Дело № 2-299/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2015 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием истца Артамонова А.И., представителей истца Люнева Д.В. и адвоката Александрова О.М., представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Куценко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамонова А.И. АМО к «Сосновецкое сельское поселение» и АМО «Беломорский муниципальный район» о приобретении права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Артамонов А.И. обратился в суд с указанным выше иском к АМО «Сосновецкое сельское поселение» по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с МТП договор купли-продажи недвижимого имущества – металлического ангара, расположенного в <адрес>. В день заключения договора продавец передал ему ангар, а он уплатил продавцу полную стоимость сделки – <данные изъяты> руб. С указанного времени он пользуется ангаром. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности на ангар, но в такой регистрации ему было отказано в связи с тем, что к тому времени организация-продавец уже была ликвидирована. Истец просил признать за ним право собственности на объект недвижимого имущества – ангар, инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства судом в качестве соответчика по делу была привлечена АМО «Беломорский муниципальный район» и в качестве третьего лица без самостоятельного требования – Управление Росреестра по РК.
В судебном заседании истец Артамонов А.И. и его представители Люнев Д.В. и Александров О.М. заявленные требования поддержали.
Представители ответчика АМО «Сосновецкое сельское поселение» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Куценко М.В. в судебном заседании возражала против заявленного иска, пояснив, что МТП являлось муниципальным предприятием, было наделено недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения и не имело права отчуждать это имущество без согласия собственника. Представленные истцом документы не подтверждают факт того, что собственник давал свое согласие на продажу ангара.
Представители третьего лица Управления Росреестра по РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений на заявленный иск не представили.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
МТП было создано распоряжением Мэра Беломорского района № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.7 Устава, МТП отвечало по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое в соответствии с действующим законодательством могло быть обращено взыскание. При этом, в соответствии с п.31 Устава, предприятие не вправе было без согласования с Учредителем продавать недвижимое имущество, находящееся в его хозяйственном ведении.
Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению муниципальной собственностью АМО «Беломорский муниципальный район» передал МТП в хозяйственное ведение основные средства, в том числе здания двух агнаров в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ постройки.
Определением Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ МТП было признано банкротом и открыто конкурсное производство.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП были внесены сведения о праве хозяйственного ведения МТП на объект недвижимого имущества - ангар, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между продавцом МТП, от имени которого действовал конкурсный управляющий Б., и покупателем Артамоновым А.И., продавец обязался передать в собственность покупателя ангар, ДД.ММ.ГГГГ постройки, инвентарный номер №, расположенный по адресу: <адрес>, а покупатель обязался уплатить за товар <данные изъяты> руб. В тот же день покупатель внес в полном размере плату за агнар в кассу продавца, и ангар был передан покупателю, что подтверждается актом приема-передачи и справкой продавца о получении денежных средств. Договор не содержит сведений о его согласовании Учредителем АМО «Беломорский муниципальный район».
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ были внесены сведения о прекращении деятельности МТП в связи с его ликвидацией.
Указанная выше сделка купли-продажи и переход права собственности на объект недвижимого имущества к Артамонову А.И. не проходили государственную регистрацию.
В силу п.3 ч.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В силу абз.1 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое имущество.
Согласно п.п.58-60 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
В судебном заседании установлено, что МТП имело на праве хозяйственного ведения объект недвижимого имущества – ангар. В ходе конкурсного производства этот ангар был продан истцу. Обе стороны в полном объеме исполнили свои обязательства по сделке купли-продажи. При этом сама сделка и переход права собственности к покупателю не прошли государственную регистрацию. Вскоре после совершения сделки продавец (юридическое лицо) был ликвидирован. В связи с чем, в установленном порядке без участия продавца произвести регистрацию права собственности за покупателем не представляется возможным.
Представленные в судебное заседание документы, в том числе договор купли-продажи, не содержат сведений о согласовании сделки с Учредителем (собственником имущества) предприятия. В то же время из материалов конкурсного производства следует, что АМО «Беломорский муниципальный район» принимала участие в процессе конкурсного производства МТП, в ходе которого формировалась конкурсная масса, в том числе за счет объектов недвижимого имущества, находившихся в хозяйственном ведении предприятия, и принимались меры к реализации этого имущества в целях погашения требований кредиторов. Таким образом, АМО «Беломорский муниципальный район» могла и должна была знать о судьбе недвижимого имущества, закрепленного за МТП на праве хозяйственного ведения.
По смыслу действовавших на момент совершения сделки требований ч.1 ст.168 и ч.2 ст.295 ГК РФ сделка купли-продажи являлась оспоримой. При этом собственник имущества АМО «Беломорский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не предпринимал каких-либо действий по оспариванию сделки и не заявлял о своих правах на это имущество, т.е. его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В настоящее время истец лишен возможности в полной мере осуществлять полномочия собственника недвижимого имущества. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, на основании абз.1 ст.12 ГК РФ, суд полагает возможным удовлетворить заявленный иск и признать за истцом право собственности на объект недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать за Артамоновым А.И., ДД.ММ.ГГГГрождения, право собственности на объект недвижимого имущества - ангар, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, инвентарный номер №, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.А.Сидоров
Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2015 г.