Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-499/2019 ~ М-435/2019 от 14.05.2019

УИД 28RS0008-01-2019-000700-27

Дело № 2-499\2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    13 июня 2019 года                     г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Перепелицыной Я.М.,

с участием представителя истца Войтенко И.Н., представителя ответчика Игнатюк Н.В., третьего лица Сорокиной А.В., действующей также в интересах Сорокина М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войтенко О. Г. к администрации города Зеи о признании незаконным отказа во включении многоквартирного жилого дома в программу переселения граждан из ветхого жилищного фонда, о признании незаконным отказа во включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, о возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в программу переселения граждан из ветхого жилищного фонда, о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, о предоставлении другого жилого помещения с земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Войтенко О.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником 1\2 доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.

    Заключением межведомственной комиссии от 19 сентября 2014 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

    Истец Войтенко О.Г. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа во включении многоквартирного жилого дома в программу переселения граждан из ветхого жилищного фонда, о возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в программу переселения граждан из ветхого жилищного фонда, о предоставлении другого жилого помещения с земельным участком.

    Заявлением от 7 июня 2019 года истец Войтенко О.Г. уточнила исковые требования, просит:

Признать незаконным отказ администрации г. Зеи во включении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в Подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области»;

Признать незаконным отказ администрации г. Зеи во включении Войтенко О.Г. и членов ее семьи в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи;

Обязать администрацию г. Зеи включить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> Подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области» путем включения указанного дома в Перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015 - 2025 годах (Приложение № 1 к муниципальной программе в редакции, утвержденной постановлением Администрации г. Зеи от 18.02.2019 № 147) с даты признания дома аварийным и подлежащим сносу – 19 сентября 2014г. со сроком планируемого окончательного переселения - до 25 декабря 2019г.;

Обязать администрацию г. Зеи включить Войтенко О.Г. и членов ее семьи в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда со сроком окончательного переселения до 25 декабря 2019г. и предоставить до указанного срока другое жилое помещение (дом), общей площадью не менее 39,9 кв.м. с земельным участком площадью не менее 437,5 кв.м., соответствующее требованиям строительных и санитарных норм и правил и уровнем благоустройства не ниже существующего.

В обоснование иска указано, что Войтенко О.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником 1\2 доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии от 19 сентября 2014 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение межведомственной комиссии выдано Войтенко О.Г. в конце июля 2015г.

Постановлением администрации г. Зея от 31.07.2015г. <Номер обезличен> была утверждена муниципальная программа города Зеи «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014 - 2020 годы», приняты постановление №    90 от 05.02.2015г. «Об утверждении Порядка

формирования списков граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи» и постановление <Номер обезличен> от 05.02.2015г. «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи».

В соответствии с положениями Подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» сроки и очередность переселения и сноса аварийного и (или) ветхого жилищного фонда, определяются администрацией города в соответствии со списком аварийного жилищного фонда города Зеи, подлежащего расселению и сносу в 2015 - 2020 году.

В соответствии с Порядком формирования списков в списки включаются также

собственники жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, с учетом порядковых номеров заключений, в пределах объема средств, предусмотренных Подпрограммой на текущий год.

Считает, что ввиду признания многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу указанный дом должен быть включен в муниципальную программу путем включения в Перечень жилых домов признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015 - 2020 годах (Приложение <Номер обезличен> к муниципальной программе) согласно очередности с даты признания дома аварийным и подлежащим сносу, т.е. с 19.09.2014г.

09.08.2017 истец Войтенко О.Г. обратилась к ответчику с запросом о включении в списки переселения, 01.09.2017 ей был дан ответ о том, что установить очередность и сроки сноса жилого дома <адрес> не представляется возможным по причине недостаточного финансирования из областного и федерального бюджетов.

21.03.2019 Войтенко О.Г. обратилась к ответчику с повторным запросом. 01.04.2019г. получила отказ во включении в программу переселения, мотивированный тем, что в Подпрограмму включены многоквартирные жилые дома, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Ввиду того, что муниципальных жилых помещений в <адрес> по <адрес> не имеется, дом в программу переселения не включен.

Как следует из Приложений к муниципальной программе в 2016, 2017 годах списки корректировались, многоквартирные жилые дома добавлялись, следовательно, средства имелись, но в нарушение закона в Перечень добавлялись многоквартирные жилые дома не в порядке очередности, что, по мнению Войтенко О.Г., является ущемлением ее жилищных прав.

В судебное заседание истец Войтенко О.Г. не явилась, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя Войтенко И.Н.

Представитель истца Войтенко И.Н. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика администрации города Зеи Игнатюк Н.В. с иском не согласна, из ее объяснений следует, что заключением межведомственной комиссии от 19 сентября 2014 года жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Но вместе с тем, действующим законодательством на администрацию не возложена обязанность по обязательному включению такого жилого помещения в программу по переселению.

Статьей 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность обращения администрации города Зеи к собственнику жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, с требованием о сносе данного жилого помещения. В случае неисполнения собственником такого требования администрация может обращаться в суд с иском об изъятии жилых помещений с компенсацией стоимости.

