Судья – < Ф.И.О. >3 Дело <...>а-1755/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ09 апреля 2019 г. <...>
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >9,
судей < Ф.И.О. >8, < Ф.И.О. >4,
по докладу судьи < Ф.И.О. >8
при секретаре < Ф.И.О. >5,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску < Ф.И.О. >1 к Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права,
по апелляционной жалобе представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >7 на решение Адлерского районного суда <...> Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
< Ф.И.О. >1 обратилась в Адлерский районный суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права.
В обоснования своего заявления административный истец указал, что на основании свидетельства от 25.01.1996г. <...>, административный истец обладает правом в бессрочном (постоянном) пользовании на земельный участок, общей площадью 900 кв. м. с кадастровым номером < Ф.И.О. >10, расположенный по адресу: край Краснодарский, <...>, с. В-Николаевское. Объект передан административному истцу по < Ф.И.О. >2 Кудепсинской сельской администрации от 25.01.1996г. <...>, для ведения личного подсобного хозяйства. < Ф.И.О. >2 приложенной выписки из ЕГРН, Земельный участок поставлен на кадастровый учет, каких-либо обременений, на него не наложено. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на земельный участок, не имеется. Административным истцом в адрес административного ответчика в соответствии со ст. ст. 14,15,18 Федерального закона от <...> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от <...> N 883, было подано заявление о государственной регистрации права на земельный участок. К заявлению в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <...> № 218-ФЗ, были приложены все необходимые документы, а также квитанция об уплате государственной пошлины. 30.01.2018г. административным ответчиком в лице государственного регистратора < Ф.И.О. >6 Адлерского отдела <...> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, было принято Решение <...> об отказе в государственной регистрации права Земельного участка. Считает что данное решение незаконно и необоснованно. В связи с чем, просила признать незаконным Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 30.01.2018г. <...>, об отказе административному истцу < Ф.И.О. >1 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, общей площадью < Ф.И.О. >11 кв. м., с кадастровым номером < Ф.И.О. >12:< Ф.И.О. >13 расположенный по адресу: край Краснодарский, <...>, район Адлерский, В-Николаевское. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности административного истца на земельный участок, на основании заявления от 21.08.2015г. <...>, и представленных документов.
Решением Адлерского районного суда <...> Краснодарского края от <...> в удовлетворении административного искового заявления < Ф.И.О. >1 к Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права отказано.
В апелляционной жалобе представитель < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >7 просит обжалуемое решение отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель Адлерского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, < Ф.И.О. >1 и ее представитель по доверенности < Ф.И.О. >7 не явились, о времени и месте разбирательства извещались по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) посредством направления судебных извещений, которые получены адресатами, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений официального сайта Почты России, а также реестром почтовых отправлений.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
При разрешении вопроса о том, в каком порядке и в какой процедуре необходимо рассмотреть дело, суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела с учетом имеющихся материалов, исходя из задач административного судопроизводства и лежащей на нем обязанности вынести законное и обоснованное решение.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда.
В связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017г. Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
< Ф.И.О. >2 части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >1 обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с.В.Николаевка.
В качестве правоустанавливающего документа заявитель предоставила Постановление < Ф.И.О. >2 администрации Кудепстинского сельского округа <...> от <...> <...>.
< Ф.И.О. >2 части 1 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <...> №218-ФЗ государственная регистрация права гражданина на земельный участок осуществляется на основании следующих документов: акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.
Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт.
Государственным регистратором Адлерского отдела <...> Росреестра по Краснодарскому краю, при проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено, что представленное в качестве правоустанавливающего документа Постановление не соответствует нормам законодательства действующего на момент издания и в месте издания данного акта.
< Ф.И.О. >2 администрации Кудепстинского сельского округа <...> от <...> <...>, земельный участок был предоставлен заявителю на нраве бессрочного (постоянного) пользования, что не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания.
Так, в соответствии со статьи 64 Земельного кодекса РСФСР - земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются гражданам в собственность, < Ф.И.О. >2 п.4 Указа Президента Российской Федерации от <...> <...> «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», земельные участки предоставлялись гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Так же пунктом 2 < Ф.И.О. >2 администрации Краснодарского края от <...> <...> установлено, что предоставление и закрепление земельных участков в границах первой и второй зон санитарной охраны курортов производить гражданам - в пожизненное наследуемое владение и аренду.
Таким образом в период издания данного < Ф.И.О. >2 в действующем законодательстве отсутствовала норма, устанавливающая право на предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного бессрочного пользования, таким образом, Постановление < Ф.И.О. >2 администрации Кудепстинского сельского округа <...> от <...> <...> не соответствует нормам законодательства, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, в части указания вида права.
Правовые основы деятельности сельских администраций в сфере регулирования земельных отношений базировались на положениях ст.23 Земельного кодекса РСФСР от <...> <...>, наделяющий сельский, поселковые Советы народных депутатов право предоставления земельных участков во владение, пользование, а так же передаче их собственность и аренду.
В связи с принятием всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии пунктом 2 и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от <...> <...> «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. <...> «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР, в том числе и статьи 7, 23, 32 которыми были определены полномочия сельских советов по предоставлению земельных участков.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от <...> <...> «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» так же установлено, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемые в форме указов Президента Российской Федерации.
На момент издания < Ф.И.О. >2 Кудепстинской сельской администрации вышеуказанного < Ф.И.О. >2 отсутствовал Указ Президента РФ наделяющий < Ф.И.О. >2 сельский администраций полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков.
< Ф.И.О. >2 отзыва административного ответчика государственным регистратором установлено, что Постановление < Ф.И.О. >2 администрации Кудепстинского сельского округа <...> от <...> <...> принято < Ф.И.О. >2 администрации Нижнешиловского сельского <...> с превышением полномочий.
Кроме того, в представленных заявителем документах имелось разночтение в указании адреса земельного участка, что не давало возможности идентифицировать объект права.
На основании вышеуказанного и в соответствии со статьёй 26 Закона №218-ФЗ регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права. По истечении срока приостановления было принято решение об отказе в государственной регистрации права.
Кроме того, как указывает административным ответчик, ранее Адлерским районным судом <...> рассматривалось аналогичное дело <...> по обжалованию действий Управления Росреестра по Краснодарскому краю, выраженных в отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с тем, что акт органа местного самоуправления издан с нарушением норм законодательства, действующего в месте издания такого акта и на момент его изданий (Земельным кодексом РСФСР не предусмотрено предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного бессрочного пользования и отсутствие полномочий у < Ф.И.О. >2 сельской администрации), но которому было принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления Росреестра по КК (Решение суда от <...> к делу <...>), которое прошло обжалование в кассационной инстанции и Кассационным определением, судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> решение было оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Более того, как установлено статьей 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, отказ административному истцу датирован <...>.
Вместе с тем, административный иск подан в Адлерский районный суд <...> <...>.
Таким образом, административным истцом пропущен срок для предъявления настоящего искового заявления, при этом, вопрос о восстановлении срока на подачу данного заявления истцом перед судом первой инстанции не ставился.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со статьёй 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов, которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
Таким образом, доводы, изложенные административным истцом, не нашли свое подтверждение в судебном заседании суда перовой и апелляционной инстанции.
В связи с чем, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления < Ф.И.О. >1 к Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и бязании осуществить государственную регистрацию права.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда <...> Краснодарского края от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >7 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: