Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3535/2023 ~ М-2636/2023 от 04.05.2023

УИД 63RS0031-01-2023-003289-27

номер производства 2а-3535/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 03 июля 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3535/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Кривову Владимиру Александровичу о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с иском к Кривову В.А. о взыскании недоимки по налогу и пени.

В обоснование иска указано, что Калиновский А.С. состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении объектов налогообложения, но поскольку он не исполнил в полном размере установленную законом обязанность по уплате начисленного налога, Кривову В.А. были направлены требования об уплате налога, с предложением добровольно погасить задолженность по налогу и пени, однако ответчиком уплата начисленного налога и пени в полном размере произведена не была. Административный истец просит взыскать с ответчика недоимку в общем размере 4343,04 руб., из которых: транспортный налог за 2016,2018 налоговые периоды в размере 3780 руб., пени по нему в размере 63,04 руб., штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 500 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Кривов В.А. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен заблаговременно и надлежащим образом.

В силу положений п. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

В статье 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

    Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    В соответствии со статьей 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога.

    В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) в случае неуплаты физическими лицами в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

На основании п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Транспортный налог отнесен к региональным налогам (статья 14 НК РФ).

Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ).

Ставка транспортного налога на территории Самарской области установлена Законом Самарской области от 06.11.2002 года №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».

Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 1 статьи 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения транспортные средства, указанные в пункте 2 статьи 358 НК РФ.

Пунктом 1 части 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно положений статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога осуществляется в порядке пункта 3 статьи 362 НК РФ.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Судом установлено, что Кривову В.А. в 2016-2018 налоговых периодах принадлежали следующие транспортные средства: , мощность двигателя 72 л.с., , мощность двигателя 77 л.с., что подтверждается сведениями, представленными РЭО ГИБДД У МВД России по г. Тольятти.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения за 2016 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика Кривова В.А. сформировано налоговое уведомление № 32885185 от 21.09.2017, которым начислен, в том числе транспортный налог за 2016 год в общем размере 2390 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2017.

Указанные в уведомлении объекты налогообложения (транспортные средства), количество месяцев их владения в году, а также учитываемая при расчете налоговая база соответствуют сведениям, предоставленным суду регистрирующим органом.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Кривова В.А. было направлено требование №2489 по состоянию на 14.02.2018 об уплате транспортного налога в размере 1390 руб., пени по нему в размере 27,47 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 10 апреля 2018.

Налоговые уведомление и требование были направлены Кривову В.А. посредством почтовых отправлений, что подтверждается списками корреспонденции со штампами Почты России о принятии.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения за 2018 налоговый период, налоговым органом в адрес налогоплательщика Кривова В.А. сформировано налоговое уведомление № 44541788 от 25.07.2019, которым начислен, в том числе транспортный налог за 2018 год в общем размере 2390 руб., с установлением срока оплаты до 02.12.2019.

Указанные в уведомлении объекты налогообложения (транспортные средства), количество месяцев их владения в году, а также учитываемая при расчете налоговая база соответствуют сведениям, предоставленным суду регистрирующим органом.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Кривова В.А. было направлено требование №229179 по состоянию на 12.02.2020 об уплате транспортного налога в размере 2390 руб., пени по нему в размере 35,57руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 26 марта 2020.

Налоговые уведомление и требование были направлены Кривову В.А. посредством почтовых отправлений, что подтверждается списками корреспонденции со штампами Почты России о принятии.

Указанные требования в полном объеме исполнено не было, в связи с чем, налоговая инспекция 29.05.2020 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога и пени.

Как установлено судом, по входящему в предмет настоящего административного иска требованию № 2489 по состоянию на 14.02.2018 налоговый орган установил срок уплаты до 10 апреля 2018, сумма задолженности не превышает 3 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании налога и пени по требованию истек 10 октября 2021.

По входящему в предмет настоящего административного иска требованию № 29179 по состоянию на 12.02.2020 налоговый орган установил срок уплаты до 26 марта 2020, сумма задолженности (с учетом требования № 2489) превышает 3 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании налога и пени по обоим требованиям истек 26 сентября 2020.

04 июня 2020 мировым судьей судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 05.12.2022 был отменен на основании заявления Кривова В.А.

После отмены судебного приказа налоговый орган 04.05.2023 обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени.

Налоговым органом полностью соблюдена процедура принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2016, 2018 налоговые периоды, подтвержден факт направления налогового уведомлении и налогового требования об уплате недоимки, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ шестимесячный срок взыскания недоимки на дату подачи заявления о выдаче судебного приказа не истек, срок обращения в суд общей юрисдикции пропущен не был (с учетом выходных и праздничных дней).

В исковом заявлении налогового органа заявлено о наличии у административного ответчика Кривова В.А. недоимки по транспортному налогу за 2016, 2018 налоговые периоды в размере 3780 руб., пени по нему в размере 63,04 руб.

Доказательства уплаты в полном размере начисленных налоговых платежей по транспортному налогу за 2016,2018 налоговые периоды, стороной ответчика представлены не были.

Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2016,2018 налоговые периоды в общем размере 3843,04 руб., из которых: транспортный налог в размере 3790 руб., пени по нему в размере 63,04 руб.

Как установлено судом, административный истец в данном исковом заявлении также просит взыскать с ответчика штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 500 руб.

Между тем, доказательств выставления требования об уплате указанного штрафа в материалы дела представлено не было.

В силу 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 3 ст. 4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Достаточных и достоверных доказательств того, что налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой, а также определение об отмене судебного приказа, не представлено.

Определение от 05.12.2022 об отмене судебного приказа № 2а-1454/2020 таковым доказательством не является, поскольку указанным судебным приказом с Кривова В.А. был взыскан только транспортный налог за 2016 и 2018 налоговые периоды

То есть, отсутствуют доказательства обращения административного истца для рассмотрения заявленного спора (взыскание штрафа) в досудебном порядке.

В соответствии со ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел и поскольку Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области не представлены доказательства соблюдения предусмотренного налоговым законодательством досудебного порядка урегулирования спора, административный иск в части взыскания штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ, в размере 500 руб. подлежит оставлению без рассмотрения.

В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

    

    В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п.1 части 1 ст.333.19 НК РФ, подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета городского округа Тольятти в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Кривова Владимира Александровича, ИНН , зарегистрированного по адресу: гор. Тольятти, ул. <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области недоимку за 2016,2018 налоговые периоды в общем размере 3843 рубля 04 копейки, из которых: транспортный налог в размере 3790 рублей, пени по нему в размере 63 рубля 04 копейки.

Взыскать с Кривова Владимира Александровича в доход местного бюджета городского округа Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17.07.2023

Председательствующий Ю.С.Ахтемирова

2а-3535/2023 ~ М-2636/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области
Ответчики
Кривов В.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация административного искового заявления
05.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2023Подготовка дела (собеседование)
06.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее