Решение по делу № 2-1623/2012 ~ М-1733/2012 от 25.09.2012

Решение

именем Российской Федерации

11 октября 2012 год г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующий федеральный судья Немежиков А.П.,

при секретаре Чачиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Хакресводоканал» о признании незаконными действий по взиманию платы с собственников помещений многоквартирных жилых домов за ввод в эксплуатацию приборов учета водоснабжения,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц предъявил к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Хакресводоканал» (далее — ГУП РХ «Хакресводоканал») исковые требования о признании незаконными действий по взиманию платы с собственников помещений многоквартирных жилых домов за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения.

В исковом заявлении прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей установлено, что ответчик оказывает собственникам жилых помещений платную услугу по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета водоснабжения. Полагает, что эти действия являются обязанностью ответчика, и взимание за них платы незаконно.

При судебном разбирательстве дела прокурор Юрченко О.Н. исковые требования поддержала, пояснив об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах (л.д.2-3).

Представитель ответчика Струкова Т.В. исковые требования не признала и, обосновывая возражения, пояснила суду об обстоятельствах, изложенных в письменных возражениях на исковые требования (л.д.31-33).

Выслушав доводы прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности;

согласно пункту 2 этой статьи обязательства возникают, в частности, из договора.

Как следует из объяснений участвующих в деле лиц и видно из материалов дела, ответчиком разработан проект договора возмездного оказания услуг с потребителями услуг водоснабжения, согласно которому ответчик на платной основе оказывает услуги по принятию в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды в жилом помещении; эти услуги оказываются при условии их предоплаты потребителем услуг; цена этих услуг 150 рублей (л.д.23);

и ответчиком утверждена калькуляция этих услуг, в соответствии с которой цена услуг в размере 150 рублей складывается из затраты на оплату труда контролера, страховых взносов, материальных затрат (пломба, проволока, бланки), транспортных расходов, общеэксплуатационных расходов, рентабельности, налога на добавленную стоимость (л.д.24).

Полагая, что ответчик обязан бесплатно производить действия по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, прокурор исходил из того, что обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить такие действия за свой счет не предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг и иными правовыми актами и, требуя с собственников-потребителей оплату таких услуг, ответчик, тем самым, навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Суд с доводами прокурора согласиться не может, поскольку они постановлены на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности систем водоснабжения, а также приборов учета потребления энергетических ресурсов возлагается на организации, осуществляющие снабжение водой, в случае, когда абонентом по договору водоснабжения выступает гражданин, использующий энергоресурсы для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из содержания данной нормы следует, что законом или иным правовым актом может быть установлена обязанность потребителя соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергоресурсами, поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (квартире), путем своевременного заключения договора о техническом обслуживании данного оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Данная норма в отношении собственников жилых помещений конкретизирована в жилищном законодательстве - Жилищный кодекс Российской Федерации обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, то и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного помещения (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36 этого Кодекса).

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, к общему имуществу отнесены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5 Правил).

Из приведенных нормативных актов следует, что содержание внутридомовых инженерных сооружений осуществляется их собственниками в силу закона.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.

Согласно части 5 этой статьи, с целью осуществления такого учета, указанного Федерального закона до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Перечень работ и услуг по содержанию жилых домов, выполняемых управляющей организацией за счет собственных средств, определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491;

установка индивидуальных приборов учета, а также связанные с ними расходы, в указанный перечень не входят, и к общему имуществу многоквартирного дома не относятся.

Таким образом, обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию и расходы по установке указанных приборов приведенными законом и Правилами возложены именно на собственников, в том числе на собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Как видно из статьи 2 Устава ГУП РХ «Хакресводоканал», предметом деятельности этого общества является, в частности, распределение воды (л.д.4-9).

Согласно нормам части 9 статьи 13 приведенного Закона № 261-ФЗ, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют;

указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют;

цена такого договора определяется соглашением сторон.

Также в приведенной части 9-й статьи 13 этого Закона № 261-ФЗ содержатся нормы и о порядке заключения такого договора, согласно которым порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом министерства энергетики Российской Федерации от 7.04.2010 г. № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В пункте 3 этого Порядка предусмотрено, что такой договор является публичным договором и заключается между организацией, которая, в частности, осуществляет снабжение энергетическим ресурсом, и собственником, в частности, помещения в многоквартирном доме;

согласно пункту 13 приведенного Порядка, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать существенные условия, в частности, цену договора, порядок расчетов по договору.

Как следует из письменного ответа ответчика прокурору, услуга по вводу индивидуальных приборов учета в эксплуатацию включает в себя: проверка соответствия произведенной установки прибора техническим правилам, указанным в паспорте прибора, проверка отсутствия утечек в местах соединения с сетью, проверка отсутствия обводных линий, проверка отсутствия несанкционированного доступа, опломбирование мест соединения прибора с сетью, проверка показаний прибора на момент приема в эксплуатацию, составление акта ввода прибора в эксплуатацию (л.д.22).

В силу предписаний пункта 35 приведенных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель не вправе: самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (подпункт «г»), несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (подпункт «е»).

Министерство регионального развития Российской Федерации в своем письме от 14 мая 2005 года № 2220-АБ/70 «О применении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации» по вопросу пломбирования крепежных деталей средств измерений (накидных гаек, фланцев), пломбирования запорной арматуры на обводной линии (если имеется) узла учета полученной питьевой воды абонента, выполненного организацией водопроводно-канализационного хозяйства в целях обеспечения защиты от несанкционированного вмешательства в работу средств измерений, разъясняет, что в соответствии с 39 этих Правил, средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной воды, а задвижки на обводных линиях (если имеются) должны быть опломбированы ресурсоснабжающей организацией. Пункт 41 Правил предусматривает приемку в эксплуатацию не средства измерения, а узла учета, как совокупность приборов и устройств, обеспечивающих достоверный учет. В состав узла учета, как в его неотъемлемую часть, входят устройства, обеспечивающие защиту средств измерений от несанкционированного вмешательства в их работу.

Согласно подпункту 2 пункта 20 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 (в редакции от 27.11.2010 года), исполнитель обязан проверить выполнение заказчиком условий подключения и установить пломбы на приборах (узлах) учета ресурсов. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности к подключению внутридомовых сетей к подключению к сети инженерно-технического обеспечения;

подпунктом 5 пункта 22 этих Правил предусмотрено, что заказчик обязан внести плату за подключение к сети инженерно-технического обеспечения в размере и сроки, установленные договором о подключении.

Кроме того, гражданским законодательством предусмотрено, по общему правилу, осуществление работ и предоставление услуг на возмездной основе, что следует, в частности, из положений части 3 статьи 423, глав 37 - 39, 49, 50, 51, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, иное должно быть прямо предусмотрено законом или соглашением сторон.

Ни положения вышеприведенного Федерального закона № 261-ФЗ, ни иные нормативные акты, на которые ссылался прокурор, не предусматривают безвозмездность работ по вводу приборов учета в эксплуатацию, а напротив, из смысла и прямого указания приведенных выше норм следует, что собственник жилого помещения оплачивает услугу по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию.

Доводы прокурора в той части, что ответчик этим самым навязывает потребителям дополнительные платные услуги, суд также не может признать состоятельными, поскольку обязанность по учету энергетических ресурсов с применением соответствующих приборов учета и по вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена, как приведено выше, на собственников жилых помещений законом и, более того, эта обязанность прямо вытекает и из нормы о бремени содержания имущества собственником.

Кроме того, в настоящее время расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено как пунктом 2 статьи 13 ФЗ № 261-ФЗ; и в соответствии с пунктом 33 Правил № 354 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального прибора учета (подпункт «з»), требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета (подпункт «и»), в связи с чем на данный момент установление индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг.

Положения части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о том, что приборы учета воды опломбируются организациями без взимания платы с абонента, не могут быть применены, поскольку названный закон в этой части вступает в действие с 01.01.2013 года.

Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению.

В части 9-й статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ также содержатся и нормы, предписывающие, что такой договор должен содержать условие об оплате цены равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Вместе с тем, такие обстоятельства как собственно цена договора, составляющие цены договора, рассрочка оплаты по такому договору, не входят в предмет разбирательства по данному делу;

суд, рассматривая иск прокурора, разрешал только один вопрос в пределах исковых требований – законные или незаконные действия ответчика по взиманию платы за ввод в эксплуатацию приборов учета воды.

В судебном заседании 11 октября 2012 года объявлена резолютивная часть решения;

изготовление решения в окончательной форме отложено до 15 октября 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Черногорска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме;

в окончательной форме решение будет изготовлено 15 октября 2012 года.

Председательствующий судья А.П. Немежиков

2-1623/2012 ~ М-1733/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
неопределенный круг лиц
Ответчики
Государственое унитарное предприятие Республики Хакасия "Хакресводоканал"
Другие
Прокурор
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Немежиков А.П.
Дело на сайте суда
chernogorsky--hak.sudrf.ru
25.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2012Передача материалов судье
25.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2012Подготовка дела (собеседование)
11.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2012Судебное заседание
18.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2012Дело оформлено
26.12.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее