Дело № 2-5424/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2013 г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Подгорновой О.С.,
старшего помощника прокурора Барышского района г.Ульяновска Гуськова В.В.,
при секретаре Айметдиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ростелеком» об обязании блокировать доступ к интернет-сайтам,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Барышского района Ульяновской области, действующий в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Ростелеком» о возложении обязанности ограничить доступ абонентов к интернет-сайтам, указав следующее.
Ульяновский филиал ОАО «Ростелеком» в соответствии с лицензией №86475, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 15.05.2007, предоставляет телематические услуги связи.
Прокуратурой Барышского района в ходе мониторинга Интернет- ресурсов выявлены сайты «http://www.casino.com/», «http://azcasgame.com», «http://volcanoclubs.com/», «http://www.casinopus.com/», «http://www.europa-ru- casino.com/», «http://www.onpoker.ru», «http://www.pokerlistings.ru», «http://www.slotvoyager.com/», «http://www.nodepositbonus.ru»,
«http://badpoker.ru/», «http://freedepositpoker.ru/», «http://www.mybet.ru».
Согласно составленному акту, при проведении 17 июня 2013 года осмотра установлено, что на странице «http://www.casino.com/», «http://azcasgame.com», «http://volcanoclubs.com/», «http://www.casinopus.com/», «http://www.europa-ru- casino.com/», «http://www.onpoker.ru», «http://www.pokerlistings.ru», «http://www.slotvoyager.com/», «http://www.nodepositbonus.ru», «http://badpoker.ru/», «http://freedepositpoker.ru/», «http://www.mybet.ru» организованы азартные игры в форме «рулетка», «покер», «игрового автомата».
Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.5 Федерального Закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а так же средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Статьей 171 УК РФ установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно.
Кроме того, ст. 171.2 УК РФ введена уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-
телекоммуникационых сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Согласно ч.2 ст.29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, поскольку определить конкретный круг граждан, которые пользуются и возможно будут пользоваться интернет-услугами Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком», не представляется возможным.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайтам ««http://www.casino.com/», «http://azcasgame.com», «http://volcanoclubs.com/», «http://www.casinopus.com/», «http://www.europa-ru- casino«http://www.nodepositbonus.ru», «http://badpoker.ru/», «http://freedepositpoker.ru/», «http://www.mybet.ru» следует ограничить.
Свободный доступ к информации, представляющей собой азартные игры в форме «рулетка», «покер», «игровых автоматов» подрывает основы нравственности и материального благополучия граждан России.
Просит обязать Ульяновский филиал ОАО «Росмтелеком» ограничить доступ абонентов Ульяновской области к интернет-ресурсам: «http://www.casino.com/», «http://azcasgame.com», «http://volcanoclubs.com/», «http://www.casinopus.com/», «http://www.europa-ru- casino.com/», «http://www.onpoker.ru», «http://www.pokerlistings.ru», «http://www.slotvoyager.com/», «http://www.nodepositbonus.ru», «http://badpoker.ru/», «http://freedepositpoker.ru/», «http://www.mybet.ru»
В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськов В.В. поддержал заявленные требования, суду изложил доводы и факты, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «Ростелеком» Туваева А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «Ростелеком», будучи оператором связи, оказывающим на основании выданной лицензии телематические услуги связи, в правовом смысле не является обладателем информации и доменного имени сайта, а также распространителем информации, содержащейся на сайте. ОАО «Ростелеком» лишь обеспечивает технические возможности по получению информации по желанию пользователя, то есть является проводником (Интернет- провайдером) между хостинг-компаниями и пользователями Интернета. При этом ОАО «Ростелеком» не наделен полномочиями по отнесению той или иной информации к запрещенной на территории Российской Федерации, равно как и не может выступать экспертом по оценке содержания информации.
Федеральным законом РФ № 139-ФЗ от 28.07.2012 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В результате указанных изменений законодательно установлена процедура ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Для реализации указанной функции создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (далее - Единый реестр), Федеральная служба по надзору в сфере связи наделена полномочиями по ведению вышеуказанного реестра.
В соответствии с частями 3-5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006г. (далее - Закон № 149-ФЗ) издано Постановление Правительства РФ № 1101 от 26.10.2012г. "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Постановление Правительства РФ от 26.10.2012г. N 1101).
В статье 15.1 Закона № 149-ФЗ установлена процедура включения Интернет-сайта, содержащего запрещенную информацию, в Единый реестр. Так, в части 5 указанной статьи закона указаны основания для включения сведений в Единый реестр, к которым относятся:
1) решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством РФ, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» в электронном виде форму для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра.
При этом следует иметь ввиду, что для включения информации в реестр, не соответствующей основаниям, перечисленным в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, но также запрещенной к распространению на территории России (например, информация, направленная на разжигание расовой или национальной вражды и пр.), заявителю необходимо обратиться в суд на основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в отношении владельца сайта, содержащего, по мнению заявителя, запрещенную информацию, с требованием о признании размещенной в сети Интернет информации запрещенной и включении этого ресурса в Единый реестр.
Таким образом, на сегодняшний день существует единый порядок ограничения доступа к информации, распространение которой запрещено, при этом заявитель вправе по своему выбору обратиться в Роскомнадзор через официальный сайт с заявлением о необходимости включения Интернет-сайта, содержащего запрещенную законом информацию, в Единый реестр, либо обратиться в суд в отношении владельца сайта с требованием о признании размещенной в сети Интернет информации запрещенной и включении Интернет-ресурса в Единый реестр.
Согласно части 10 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Указанная позиция и доводы ОАО «Ростелеком» также подтверждаются официальными разъяснениями и рекомендациями Роскомнадзора, Генеральной Прокуратуры, а также положениями судебной практики.
Кроме того, требование прокурора Барышского района об обязании Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» ограничить доступ абонентов Ульяновской области к перечисленным в заявлении сайтам не обеспечивает в полной мере выполнение требование законодательства об ограничении доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку на территории Ульяновской области действуют также и иные операторы связи, предоставляющие телематические услуги связи. При этом решение суда об ограничении доступа в отношении ОАО «Ростелеком» не будет иметь для данных операторов связи юридической силы.
Помимо вышеизложенного, ОАО «Ростелеком» считает данный иск не подлежащим рассмотрению в качестве иска, поданного в защиту неопределенного круга лиц. Поскольку ответчиком выступает только ОАО «Ростелеком», то, соответственно, речь в данном иске может идти только о защите интересов определенного круга лиц - абонентов ОАО «Ростелеком». Обращаться в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц прокурору надлежало бы в том случае, если бы он обращался в суд с иском о признании той или иной информации запрещенной к распространении на территории Российской Федерации.
Выслушав помощника прокурора Ленинского района, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации").
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 171.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игровой зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.
Административная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, предусмотрена статьей 14.1.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Соответственно, услуги, предоставляемые пользователям, включая передачу информации посредством сети Интернет, должны отвечать требованиям закона.
Предоставление возможности доступа к участию в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр.
Установлено, что в ходе мониторинга общедоступной сети Интернет выявлены ресурсы, на которых организованы азартные игры, в форме игр «рулетка», «покер», игровые автоматы: «http://www.casino.com/», «http://azcasgame.com», «http://volcanoclubs.com/», «http://www.casinopus.com/», «http://www.europa-ru- casino.com/», «http://www.onpoker.ru», «http://www.pokerlistings.ru», «http://www.slotvoyager.com/», «http://www.nodepositbonus.ru», «http://badpoker.ru/», «http://freedepositpoker.ru/», «http://www.mybet.ru»
Указанные сайты как средства массовой информации не зарегистрированы.
Как следует из пояснений представителя ОАО «Ростелеком» в судебном заседании, общество может применить систему фильтрации доменных имен при обращении к серверу путем блокировки DNS имен указанных ресурсов на DNS-серверах в зоне ответственности Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком». В этом случае при обращении абонента к системе доменных имен для получения IP-адреса интересующего его ресурса абоненту будет отказано, что, в свою очередь, не допустит посещения данного сайта.
С учетом изложенного, суд считает возможным обязать ответчика ограничить доступ к интернет-ресурсам по адресам: «http://www.casino.com/», «http://azcasgame.com», «http://volcanoclubs.com/», «http://www.casinopus.com/», «http://www.europa-ru- casino.com/», «http://www.onpoker.ru», «http://www.pokerlistings.ru», «http://www.slotvoyager.com/», «http://www.nodepositbonus.ru», «http://badpoker.ru/», «http://freedepositpoker.ru/», «http://www.mybet.ru».
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Ульяновский филиал открытого акционерного общества « Ростелеком» ограничить доступ абонентов Ульяновской области к интернет-рерурсам по адресам: «http://www.casino.com/», «http://azcasgame.com», «http://volcanoclubs.com/», «http://www.casinopus.com/», «http://www.europa-ru- casino.com/», «http://www.onpoker.ru», «http://www.pokerlistings.ru», «http://www.slotvoyager.com/», «http://www.nodepositbonus.ru», «http://badpoker.ru/», «http://freedepositpoker.ru/», «http://www.mybet.ru».
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.С. Подгорнова