К<данные изъяты>
№ 2-576/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 ноября 2013 года пос. Игра Удмуртская Республика
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Малых Т.В.,
С участием адвоката Богомоловой Р.Б., представившей удостоверение № 53 и ордер № 050727 от 31.10.2013 года.
при секретаре Катариной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации МО «Игринский район». Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ по договору № ему в аренду сроком на пять лет был предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером №, с адресным ориентиром: УР <адрес> Разрешенное использование земельного участка «огородничество». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию МО «Игринский район» с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с «огордничества» на «индивидуальное жилищное строительство». Согласно ответу Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № принято решение об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка по адресу: УР, <адрес>, о чем он был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года за №59-ФЗ Администрация МО «Игринский район» оставляет за собой право принять решение о прекращении с ним, т.е. заявителем, переписки по данному вопросу. В силу ч.5 ст. 11 указанного выше Федерального закона, в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу. В связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу. Он, т.е заявитель, обращался в Администрацию МО «Игринский район» по данному вопросу не многократно, в связи с чем, считает, что ответ Администрации МО «Игринский район» свидетельствует о бездействии Администрации, выразившееся в непредоставлении ему ответа по существу его обращения. Бездействие Администрации МО «Игринский район» изначально издает угрозу нарушения его прав, поскольку лишает возможности реализации права на индивидуальное жилищное строительство. Предоставленный ему в аренду земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес> м севернее <адрес> сформирован как самостоятельный объект гражданско-правовых отношений. В соответствии с ч.3 ст. 37 ГК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам (жилым). В соответствии с п.5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями. В силу ст. 30 Правил землепользования и застройки пос. Игра МО «Игринское», принятых Советом депутатов муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ года, предоставленный ему земельный участок расположен в территориальной зоне - Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Согласно п.3 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В соответствии со ст. 13-1 Правил землепользования и застройки в пос. Игра МО «Игринское» один из видов разрешенного использования недвижимости: отдельно стоящие усадебные жилые дома с участками. Считает, что Администрация МО «Игринский район» должна была изменить разрешенный вид использования земельного участка с «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство». В связи с изложенным, просит суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Игринский район» по изменению разрешенного вида использования земельного участка из земель населенных пунктов. Обязать Администрацию МО «Игринский район» изменить разрешенный вид использования земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 800 кв.м с кадастровым номером №, с адресным ориентиром: УР, <адрес> севернее <адрес> «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство».
Заявитель ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, полностью поддержал, при этом требования уточнил, просит суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Игринский район», выразившееся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ по изменению разрешенного вида использования земельного участка из земель населенных пунктов и непринятии мотивированного решения; возложить обязанность на Администрацию МО «Игринский район» принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 800 кв.м с кадастровым номером 18:09:032013:383, с адресным ориентиром: УР, <адрес> м севернее <адрес> «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство».
Представитель ФИО2 - адвокат Богомолова Р.Б. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении и требования, уточненные в судебном заседании, поддержала полностью, просит суд их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что ФИО2 обращался в Администрацию МО «Игринский район» об изменении разрешенного вида использования земельного участка с «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство» не многократно. Согласно предусмотренному законодательству РФ ему Администрацией МО «Игринский район» должен был дан мотивированный ответ, но такого ответа не было. Администрацией была сделана только отписка.
Представитель Администрации МО «Игринский район» Чирков В.К. требования заявителя не признал. В судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 38 Устава МО «Игринский район» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно ст. 39 Устава к муниципальным правовым актам относятся постановления и распоряжения Администрации МО «Игринский район». Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года. От рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ заявитель собственноручно отказался. Рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ года, Администрация района приняла постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка». До настоящего времени указанный правовой акт является действующим. Согласно ст. 48 №131- ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, а также судом. Администрация района не отменяла постановление от ДД.ММ.ГГГГ №1023. ДД.ММ.ГГГГ заявитель очередной раз обратился в Администрацию района с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ Администрация района дала исчерпывающий ответ по данному вопросу. На момент рассмотрения указанного заявления по существу вопроса принято и действует постановление от ДД.ММ.ГГГГ №1023. Из изложенного следует, что Администрация района рассмотрела заявление ФИО2 и приняла соответствующее решение, что фактически нельзя считать бездействием. Кроме того, заявитель считает, что <адрес> создает угрозу нарушения его прав, поскольку лишает возможности реализации права на индивидуальное жилищное строительство. Земельный кодекс РФ содержит специальные нормы об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной собственности, которые определены ст. 30.1. Именно в рамках указанных норм заявитель на законных основаниях может реализовать право на индивидуальное жилищное строительство. Согласно абзацу 1 п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Для застройки жилыми зданиями предназначены земельные участки в составе жилых зон (п.5 ст. 85 ЗК РФ). В соответствии с ч.2 ст. 37 ГК РФ применительно к каждой территориальной, в том числе, жилой зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 п.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, определяются градостроительным регламентом. Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально (абз. 2 п.2 ст. 85 ЗК РФ). На основании абзаца 2 п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и ч.4 ст. 37 Гражданского кодекса РФ заявитель вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, указанных в градостроительном плане земельного участка и установленных градостроительным регламентом территориальной зоны. Частью 3 ст. 37 ГК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Таким образом, для изменения сведений государственного кадастра недвижимости должно быть предоставлено заявление в орган кадастрового учета. Из указанного следует, что Администрация района не наделена правом осуществлять указанные изменения по видам использования. В связи с чем, и было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №1023. На основании изложенного, просят суд в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из заявления ФИО2, зарегистрированного в Администрации МО «Игринский район» ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что заявитель просит изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 18:09:032013:383 площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: УР, пос. Игра, ул. Подгорная, д.35,принадлежащий ему на праве аренды, с «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство».
Согласно письменному ответу за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация МО «Игринский район» на его заявление сообщает, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка по адресу: УР, <адрес> м севернее <адрес>, о чем ФИО2 был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, указано, что в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Администрация МО «Игринский район оставляет за собой право принять решение о прекращении с заявителем переписки по данному вопросу.
Считая, что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Игринский район» не рассмотрено по существу, дана лишь отписка, что имеет место незаконное бездействие, ФИО2 обратился в суд с данным заявлением.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащему оспариванию, относится не совершение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим действий, выполнение которых относится к их функциям.
В силу ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешенного вида использования земельного участка по существу Администрацией МО «Игринский район» рассмотрено не было, мотивированного решения не принималось.
Для признания бездействий органа местного самоуправления незаконными, необходимо наличие следующих условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 постановления от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом по смыслу главы 25 ГПК РФ обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ч.5 ст. 11 Федерельного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ, в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 обращался в Администрацию МО «Игринский район» по данному вопросу не многократно, в нарушение вышеуказанных норм обращение ФИО2 по существу поставленного вопроса не рассмотрено Администрацией МО «Игринский район», поэтому суд расценивает данный факт как бездействие.
Материалами дела, а именно, договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, актом приема-передачи в аренду земельного участка, установлено, что между Администрацией МО «Игринский район», именуемой «Арендодатель» и ФИО2, именуемый «Арендатор», в соответствии с постановлением Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № заключен указанный выше договор, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью 800 кв.м с кадастровым номером № с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, <адрес> м севернее <адрес>, необходимый для огородничества. Пунктом 2.1. Договора установлено, что земельный участок передается в аренду сроком на 5 лет с момента приема-передачи земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Кадастровой выпиской о земельном участке установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: УР, <адрес> севернее <адрес> имеет разрешенное использование : огородничество.
Из материалов дела следует, что ФИО2, как арендатор, обратился в Администрацию МО «Игринский район» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство».
Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ), ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частями 1-5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Собственники, землепользователи и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый учет проводится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии с п.п. 69, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 №35, а также в соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» документом-основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель и разрешенном использовании земельного участка является акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель и разрешенному использованию.
Как было изложено выше ФИО2 спорный земельный участок предоставлен Администрацией МО «Игринский район» на праве аренды на 5 лет, с видом разрешенного использования «огородничество».
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Решением Совета депутатов МО «Игринское» от 27 февраля 2013 года утверждены Правила землепользования и застройки поселка Игра МО «Игринское».
В соответствии с данными Правилами, предоставленный ФИО2 земельный участок расположен в территориальной зоне - Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Установленные для указанной территориальной зоны виды разрешенного использования не предусматривают такого вида использования как «огородничество».
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Прокашев С.Г. - начальник отдела архитектуры Администрации МО «Игринский район» в судебном заседании подтвердил, что согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> МО «Игринское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Игринское» от 27.02.2013 года №10.4, земельный участок, предоставленный ФИО2 расположен в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Изложенное указывает на то, что действительно, установленный на настоящий момент вид разрешенного использования спорного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту.
В силу положений пунктов 3,4 статьи 37 Земельного кодекса РФ изменение разрешенного вида использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, допустимо только с согласия лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка - Администрации МО «Игринский район».
В силу п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как установлено в судебном заседании, предоставленный ФИО2 земельный участок входит в зону Ж1 (зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (до 3-х этажей), что дает возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Поскольку подача заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с приложением соответствующих документов, порождает обязанность уполномоченного органа рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а Администрацией МО «Игринский район» (собственником земельного участка) решения по заявлению ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство» не было принято, не принятие такого решения, действительно, по мнению суда, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому бездействие Администрации является незаконным.
Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Доводы представителя Администрации МО «Игринский район» о том, что заявитель вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны и обратиться с заявлением в орган кадастрового учета для изменения сведений государственного кадастра недвижимости, что Администрация не наделена правом осуществлять указанные изменения по видам использования суд считает несостоятельными по вышеизложенным основаниям. Кроме того, суд считает, что ФИО2 имел право на неоднократное обращение в Администрацию МО «Игринский район» с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство». При этом Администрация МО «Игринский район» обязана была рассматривать по существу заявления и принимать соответствующие мотивированные решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Игринский район», выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешенного вида использования земельного участка из земель населенных пунктов и непринятии мотивированного решения по его заявлению.
Обязать Администрацию муниципального образования «Игринский район» принять решение по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешенного вида использования земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 800 кв.м с кадастровым номером №, с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, <адрес> м севернее <адрес> «огородничества» на «индивидуальное жилищное строительство».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>х