Дело № 2-2745/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 декабря 2020 г. г. Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Малой В.Г.,
при секретаре Сукниновой Л.Н.,
с участием истца Ляшкова А.А.,
представителя истца Сокаля А.В., действующего на основании ордера,
представителей ответчика Стренюк И.А., Кравченко М.Г., Ходячих Е.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску Ляшкова Александра Анатольевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды службы в Вооруженных силах СССР, работы, нахождения в учебных отпусках в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном размере, периоды нахождения в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости досрочно,
у с т а н о в и л:
Первоначально Ляшков А.А. обратился в Магаданский городской суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное), Управление)) о возложении обязанности включить периоды службы в Вооруженных силах СССР, работы, нахождения в учебных отпусках в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном размере, периоды нахождения в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости досрочно.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 28 декабря 2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, полагая, что имеет необходимый стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением от 10 апреля 2019 г. истцу отказано в назначении льготной пенсии, при этом из подсчета стажа на соответствующих видах работ исключены периоды учебных отпусков с 19 января 2009 г. по 22 мая 2009 г., с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г., с 4 октября 2014 г. по 25 октября 2014 г., с 13 мая 2017 г. по 28 мая 2017 г.
Кроме того, период нахождения в учебном отпуске с 15 января по 3 июля 2001 г. зачтен ответчиком в специальный стаж календарно, тогда как следовало включить в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев).
Период работы в ОГБУЗ <данные изъяты> с 15 августа 2011 г. по 22 апреля 2014 г. зачтен только в страховой стаж, однако решение ответчика не содержит ссылки на исключение этого периода из специального стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, тогда как справка работодателя, уточняющая особый характер работы от 31 июля 2020 г., указывает, что в период с 27 сентября 2004 г. по 27 января 2017 г. истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации.
Также указывал, что ответчик учел его службу в рядах Советской Армии в период с 13 декабря 1984 года по 12 ноября 1986 г. в страховой стаж в льготном исчислении (1 год как 2 года) в общий трудовой стаж и стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, однако не учел, что в спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пп. «г» п.1 которого было предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. Согласно п.4 Положения период военной службы засчитывался в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Признаваемый ответчиком специальный стаж существенно больше 2/3 необходимого.
Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, просил учесть, что период его службы в Вооруженных силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения, в связи с чем указанный период службы подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него такого права.
Приводя судебную практику, указывал на необходимость включения периодов военной службы по призыву в общий трудовой стаж в двойном размере.
Одновременно обращал внимание на существующую судебную практику по вопросам, связанным с включением периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, приводя доводы о том, что в указанные периоды за ним сохраняется рабочее место и средняя заработная плата, работодателем производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, кроме того, указывал на обязанность медицинских работников с учетом особенностей сферы деятельности систематически повышать свою квалификацию.
Полагая, что ответчиком необоснованно, вследствие неверного применения норм пенсионного законодательства, действовавшего в периоды осуществления им трудовой деятельности, исключен ряд периодов работы и службы в Вооруженных силах СССР из специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», просил обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- период работы в ОГБУЗ <данные изъяты> с 15 августа 2011 г. по 22 февраля 2014 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в специальный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев), стаж работы в районах Крайнего Севера и общий трудовой стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев;
- периоды нахождения в учебных отпусках с 6 апреля 2008 г. по 20 апреля 2008 г. (15 дней), с 19 января 2009 г. по 22 мая 2009 г. (124 дня), с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г. (29 дней), с 4 октября 2014 г. по 25 октября 2014 г. (22 дня), с 13 мая 2017 г. по 28 мая 2017 г. (16 дней) в специальный стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и общий трудовой стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев;
- период нахождения в учебном отпуске с 15 января 2001 г. по 3 июля 2001 г. (5 месяцев 20 дней) включенный в специальный стаж, страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и общий трудовой стаж календарно, в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев;
- период службы в Вооруженных силах СССР с 23 декабря 1984 г. по 12 октября 1985 г. продолжительностью 1 год 11 месяцев 5 дней, включенный только в страховой стаж и общий трудовой стаж в льготном исчислении (1 год за 2 года), в специальный стаж в льготной исчислении (1 год как 2 года);
обязать ответчика назначить Ляшкову А.А. пенсию по старости досрочно в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента подачи заявления о назначении пенсии, т.е. с 28 декабря 2018 г.
Истец Ляшков А.А., принимавший участие в судебном заседании 29 октября 2020 г. до объявления перерыва, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Впоследствии 30 ноября 2020 г. представил заявление об изменении предмета иска, окончательно просил обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- периоды нахождения в учебных отпусках с 6 апреля 2008 г. по 20 апреля 2008 г. (15 дней), с 19 января 2009 г. по 22 мая 2009 г. (124 дня), с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г. (29 дней), с 4 октября 2014 г. по 25 октября 2014 г. (22 дня), с 13 мая 2017 г. по 28 мая 2017 г. (16 дней) в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении;
- период работы в должности врача неонатолога отделения новорожденных, в том числе с нахождением в учебном отпуске с 7 февраля 2001 г. по 3 июля 2001 г., продолжительностью 5 месяцев 20 дней, включенный в специальный стаж, страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и общий трудовой стаж календарно, в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев;
- период службы в Вооруженных силах СССР с 23 декабря 1984 г. по 12 октября 1985 г. продолжительностью 1 год 11 месяцев 5 дней, включенный только в страховой стаж и общий трудовой стаж в льготном исчислении (1 год за 2 года), в специальный стаж в льготной исчислении (1 год как 2 года);
обязать ответчика назначить Ляшкову А.А. пенсию по старости досрочно в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента подачи заявления о назначении пенсии, т.е. с 28 декабря 2018 г.
Представитель истца Сокаль А.В. в судебном заседании заявленные требования также поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также в заявлении в порядке ст. 39 ГПК РФ от 30 ноября 2020 г. и в письменных объяснениях представителя истца, приобщенных к материалам дела в ходе рассмотрения дела по существу; на удовлетворении исковых требований настаивал.
Участвующие в судебном заседании 29 октября 2020 г. представители ответчика Стренюк И.А., Кравченко М.Г. исковые требования не признали, приводя доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам дела.
Участвующая в судебных заседаниях после объявления перерыва представитель ответчика Ходячих Е.В. исковые требования также не признала, одновременно просила учесть, что решением от 23 сентября 2020 г. в решении управления об отказе в установлении (выплате) пенсии от 10 апреля 2019 г. № 65/2 исправлена описка при заполнении таблицы об учтенных периодах, а именно: с 15 августа 2011 г. по 22 февраля 2014 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога ОГБУЗ <данные изъяты> вместо включения в страховой стаж – в специальный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев), страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера; с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога ОГБУЗ <данные изъяты> вместо включения в специальный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев), страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера - в страховой стаж. Обращала внимание на то, что внесенные изменения не повлияли на определенную Управлением общую продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно: 28 лет 9 месяцев 20 дней.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано законодателем не с любой работой в определенной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2).
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 2 ст. 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
В силу ч.4 названной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст. 30 и ст.31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно пп. «н» п.1 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется, в числе прочих:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 декабря 2018 г. обратился в УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением заместителя начальника Управления от 10 апреля 2019 г. № 65/2 в назначении страховой пенсии по старости Ляшкову А.А. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
По подсчетам Управления стаж лечебной деятельности истца на дату подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 28 лет 9 месяцев 20 дней вместо установленных законом 30 лет лечебной деятельности.
При этом ответчиком из специального стажа (стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ) истца исключены периоды учебных отпусков:
- с 6 апреля 2008 г. по 20 апреля 2008 г.;
- с 19 января 2009 г. по 22 мая 2009 г.;
- с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г.;
- с 4 октября 2014 г. по 25 октября 2014 г.;
- с 13 мая 2017 г. по 28 мая 2017 г. как не предусмотренные Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
Кроме того, период службы в рядах СА с 23 декабря 1984 г. по 12 ноября 1986 г. учтен в страховой стаж (в льготном исчислении 1 год как 2 года) и общий трудовой стаж; период работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога ОГБУЗ <данные изъяты> с 15 августа 2011 г. по 22 февраля 2014 г. учтен в страховой стаж.
