Материал № 12-206/17
РЕШЕНИЕ
г.Усинск 05 июля 2017 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Исип О.С.,
при секретаре Сычевой Т.А.,
с участием защитника ЗАО «Колванефть» Стрижова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Колванефть» на постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми А. от 03.05.2017 о привлечении Закрытого акционерного общества «Колванефть» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Коми А. № от дд.мм.гггг. ЗАО «Колванефть» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обжаловало его в городской суд, в своей жалобе просит постановление отменить, указывая в обоснование, что Общество является исключительно лицензедержателем и стороной в договорах аренды участков, при этом не ведет какую-либо хозяйственную деятельность на арендованных лесных участках, в том числе работы, повлекшие разгерметизацию нефтепровода, иные действия, которые привели к нарушению правил использования лесов и использованию лесов с нарушением условий договоров аренды. В соответствии с договором № от дд.мм.гггг., заключенным между Обществом и ООО «...», работы по добыче нефти, подготовке, транспортировке и сдачи нефти, добыче и утилизации попутного газа, добыче подземных вод и организации системы ППД, принимает на себя ООО «...» с соблюдением всех установленных действующим законодательством норм, правил, стандартов и требований, в том числе и по рациональному использованию и охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, и именно ООО «...» является эксплуатирующей организацией площадки насосной станции (ДНС «...»), в составе которой находится нефтепровод, согласно акту технического расследования причин инцидента, произошедшего на данном опасном производственном объекте установлены работники ООО «...», ответственные за его эксплуатацию. В протоколе об административном правонарушении лишь констатирован факт нарушения, вопрос о наличии вины Общества в совершении правонарушения не исследован, субъективная сторона правонарушения административным органом не установлена, согласно акту о лесонарушении от дд.мм.гггг. № представителем ГУ «Усинское лесничество» виновным в разгерметизации нефтепровода установлено ООО «...», по факту самовольного снятия, уничтожения или порчи почв ООО «...» составлен протокол об административном правонарушении от дд.мм.гггг., вина третьих лиц не установлена, в связи с чем, правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ не имеется.
В судебном заседании Стрижов А.Б., действующий в интересах Общества на основании доверенности от дд.мм.гггг., доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.
Минпром Республики Коми представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в возражениях на жалобу указывает на несостоятельность доводов Общества.
С учетом мнения защитника Общества Стрижова А.Б. суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Минпрома РК.
Выслушав защитника юридического лица, исследовав в полном объеме материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в пользование юридических лиц (арендаторам) на основании договора аренды.
В силу положений статей 53 и 55 Лесного кодекса РФ, арендаторы лесных участков на основании разработанных проектов освоения лесов обязаны выполнять на арендованных лесных участках обязательные мероприятия, предусмотренные "Правилами безопасности в лесах" и "Правилами санитарной безопасности в лесах", требования которых направлены на обеспечение безопасного использования лесов (обеспечение пожарной и санитарной безопасности), охрану, защиту и воспроизводство лесов.
В силу части 4 статьи 8.25 КоАП РФ административным нарушением признается, в том числе, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка и иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Как следует из материалов дела, на основании договоров №№ и №№ от дд.мм.гггг. ЗАО «Колванефть» предоставлены лесные участки на срок до дд.мм.гггг. для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации объектов - нефтепровод СИКН ПСП ДНС «...» межпромысловый нефтепровод ... с автодорогой, и временные автодороги в районе нефтепровода СИКН ПСП ДНС «...» и нефтепровода ..., соответственно, в ГУ «Усинское лесничество» в квартале № выдел № Усинского участкового лесничества общей площадью ... и ... га.
Пункт 11 указанных договоров аренды устанавливает обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими договорами, в том числе соблюдать требования лесного законодательства по охране, защите лесного участка и иные условия, предусмотренные лесным законодательством.На основании распоряжения от дд.мм.гггг. №-р комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО ГО «Усинск» дд.мм.гггг. по факту нефтеразлива, произошедшего дд.мм.гггг. на ... месторождении, проведено обследование участка, расположенного между производственной территорией, принадлежащей ООО «...» и узлом подключения к межпромысловому нефтепроводу ... ООО «...», в ходе которого установлено, что на участке вблизи технологического трубопровода между СИКН ПСП ДНС ... нефтяного месторождения и узлом подключения к межпромысловому трубопроводу ... с географическими координатами №), расположенном в квартале № выделе № Усинского участкового лесничества ГУ «Усинское лесничество», произошла разгерметизация нефтепровода, в результате загрязнения площадь нарушенных земель составила ... га. На момент осмотра работы по уборке нефтесодержащей жидкости и ликвидации последствий нефтеразлива на данном участке не велись.
По результатам обследования лесного участка дд.мм.гггг. должностным лицом ГУ «Усинское лесничество» составлен акт о лесонарушении №, согласно которому ущерб, причиненный лесному фонду составил ... рублей.
По факту правонарушения дд.мм.гггг. в отношении ЗАО «Колванефть» в присутствии представителя общества Стрижова А.Б., действующего на основании доверенности, составлен протокол об административном правонарушении №, действия ЗАО «Колванефть» квалифицированы по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Постановлением Минпрома РК от дд.мм.гггг. № ЗАО «Колванефть» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере ... рублей.
Таким образом, представленные материалы свидетельствуют о том, что дд.мм.гггг. ЗАО «Колванефть», являясь собственником производственного сооружения ДНС ..., при эксплуатации нефтепровода на ... месторождении в нарушение условий договоров аренды лесных участков допустило утечку нефтесодержащей жидкости, в результате чего произошло нефтезагрязнение участка лесного фонда по площади ... га.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, договорами № и № от дд.мм.гггг. о предоставлении в аренду ЗАО «Колванефть» лесных участков, актом обследования нефтезагрязненного лесного участка от дд.мм.гггг., актом о лесонарушении от дд.мм.гггг., протоколом об административном правонарушении от дд.мм.гггг., составленном в отношении ЗАО «Колванефть», которые получены в установленном законом порядке, соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, на основании которых административным органом действия ЗАО «Колванефть» правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Общество не может рассматриваться как субъект административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, поскольку не осуществляет работы на арендованных лесных участках ввиду того, что на основании договора № от дд.мм.гггг. Общество поручило ООО «...» выполнение работ по добыче сырой нефти, ее подготовке, транспортировке и сдачи для дальнейшей реализации, добыче и утилизации попутного газа, добыче подземных вод и организации системы ППД на ... площади, расположенной по адресу: ..., в ... км к северу от ..., является несостоятельным ввиду следующего.
Объектом правонарушения является порядок использования лесов. Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Субъектами правонарушений являются лесопользователи - граждане, должностные лица, юридические лица. С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умыслом или неосторожностью.
Согласно договорам аренды лесных участков № и № от дд.мм.гггг. их использование по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным и возложено на лицо, непосредственно использующее лесные участки, коим в данном случае является ЗАО «Колванефть».
Таким образом, несоблюдение ЗАО «Колванефть» условий договоров аренды лесных участков при их использовании образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст.8.25 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, следовательно, оснований для отмены оспариваемого постановления суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми А. от дд.мм.гггг. о привлечении Закрытого акционерного общества «Колванефть» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.С.Исип