Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2012 года
Промышленный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Осипова О.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению Шелепова ИВ к заинтересованному лицу - исполняющему обязанности руководителя Департамента строительства и архитектуры г.Самара Сомову В.Г. о признании незаконным отказа в предоставлении информации
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Шелепов И.В. обратился в Промышленный районный суд г. Самары в порядке, предусмотренном Главой 25 ГПК РФ с заявлением о признании незаконным отказа исполняющему обязанности руководителя Департамента строительства и архитектуры г.Самара В.Г. Сомову о признании незаконным отказа в предоставлении информации
В обоснование заявленных требований заявитель Шелепов И.В. указал, что 28.11.2011г. он обратился в департамент строительства и архитектуры г.Самара с обращением, в котором просил предоставить координаты границ территориальной зоны <адрес> <адрес> <адрес> в границах <адрес> застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. № 61, а так же уточнить территориальную принадлежность данного участка и дать письменный ответ, в какой территориальной зоне относится данный земельный участок.
В ответе от 19.12.11 года заместителя руководителя департамента В.Г.Сомова заявителю, в целях содействия реализации конституционных прав на приобретение земельного участка подробно был разъяснен порядок обращения с заявлением о приватизации земельного участка, при том, что из обращения заявителя и так видно, что он уже обратился с данным заявлением.
Заявитель указал, что по существу обращения из двух вопросов был дан только ответ, что в интернете размещена Карта правового зонирования г.Самара. Однако на данной карте отсутствуют какие-либо сведения о координатах границ территориальной зоны <адрес> <адрес> <адрес> в границах <адрес>.
В связи с этим, заявитель считает, что не получил никакого ответа на указанные в обращении вопросы и был вынужден повторно обратиться с данный заявлением.
Согласно ответа от 16.02.2012г. Департамент сообщил, что не располагает информацией о координатах границ территориальных зон <адрес> <адрес> <адрес> в границах <адрес>». Заявитель считает данную информацию не соответствующей действительности по следующим основаниям.
При этом, заявитель, ссылается на то обстоятельство, что в настоящее время в городе Самаре действуют утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61 Правила застройки и землепользования в городе Самара. В соответствии со ст.3 данных Правил на карте правового зонирования города Самары выделены зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и параметрам использования недвижимости. Зоны на указанной карте перекрывают всю территорию города Самары в пределах городской черты. Границы зон должны отвечать требованию однозначной и непротиворечивой идентификации принадлежности каждого земельного участка только одной из зон, выделенных на карте правового зонирования.
В соответствии со ст.4 Правил Управление главного архитектора предоставляет физическим и юридическим лицам услуги по оформлению выписок из настоящих Правил, а также по изготовлению необходимых копий, в том числе копий картографических документов и их фрагментов, характеризующих условия застройки и землепользования применительно к отдельным земельным участкам и их массивам.
Поскольку Департамент строительства и архитектуры имеет возможность нанести указанный участок <адрес> на геодезическую подоснову в масштабе 1:500 на Карту правового зонирования и получить, таким образом, испрашиваемую информацию, заявитель считает данный отказ в предоставлении информации незаконным.
Так же, заявитель считает, что данный отказ нарушает его права, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст.9 Закона Самарской области «О земле», постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006г. «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара», о праве в получении в собственность земельного участка, предусмотренные Правилами застройки и землепользования г.Самары права на получение открытой информации, предусмотренное ст.ст. 55-57 ГПК РФ право на собирание и предоставление доказательств в гражданском судопроизводстве.
На основании изложенного, заявитель Шелепов И.В. просил суд признать отказ исполняющего обязанности руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара ФИО6 в предоставлении информации о координатах границ территориальной зоны <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>; обязать заместителя руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. ФИО5 Сомова предоставить заявителю координаты границ <адрес> в границах <адрес> с приложением выкипировки из Правил застройки и землепользования в г.Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011 года № 61.
В судебное заседание Шелепов И.В. не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, согласно поступившего от него заявления, просил дело рассмотреть в его отсутствие, доводы заявления поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Департамента строительства и архитектуры г.Самара, по доверенности от 27.05.2011 года Александров А.Ю. с доводами заявителя не согласился, просил суд об отказе в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном в материалы дела.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворении в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу требований ст. 255 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступления юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит заявитель, в силу требований ч.4 ст. 258 ГПК РФ, допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконным.
В силу требований ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, заявитель Шелепов И.В. дважды обращался в департамент строительства и архитектуры г.Самара с просьбой, в которой просил предоставить координаты границ территориальной <адрес> <адрес> <адрес> в границах <адрес> застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. № 61, а так же уточнить территориальную принадлежность данного участка и дать письменный ответ, к какой территориальной зоне относится данный земельный участок.
19.12.2011 года Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара по результатам рассмотрения обращения Шелепова И.В. в своем письменном ответе разъяснил заявителю, что согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «0б органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 1 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством возложены на министерство имущественных отношений Самарской сласти, для целей связанных со строительством, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. При этом, вопросы о территориальном зонировании, о наличии ограничений в использовании земельного участка по красным линиям, охранным зонам подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций, разрешаются уполномоченными органами на основании поступившего заявления заинтересованного лица в порядке Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О Порядке распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара». Кроме того, Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара разъяснил необходимость обращения в орган исполнительной власти по компетенции с заявлением установленного образца и документам, перечень которых определен уполномоченными органами. Так же, сообщил заявителю, что Карта правого зонирования, в которой определены типы территориальных зон, в пределах которых действуют градостроительные регламенты размещена на официальном сайте Думы г.о.Самара.(л.д.6)
Так же, 16.02.2012 года на повторное обращение Шелепова И.В. о предоставлении сведений заинтересованное лицо Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара сообщило следующее, что Департамент не располагает информацией о координатах границ <адрес> <адрес> <адрес> в границах <адрес> территориальных зон, в пределах которых действуют градостроительные регламенты, определены в Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, которая размещена на официальном сайте Думы г.о.Самара. В соответствии с данной Картой указанный заявителем земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1).
В ходе судебного разбирательства заявителем Шелеповым И.В. было уточнено, что он обратился в Департамент строительства и архитектуры г.Самара за получением информации, которая ему необходима для защиты своих прав, в том числе как в судебном так и во внесудебном порядке. При этом, заявитель считает, что запрашиваемая им информация является открытой в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и не относится к видам информации с ограниченным доступом.
Учитывая данные обстоятельства, заявителем действия Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара расцениваются как отказ в предоставлении информации, в связи с чем ссылаясь на ст.254-258 ГПК РФ обжалует указанные действия по отказу в предоставлении необходимой ему информации.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
При этом, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу ч.1 ст. 9. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как видно из материалов дела, все обращения заявителя Шелепова И.В. были рассмотрены Департаментом архитектуры и строительства г.Самара, о чем были даны соответствующие письменные информационные ответы в порядке предусмотренном ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», данные ответы подготовлены по существу поставленных в обращении вопросов и отвечают критериям установленным вышеназванным федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара, рассмотрев обращения заявителя и подготовив на них ответы, исполнил обязанность предусмотренную Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст. 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. В силу ч. 2 данной статьи информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Таким образом, по мнению суда испрашиваемая заявителем в письменных обращениях к заинтересованному лицу информация должна предоставляется в порядке информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно ч.1, ч.5, ч.6, ч.7 ст.57 ГрК РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» размер платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, устанавливается органами местного самоуправления на основании методики определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, и не должен превышать максимальный размер платы, установленный пунктом 2 настоящего Постановления.
На основании п. 13 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы (далее - заинтересованные лица).
Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского круга или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства). В запросе указывается раздел информационной системы, запрашиваемые ведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.
Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 11.11.11 №Д05-01-06/93 «Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара и установлении размера платы за предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара» утвержден размер платы за предоставление соответствующих сведений.(л.д.39,40)
В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что предоставление запрашиваемой информации заявителю должно осуществляться за плату, при этом, суду не представлено доказательств оплаты заявителем установленного размера платы за предоставление соответствующих сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, в связи с чем, по мнению суда доводы заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве являются обоснованными и принимаются во вниманию суда.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что письменные обращения заявителя Шелепова И.В. в адрес Департамента строительства и архитектуры г.Самара не соответствовали установленным законом требованиям к запросам о предоставлении информации из системы информационного обеспечения градостроительной деятельности. Кроме того, данные запросы не были оплачены в соответствующем размере, в связи с чем, суд не находит законных оснований для признании незаконным отказа в предоставлении информации Департамента строительства и архитектуры г.Самара.
На основании изложенного, оценив доводы заявителя и заинтересованного лица в совокупности с представленными суду доказательствами, суд приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя Шелепова И.В. о признании незаконным отказа в предоставлении информации, поскольку его доводы изложенные в заявлении не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 235, 255, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Шелепову ИВ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03.04.2012 года
Председательствующий (подпись) Осипов О.В.
Копия верна:
Решение вступило в законную силу:____________
Судья:
Секретарь: