести перерасчет суммы платы за отопление за спорный период, исходя из объема потребляемой тепловой энергии, определяемой по показаниям индивидуальных приборов учета; взыскании незаконно полученной оплаты за коммунальную услугу отопление за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года в размере 86 042 рублей 86 копеек, пени в размере 86 042 рублей 86 копеек, судебных расходов 20 000 рублей, являются производными от требования признать незаконными действия управляющей компании по начислению платы за отопление, оснований для их удовлетворения суд не усматривает.

    Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

    Судом не установлено нарушения прав потребителя, в связи с этим основанием для взыскания компенсации морального вреда не имеется.     

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233 ГПК РФ, суд

Решил:

    В удовлетворении искового заявления Клепца Максима Анатольевича к ООО «Жилищник» о признании незаконным начисления платы за отопление - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Дивногорский городской суд.

Судья                                                                                           А.А. Мальченко

    Мотивированное решение составлено 31 марта 2021 года.

«СОГЛАСОВАННО»:

Судья ____________________ Мальченко А.А.

2-32/2021 (2-514/2020;) ~ М-305/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клепец Максим Анатольевич
Ответчики
ООО "Жилищник г. Дивногорск"
Другие
Лузина Алена Сергеевна
Суд
Дивногорский городской суд Красноярского края
Судья
Мальченко Алена Александровна
Дело на странице суда
divnogorsk--krk.sudrf.ru
01.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2020Передача материалов судье
04.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Подготовка дела (собеседование)
29.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2020Предварительное судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2021Дело оформлено
23.02.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее