Дело № 2-1786/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2012 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е:
председательствующего судьи Надежкина Е.В.
при секретаре Сериковой Е.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Александра Анатольевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Михайлова Д.А., Михайловой Татьяны Игоревны к Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ «Центррегионжилье», ФГУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Истцы Михайлов А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Михайлова Д.А. Михайлова Т.А. обратились с иском в суд к Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ «Центррегионжилье», ФГУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> В обоснование иска указав, что указанная квартира была предоставлена истцу Михайлову А.А. и членам его семьи при увольнении из Вооруженных сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. ДД.ММ.ГГГГ. с истцом Михайловым А.А. был заключен договор социального найма № №. ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ «Центррегионжилье» на заявление истца о передаче ему в собственность спорного жилого помещения, дало ответ, что все права и обязанности переданы в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ г. Чита, которое также отказало истцу в заключении договора передачи в собственность жилого помещения, из-за отсутствия нормативно-правовой базы по приватизации жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ. истец и члены его семьи были зарегистрированы в спорном жилом помещении, на имя истца Михайлова А.А. открыт лицевой счет.
Спорное жилое помещение приобретено МО РФ Приказом Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ. закреплено за ГУ Новосибирская КЭЧ на праве оперативного управления. В настоящее время ГУ Новосибирская КЭЧ реорганизовано, все права и обязанности переданы ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ г. Чита. Истцы ранее не использовали право приватизации. При прохождении военной службы истец Михайлов А.А. жильем для постоянного проживания не обеспечивался.
В судебном заседании истцы Михайлов А.А., Михайлова Т.И. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали аналогичные иску пояснения.
Представитель ответчика Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительность причины не явки в суд не сообщил.
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ «Центррегионжилье» в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительность причины не явки в суд не сообщил.
Представитель ответчика ФГУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в отзыве, также просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в НСО в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, путем направления судебной корреспонденции заказным письмом с уведомлением о вручении, судебная повестка возвращена в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения в почтовом отделении, что на основании ст. 117 ГПК РФ дает суду право считать третье лицо надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по НСО в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство, согласно которого просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав пояснения истцов, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст.6 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. ГУ Новосибирская КЭЧ заключила договор социального найма жилого помещения с Михайловым А.А. В качестве членов семьи Михайлова А.А. указаны: Михайлова Т.И.- жена, Михайлов М.А.- сын, Михайлов Д.А. – сын.
В настоящий момент в <адрес>, зарегистрированы и проживают: Михайлов А.А. – наниматель с ДД.ММ.ГГГГ г., Михайлова Т.И. –жена с ДД.ММ.ГГГГ г., Михайлов М.А.- сын с ДД.ММ.ГГГГ., Михайлов Д.А. –сын ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской из домовой книги.
Согласно Выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № № жилое помещение № <адрес> за креплено на праве оперативного управления за ГУ Новосибирска КЭЧ.
Из ответа Зам. Начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ на имя Михайлова А.А. следует, что весь жилищный фонд Министерства обороны РФ был закреплен в оперативное управление за соответствующими ФГ КЭУ КЭЧ районов. Полномочия собственника жилищного фонда, переданного ФГКЭУ КЭЧ районов в Сибирском военном округе осуществляет ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, находящееся в г. Чите. В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений МО РФ.
Согласно ответа руководителя ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на имя Михайлова А.А. следует, что в настоящее время нормативная база по приватизации жилых помещений, находится на стадии разработки и утверждения, полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не делегированы, в связи с чем, заключить с истцом договор передачи в собственность жилого помещения, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным.
Статья 6 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, истцы, занимая жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в государственной собственности, на которое установлено оперативное управление, вправе требовать передачи данного помещения в собственность.
В соответствии с ч.1, 3, 4 ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст.299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с ч. 3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», действовавшего на момент перехода права на оперативное управление на указанное недвижимое имущество к ответчику, Министерство обороны Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии в п.3 приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010г. № 1455 «Об уполномоченном органе министерства обороны РФ специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ, уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений в собственность бесплатно является Департамент жилищного обеспечения министерства обороны РФ. Уполномоченный орган, осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в частности, на территории НСО- через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
Согласно Приказу Министерства Обороны РФ № 292 от ДД.ММ.ГГГГ за ГУ Новосибирской квартирно-эксплуатационной частью закреплено право оперативного управления, в том <адрес>
В связи с чем, именно у данного органа имеется право оперативного управления указанным имуществом, и которое в настоящее время является правообладателем данного имущества. Поскольку данный орган в силу требований ст.ст.125, 214, 296 ГК РФ, осуществляет права по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, и именно данный орган заключал с истцом договор на право занятия указанного жилого помещения.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Как усматривается из копии кадастрового паспорта, технического паспорта квартира <адрес> является изолированной и имеет общую площадь размером <данные изъяты>.м и жилую площадь размером <данные изъяты>м, а также вспомогательную площадь <данные изъяты>
В силу статьи 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из представленных документов усматривается, что с момента принятия данного закона истцы проживали и состояли на регистрационном учете вне г. Новосибирска, не использовали право приватизации. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями о регистрации по месту проживания.
Также истцы не использовали право приватизации и на территории г. Новосибирска, что подтверждается справками МКУ «Городское жилищное агентство».
Зарегистрированный в спорном жилом помещении Михайлов М.А. отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения, что подтверждается нотариально удостоверенным согласием.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
На основании изложенного и учитывая, что имеющиеся препятствия в приватизации жилого помещения являются нарушающими конституционные права истцов, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования о признании права собственности на указанное жилое помещение подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, удовлетворение исковых требований истцов в соответствии с п.17 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. № 219, является основанием, как для государственной регистрации права на указанное имущество, так и для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности предыдущего собственника на указанный объект недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> – ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03 ░░░░░░░░ 2012 ░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░»
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-1786/12 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░: