Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7985/2017 ~ М-8184/2017 от 23.11.2017

№2-7985/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2017 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревича С. И. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

Лазаревич С.И. обратился в суд с иском по тем основаниям, что при его обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по причине недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, в специальный стаж истца ответчик не учел периоды прохождения службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации на должностях офицерского состава. Истец с решением ответчика не согласен, с учетом уточнения требований просит обязать его учесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Филатов Д.В., действующий по доверенности, с требованиями не согласился, поддержал позицию, изложенную в решении ответчика. Указал, что спорные периоды службы учтены истцу в выслугу лет и в силу закона могут быть учтены только в страховой стаж. Оснований для его учета в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ни в силу ранее действующего, ни в силу настоящего законодательства не имеется.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии истцу отказано в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее – МКС). При этом установлено, что страховой стаж истца составляет 31 год 7 месяцев 6 дней, при требуемом стаже – 25 лет; стаж работы в МКС составляет 15 лет 8 месяцев 2 дня, что меньше требуемого – 20 лет.

В стаж работы в МКС ответчиком не учтены спорные периоды службы истца в войсковых частях в Хабаровском крае, в г.Петрозаводске, а также период службы в органах внутренних дел в г.Петрозаводске.

В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера

Таким образом, для назначения досрочной страховой пенсии по старости мужчине, достигшему возраста 55 лет месяца необходимо иметь страховой стаж не менее 25 лет и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее – МКС) не менее 20 календарных лет.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 (далее Правила №516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как следует из п.3 и п.4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающих право на досрочное назначение пенсии, и с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.11 Федерального закона №173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Как следует из ч.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, в том числе, органах внутренних дел Российской Федерации, в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому).

В соответствии со ст.14 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 2002 года, к работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, приравнивается трудовая деятельность,указанная в ст.12 Закона. При этом, в соответствии со ст.90 Закона военная служба и другая, приравненная к ней служба, включается только в общий трудовой стаж. Каких-либо иных нормативно-правовых актов, допускающих возможность зачета службы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеется.

В силу действовавшего в спорный период Закона СССР «О государственных пенсиях» (ст.52), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 (п.6), пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, лиц рядового и начальствующего состава органов МВД СССР, а также пенсионное обеспечение семей этих лиц осуществляется в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров СССР. Если они при увольнении не приобрели права на получение пенсии, установленной для военнослужащих соответствующих категорий либо рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, а также их семьям могут назначаться пенсии по настоящему Положению на основаниях, установленных для рабочих, служащих и их семей, независимо от того, работали ли эти лица ранее в качестве рабочих и служащих.

Таким образом, как действовавшим ранее, так и действующим в настоящее время пенсионным законодательством предусмотрен учет военной и приравненной к ней службы только в трудовой (страховой стаж).

Зачет периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона №173-ФЗ также не предусмотрен и Правилами №516. Данная позиция отражена в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Как следует из представленных документов в спорные периоды истец проходил военную службу и службу в органах внутренних дел. Выслуга лет истца составляет в календарном исчислении 15 лет 8 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 18 лет 08 месяцев 6 дней. Данные обстоятельства стороной истца не оспаривались.

Согласно п.11 Положения о службе в органах внутренних дел (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 №4202-1) по контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.

Действующим в спорный период Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 23.10.1973 №778) к рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел относятся лица, состоящие в кадрах Министерства внутренних дел СССР, которым присвоены специальные звания, установленные Президиумом Верховного Совета СССР.

Внутренний распорядок в органах внутренних дел устанавливается исходя из действующего законодательства, с учетом особенностей деятельности различных служб и подразделений, в порядке, определяемом Министром внутренних дел СССР. Лица рядового и начальствующего состава получают денежное содержание и вещевое довольствие по нормам, устанавливаемым Советом Министров СССР.

Таким образом, в силу установленных обстоятельств и названых норм, суд приходит к выводу о том, что период службы истца в органах внутренних дел является службой, приравненной к военной. Данный период учтен истцу в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, но не может быть включен в специальный трудовой стаж (стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при определении права на досрочную страховую пенсию в соответствии с нормами Федерального закона №400-ФЗ.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения обозначенной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 №380-О, от 29.09.2011 №1040-О-О, от 25.01.2012 №19-О-О, от 24.09.2012 №1505-О).

При этом доводы стороны истца о том, что он не является получателем пенсии за выслугу лет в связи с недостаточным стажем выслуги, не может являться основанием для учета данного периода в истребуемый истцом вид стажа, поскольку такой «двойной» учет не предусмотрен законодателем.

В силу изложенного оснований для удовлетворения требований истца о специальном учете периодов службы не имеется.

В силу ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и недостаточности у истца стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, суд полагает также не подлежащим удовлетворению требование о необходимости обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом судом учитывается, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости не нарушено, он вправе претендовать на ее назначение со снижением возраста (мужчинам по достижении 56 лет пенсия назначается при необходимом стаже работы в МКС, не менее 16 лет; по достижении 56 лет 04 месяца пенсия назначается при необходимом стаже работы в МКС, не менее 14 лет 08 месяцев).

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Чернобай Н.Л.

Мотивированное решение изготовлено 17.12.2017.

2-7985/2017 ~ М-8184/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лазаревич Сергей Иванович
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2017Передача материалов судье
23.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2017Судебное заседание
17.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2018Дело оформлено
26.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее