дело № 2-1410/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2016 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Чориной Е.Н.,
при секретаре Тыщенко Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> к Осипова А.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 97599 рублей 90 копеек, расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> обратилось в Чемальский районный суд с иском к Осипова А.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 97599 рублей 90 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 3128 рублей.
Требования мотивированы тем, что Осипова А.А. являлась получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, то есть ребенок – круглая сирота с 01.06.2014 г. по 28.02.2016 г. Пенсия Осипова А.А. была назначена с 01.06.2014 г. в размере 12106 рублей 51 копеек. С 01.04.2015 г. после индексации пенсии размер выплаты составил 13353 рубля 48 копеек. Пенсия ответчику была выплачена по 31.01.2016 г. указанную пенсию Осипова А.А. получала на основании предоставленной справки с ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» <адрес>, согласно которой Осипова А.А. является студенткой указанного образовательного учреждения. По запросу УПФР в <адрес> о периоде обучения Осипова А.А., ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» предоставлена информация, о том, что Осипова А.А. обучалась по очной форме обучения с 01.09.2012 г. по 30.05.2014, кроме того, справка об учебе Осипова А.А., представленная ею в УПФР в <адрес> учебным заведением не выдавалась. В связи с этим, с 31.01.2016 г. выплата страховой пенсии Осипова А.А. была прекращена. Таким образом, ответчиком в период времени с 01.06.2014 г. по 31.01.2016 г. получены незаконно денежные средства в общей сумме 254599 рублей 90 копеек. В последствии Осипова А.А. у УПФР в <адрес> РА была возвращена часть незаконно полученных денежных средств в сумме 157000 рублей, оставшиеся денежные средства Осипова А.А. до настоящего времени не возвращены. Пенсия, полученная Осипова А.А. за указанный период времени является незаконным обогащением и подлежит возврату в бюджет Пенсионного фонда России. В обоснование иска истец ссылается на положения ст. 1102 ГК РФ, ст. ст. 10, 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании представитель истца ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик Осипова А.А. не явилась, извещения суда возвращены с отметкой об истечении сроков хранения (т.е. фактически в связи с неявкой адресата в отделение почтовой связи по почтовому извещению), что свидетельствует о том, что последней не были приняты меры к их получению. При указанных обстоятельствах, суд полагает ответчика извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта от 16 декабря 1996 г. «О гражданских и политических правах» лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
При таких обстоятельствах и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
Из материалов дела усматривается, что Осипова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения получала пенсию по потере кормильца.
Распоряжением УПФР В <адрес> РА № от 01.04.2014 г. Осипова А.А. произведен перерасчет пенсии с 01.04.2014 г. по 30.06.2015 г.
09.07.2015 г. УПФР В <адрес> РА вынесено решение о прекращении выплаты пенсии Осипова А.А. в размере 13353 рублей 48 копеек, в связи с утратой права на ее получение.
Судом установлено, что 03.09.2015 г. Осипова А.А. обратилась в Управление Пенсионного фона РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, при этом представила справку № от 10 августа 2015 г., выданную ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», о том, что Осипова А.А. является студенткой Алтайского государственного университета, 1 курса, Международного института экономики, менеджмента и информационных технологий, очной формы обучения, окончание учебного заведения 30.07.2018 г.
03.09.2016 г. УПФР в <адрес> РА вынесено решение № о восстановлении выплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца Осипова А.А. в размере 13353 рублей 48 копеек с 01.07.2015 г. по 24.08.2016 г.
Судом установлено, что в УПФР в <адрес> РА по запросу поступило сообщение из ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», о том, что Осипова А.А. приказом №/с от 03.06.2014 г. отчислена из данного учебного заведения, кроме того, учебным заведением справка № от 10 августа 2015 г. об обучении в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Осипова А.А. не выдавалась.
В соответствии со ст. 25 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение страховой выплаты производится в случаях: утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
В силу ст. 28 указанного Закона физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что об отчислении из учебного заведения Осипова А.А. в нарушение норм действующего законодательства УПФР не известила, в результате чего образовалась переплата пенсии, которую Осипова А.А. незаконно получала в период с 01.06.2014 г. по 31.01.2016 г. Размер переплаты составил 254599 рублей 90 копеек. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской по лицевому счету № Осипова А.А. о том, что на счёт на имя Осипова А.А., открытый в филиале ПАО «Сбербанк России» Горно-Алтайское ОСБ №, ежемесячно с 01.06.2014 г. по 31.01.2016 г. были произведены зачисления государственной пенсии.
21.03.2016 г. Осипова А.А. обязалась возместить сложившуюся переплату по ее вине в сумме 254599 рублей 90 копеек до 30.06.2016 г.
В счет возмещения переплаты пенсии Осипова А.А. в УПФР <адрес> Республики Алтай внесены платежи на сумму 55000 рублей 22.03.2016 г., 100000 рублей 17.05.2016 г., 2000 рублей в августе 2016 г., таким образом, Осипова А.А. Пенсионному фонду возмещено 157000 рублей.
07.10.2016 г. истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием добровольно перечислить оставшуюся сумму переплаты пенсии в размере 97599 рублей 90 копеек в десятидневный срок, в установленный срок претензия ответчиком не исполнена.
Согласно расчету задолженность ответчика по возмещению переплаты пенсии на 19.10.2016 г. составила 97599 рублей 90 копеек.
Ответчик не оспаривает представленный расчет, суд проверив расчет, признает его верным.
В силу п.1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Ответчик Осипова А.А. доказательств в опровержение доводов истца и установленных судом обстоятельств не представила.
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о том, что ответчик Осипова А.А. в период с 01.06.2014 г. по 31.01.2016 г. незаконно получила пенсию по потере кормильца в сумме 254599 рублей 90 копеек, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в Чемальский районный суд с иском к ответчику Осипова А.А. истцом оплачена государственная пошлина в размере 3128 рублей, согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку судом исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3128 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> к Осипова А.А. удовлетворить.
Взыскать с Осипова А.А. в пользу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> сумму неосновательного обогащения в размере 97599 рублей 90 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3128 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.Н.Чорина
Мотивированное решение принято судом 20 декабря 2016 года