Решением от 23 сентября 2020 г. в решении управления об отказе в установлении (выплате) пенсии от 10 апреля 2019 г. № 65/2 исправлена описка при заполнении таблицы об учтенных периодах, а именно: с 15 августа 2011 г. по 22 февраля 2014 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога ОГБУЗ <данные изъяты> вместо включения в страховой стаж – в специальный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев), страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера; с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога ОГБУЗ <данные изъяты> вместо включения в специальный стаж (1 год как 1 год 6 месяцев), страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера - в страховой стаж.
Оценивая доводы истца о необходимости включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующему.
Исходя из положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский работник обязан совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Принимая во внимание, что время обучения на курсах повышения квалификации считается работой с сохранением средней заработной платы, в указанный период у работодателя сохраняется обязанность по отчислению страховых взносов в Пенсионный фонд.
Факт направления истца в командировки с целью повышения квалификации подтверждены приказами работодателя, копиями дипломов, удостоверений, свидетельств и сертификатов, представленными в материалы дела (л.д.30-36, 38-52).
Учитывая, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР), суд приходит к выводу о том, что периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации подлежат включению в стаж для назначения досрочной пенсии.
Данные выводу согласуются с правовой позицией, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 г., 14 июня 2006 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года».
Таким образом, продолжительность периодов, подлежащих включению стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (с 6 апреля 2008 г. по 20 апреля 2008 г., с 19 января 2009 г. по 22 мая 2009 г., с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г., с 4 октября 2014 г. по 25 октября 2014 г., с 13 мая 2017 г. по 28 мая 2017 г.) составляет 6 месяцев 23 дня, а в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) – 10 месяцев 4 дня.
Приведенные периоды подлежат включению и в стаж работы истца в районах Крайнего Севера в календарном исчислении, поскольку в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации продолжал работать в ОГБУЗ <данные изъяты>.
Кроме того, исходя из содержания решения № 65/2 от 10 апреля 2019 г., период работы истца в ОГБУЗ <данные изъяты> с 15 января 2001 г. по 3 июля 2001 г. включен в специальный стаж (календарно), в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Принятое решение в этой части мотивировано ответчиком тем, что сведений о предоставлении учебного отпуска в спорный период у Управления не имеется; календарное исчисление специального стажа обусловлено тем, что истец работал врачом-неонатологом отделения новорожденных, которое не относится к отделениям хирургического профиля стационаров.
Между тем факт нахождения Ляшкова А.А. в служебной командировке в период с 7 февраля 2001 г. по 30 июня 2001 г. в связи с направлением на обучение по циклу «Первичная специализация по анестезиологии и интенсивной терапии» в Петразоводский медицинский университет подтвержден копией приказа главного врача роддома № 1 от 2 февраля 2001 г. (л.д.29), а также копией диплома о профессиональной переподготовке ПП № 282204 от 30 июня 2001 г. на имя Ляшкова А.А. (л.д.37).
При таких обстоятельствах указанный период с 7 февраля 2001 г. по 30 июня 2001 г. также подлежит включению стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, приведенным в решении ранее; его продолжительность составляет 3 месяца 23 дня, а в льготном исчислении – 5 месяцев 19 дней.
Оценивая доводы истца о наличии оснований для исчисления периода работы истца в должности врача-неонатолога отделения новорожденных ОГБУЗ <данные изъяты> с 15 января 2001 г. по 3 июля 2001 г. год работы как год и 6 месяцев, суд учитывает, что указанная должность отсутствует в перечне структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в связи с чем оснований для применения льготного исчисления стажа за весь период (с 15 января 2001 г. по 6 февраля 2001 г., с 1 по 3 июля 2001 г.) не имеется.
Разрешая исковые требования об обязании ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 2 года) период службы истца в Вооруженных силах СССР с 23 декабря 1984 г. по 12 октября 1986 г. продолжительностью 1 год 11 месяцев 5 дней, суд исходит из следующего.
Правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г., содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Исходя из содержания пп. «г» п.1 названного Положения врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается период службы в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию.
Как установлено судом, в период с 23 декабря 1984 г. по 12 ноября 1986 г., то есть в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР.
Вместе с тем, исходя из содержания трудовой книжки истца, в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», у истца отсутствовал стаж медицинской деятельности, предусмотренный п. 4 приведенного Положения.
Так, в период с 6 октября 1987 г. по 14 июля 1989 г. истец работал в должности санитара операционного блока 3-й городской больницы <данные изъяты>, с 6 марта 1991 г. по 6 августа 1994 г. работал лаборантом на кафедре оперативной хирургии <данные изъяты>.
Указанная трудовая деятельность не относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, засчитываемой в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, условия, необходимые для включения периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж, не соблюдены, в связи с чем отказ Управления во включении периода службы истца в рядах СА в специальный стаж является обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований в этой части судом не установлено.
Разрешая требования об обязании ответчика назначить Ляшкову А.А. пенсию по старости досрочно в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента подачи заявления о назначении пенсии, т.е. с 28 декабря 2018 г., суд учитывает, что с учетом суммирования включенных пенсионным органом в подсчет специального стажа истца периодов и периодов, включенных судом в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Так, по состоянию на дату подачи заявления Ляшкова А.А. в Управление (28 декабря 2018 г.) стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, определен ответчиком продолжительностью 28 лет 9 месяцев 20 дней.
Включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, составляющих 6 месяцев 23 дня, а в льготном исчислении - 10 месяцев 4 дня, а также периода нахождения Ляшкова А.А. в служебной командировке в период с 7 февраля 2001 г. по 30 июня 2001 г. в связи с направлением на обучение, продолжительность которого составляет 3 месяца 23 дня, а в льготном исчислении – 5 месяцев 19 дней, свидетельствует о том, что его специальный медицинский стаж на момент подачи заявления в пенсионный орган о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил более 30 лет (28 лет 9 месяцев 20 дней + 10 месяцев 4 дня + 5 месяцев 19 дней = 30 лет 1 месяц 13 дней).
Правовых оснований для исчисления продолжительности периодов, включенных в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в днях, как об этом указывал представитель истца, ссылаясь на арифметические ошибки, допущенные ответчиком, не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (ч.2).
Аналогичные требования были предусмотрены и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим до 1 января 2015 г.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, подтверждающие наличие у истца на момент обращения к ответчику 28 декабря 2018 г. права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании ответчика назначить Ляшкову Александру Анатольевичу пенсию по старости досрочно с 28 декабря 2018 г.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 88, 98 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из представленного в материалы дела чека-ордера от 5 сентября 2020 г. следует, что при подаче настоящего иска в суд истцом была уплачена в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в общей сумме 300 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) включить периоды нахождения Ляшкова Александра Анатольевича в учебных отпусках с 6 апреля 2008 г. по 20 апреля 2008 г., с 19 января 2009 г. по 22 мая 2009 г., с 23 февраля 2014 г. по 23 марта 2014 г., с 4 октября 2014 г. по 25 октября 2014 г., с 13 мая 2017 г. по 28 мая 2017 г., в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) включить период нахождения Ляшкова Александра Анатольевича в учебном отпуске с 7 февраля 2001 г. по 30 июня 2001 г. в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, а также в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении, отказав в удовлетворении исковых требований в остальной части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) назначить Ляшкову Александру Анатольевичу пенсию по старости досрочно с 28 декабря 2018 г.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) в пользу Ляшкова Александра Анатольевича судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Срок изготовления мотивированного решения установить 10 декабря 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Г. Малая