После принятия межведомственной комиссией решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, распоряжение о дальнейшем использовании дома, сроках отселения семьи Войтенко О.Г. в соответствии с п. 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, администрацией города Зеи не издавалось.

Жилой дом по адресу: <адрес> не включен в Перечень жилых домов признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015 - 2020 годах, являющийся приложением к Подпрограмме «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области».

Соответственно, семья Войтенко О.Г. не включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи, являющийся приложением к муниципальной программе.

Представление жилого помещения с земельным участком ни нормами ЖК РФ, ни положениями программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, не предусмотрено.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сорокина А.В., действующая также в интересах Сорокина М.С., уточненные исковые требования Войтенко О.Г. поддерживает.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии со п. 49 указанного Положения (в редакции, действующей на дату признания дома аварийным и подлежащим сносу) на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что истец Войтенко О.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, а также собственником 1\2 доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>

Третьи лица Сорокина А.В. и несовершеннолетний ФИО4 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>), а также собственниками 1\3 и 1\6 доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.

    Заключением межведомственной комиссии от 19 сентября 2014 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжение о дальнейшем использовании данного жилого дома, о сроках отселения граждан в соответствии с п. 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, администрацией города Зеи не издавалось.

На территории города Зеи Амурской области в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы реализуется государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446.

Постановлением администрации г.Зеи № 1330 от 09.07.2018 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения г.Зеи на 2014-2020 годы», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области»

В соответствии с государственной программой Амурской области, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446 и муниципальной программой, утвержденной постановлением администрации г.Зеи № 1330 от 09.07.2018, постановлением администрации города Зеи № 92 от 05.02.2015г. утверждён Порядок предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи, постановлением администрации города Зеи № 90 от 05.02.2015г. утвержден Порядок формирования списков граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи.

Из материалов дела следует, что после признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не включен в Перечень жилых домов признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015 - 2020 годах, являющийся приложением к упомянутой подпрограмме.

Также семья Войтенко О.Г. не включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи, являющийся приложением к подпрограмме.

09 августа 2017г. Войтенко О.Г. обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о предоставлении информации о включении жилого дома по адресу: <адрес> списки аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу, о срока сноса дома, о включении ее семьи в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда.

В ответе администрации города Зеи от 01 сентября 2017 г. № В-57на данное обращение Войтенко О.Г. указано, что установить очередность и сроки сноса жилого дома по пер. Первомайский, 13 не представляется возможным по причине недостаточного финансирования из областного и федерального бюджетов.

21 марта 2019г. Войтенко О.Г. обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о предоставлении информации о включении жилого дома по адресу: <адрес> списки аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу и о включении ее семьи в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2019 году.

В ответе администрации города Зеи от 01 апреля 2019 г. № В-69 на данное обращение Войтенко О.Г. указано, что в Подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» включены многоквартирные жилые дома, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Ввиду того, что муниципальных жилых помещений в <адрес> не имеется, дом в указанную программу не включен.

Истица Войтенко О.Г. настаивает на том, что после признания жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу администрации города Зеи была обязана включить данный многоквартирный жилой дом муниципальную подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области», в Перечень жилых домов признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015 - 2020 годах, являющийся приложением к данной подпрограмме, а ее семью включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда города Зеи, являющийся приложением к подпрограмме.

Данные доводы истца Войтенко О.Г. являются несостоятельными, основанными на неверном понимании закона, поскольку, как указано выше, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.,

если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Анализируя изложенное, суд считает, что отсутствуют правые и фактически основания для признания незаконным отказа во включении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> программу переселения граждан из ветхого жилищного фонда, для признания незаконным отказа во включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, для возложения на администрацию города Зеи обязанности по включению многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области», для включения семьи Войтенко О.Г. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, и, соответственно, для предоставления Войтенко О.Г. другого жилого помещения с земельным участком.

Судом установлено, что после признания 19 сентября 2014 года межведомственной комиссией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу и до настоящего времени какое-либо решение органом местного самоуправления по указанному дому не принято, распоряжение о дальнейшем использовании, о сроках отселения семьи Войтенко О.Г. администрацией города Зеи не издавалось.

Однако истцом в рамках данного иска бездействие органа местного самоуправления по непринятию соответствующих решений не оспаривается.

В силу принципа диспозитивности гражданского процесса выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и при этом должен действительно привести к фактическому восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а заявленный предмет иска и способ защиты нарушенного права не соответствуют основанию иска, обстоятельствам и характеру нарушений прав Войтенко О.Г., что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Войтенко О. Г. к администрации города Зеи о признании незаконным отказа во включении многоквартирного жилого дома в программу переселения граждан из ветхого жилищного фонда, о признании незаконным отказа во включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, о возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в программу переселения граждан из ветхого жилищного фонда, о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, о предоставлении другого жилого помещения с земельным участком отказать.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                             О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 18 июня 2019 года

Судья                                        О.Б. Ворсина

2-499/2019 ~ М-435/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Войтенко Ольга Геннадьевна
Ответчики
Администрация г. Зея
Другие
Войтенко Игорь Николаевич
Сорокина Александра Владимировна
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Ворсина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
14.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2019Передача материалов судье
14.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2019Судебное заседание
13.06.2019Судебное заседание
18.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее