№2-1-211/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года г.Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителя истца Коневой О.М., представителя ответчика Гладких А.В., представителя третьего лица Швалева В.И., при секретаре Сергеевой Л.A., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чухаревой О. В. к Красноуфимскому районному потребительскому обществу, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, Управлению Росреестра по Свердловской области об исправлении кадастровой ошибки, снятии земельных участков с кадастрового учета, определении границ земельного участка на местности,
УСТАНОВИЛ:
Чухарева О.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском указав, что согласно свидетельства о государственной регистрации прав, с датой выдачи <дата> года она является собственником земельного участка, площадью <****> кв. м, расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №1-109/2014 Основанием приобретения прав собственности явилось свидетельство о праве на наследство по закону. Наследственные права она оформила после смерти матери- ФИО5
При проведении кадастровых работ выяснилось, что границы земельного участка, который она изначально считала своим, в части <****> кв. м, находятся в границах земельного участка, который используется Красноуфимским РайПО, права которого подтверждены свидетельством о государственной регистрации прав от <дата> года. Земельный участок имеет кадастровый №1-109/2014.
Более того, согласно кадастровой карте, в границах ее земельного участка, с кадастровым номером №1-109/2014 якобы расположен магазин Красноуфимского РайПО, принадлежащий ему так же на праве собственности.
После выяснения данного обстоятельства и консультации с юристами она приняла решение размежевать принадлежащий мне земельный участок, площадью <****> кв. м на 2 участка, уровняв площадь одного из них с площадью земельного участка РайПО и просто произвести обмен земельных участков. Тем самым, приведя в соответствие местонахождение земельных участков и объектов недвижимости. Однако, оказалось, что на земельном участке, который она изначально считала своим, с кадастровым номером №1-109/2014, по сведениям кадастровой палаты числится ещё один земельный участок, с кадастровым номером №1-109/2014.
С чем связана подобная путаница с фактическим расположением земельных участков и строений и их расположением по материалам кадастровой палаты ей не известно. Однако она полагает, что это связано с тем, что в 2006 году Постановлением Главы администрации Красноуфимский округ от 12. 04. 2006 года за №1-109/2014, по заявлению ее матери ей было предоставлено в собственность <****> кв. м земли по адресу <адрес>, <адрес>. Этим же постановлением, из 2х земельных участков, один площадью <****> кв. м кадастровым номером №1-109/2014, принадлежащего ее матери на основании свидетельства о праве собственности на землю от <дата> г. №1-109/2014 и вновь предоставленного в собственность земельного участка, площадью <****> кв. м.. с кадастровым номером №1-109/2014, был сформирован один земельный участок общей площадью <****> кв. м. Ему, видимо, был присвоен кадастровый №1-109/2014.
Однако, как она полагает, данное постановление соответствующими службами не было исполнено до конца. Ранее учтенный земельный участок, с кадастровым номером №1-109/2014 с кадастрового учёта снят не был.
В 2007 году ее мать продала жилой дом и земельный участок, площадью <****> кв. м с кадастровым номером №1-109/2014. ФИО6, а в 2011 году ФИО6 переуступила его по договору купли-продажи Красноуфимскому РайПО. При этом, границы земельных участков на местности никто и никогда не уточнял.
Сегодня же сложилась такая ситуация, что земельным участком, площадью <****> кв. м. с кадастровым №1-109/2014:17, который по документам на праве собственности, принадлежит ей, в части 503 кв. м фактически владеет и пользуется Красноуфимское РайПО. Она же фактически владеет и пользуется <****> кв. м земельного участка, который по правоустанавливающим документам принадлежит Красноуфимскому РайПО.
Налицо явная кадастровая ошибка, поскольку фактическое местонахождение и границы земельных участков, принадлежащих по факту, как ей, так и Красноуфимскому РайПО никогда не менялись. А правообладатель ранее учтённого земельного участка, с кадастровым номером №1-109/2014, отсутствует как фактически, в натуре, не существует и непосредственно сам земельный участок. Его кадастровый номер лишь провозглашён. При этом все земельные участки имеют одинаковый адрес: <адрес>, что также создаёт определённую путаницу.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 28 ФЗ от 24. 07. 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка может быть исправлена на основании решения суда.
С учетом уточненных исковых требований истец просит обязать ответчиков: Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области и Управление Росреестра Свердловской области снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014; обязать Красноуфимское районное потребительское общество определить на местности границы принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 и принять меры к уточнению адреса местонахождения данного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Конева О.М. поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в иске и пояснила, что истец не может без судебного решения снять с кадастрового учета земельный участок, который не имеет собственника, однако его границы пересекают границы принадлежащего ей земельного участка и препятствуют ей в проведении кадастровых работ в отношении ее земельного участка. По решению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области от <дата>. №1-109/2014 истцу отказано в снятии указанного земельного участка с учета и указано, что для снятия с кадастрового учета необходимо предоставить вступившее в законную силу решение суда.
Представитель ответчика Красноуфимского РайПО Гладких А.В. в судебном заседании согласилась с заявленными истцом требованиями и пояснила, что ответчик тоже заинтересован в урегулировании спора. Сегодня магазин РайПО стоит на земельном участке, принадлежащем истцу, а истец занимает земельный участок, который принадлежит РайПО. Привести в соответствие юридические документы с фактическим пользованием препятствует земельный участок, который когда –то был поставлен на кадастровый учет, но не имеет собственника.
Представитель ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором указал, что ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), т.е. Росреестр.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона полномочия по проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверке наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся исключительно к компетенции Росреестра и его территориальных органов.
Таким образом, филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» не уполномочен на проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 имеет статус «учтенный», внесен в государственный кадастр недвижимости (ныне - ЕГРН) на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участка в границах кадастрового квартала №1-109/2014. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 имеет статус «ранее учтенный», <дата> поставлен на государственный кадастровый учет. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Содержится запись о праве собственности на земельный участок в пользу Красноуфимского районного потребительского общества.
Земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 образован из земельных участков с кадастровыми номерами №1-109/2014 и №1-109/2014. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о правах отсутствуют.
Заявленные требования к филиалу ФГБУ «ФКП ФИО2» по <адрес> снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: №1-109/2014, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Орган кадастрового учета никогда не наделялся и не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками. Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, требование истца о снятии земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 затрагивают права законного распорядителя такого имущества, то есть орган местного самоуправления.
В компетенцию филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области не входит распоряжение земельными участками, а следовательно, ни внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, ни исключение сведений из государственного кадастра недвижимости, не затрагивают права органа кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Росреестра»). Следовательно, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, является ненадлежащим ответчиком.
Орган регистрации снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения (после 01.03.2008) при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на земельный участок, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (ч. 7 с. 72 Закона).
В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Законом.
Таким образом, у органа кадастрового учета отсутствуют правовые основания для снятия ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета, поскольку данная процедура не предусмотрена действующим законодательством.
Заявителем ни решения, ни действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области не оспариваются. В связи с вышеизложенным, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Ответчик просит суд отказать в удовлетворении требований к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, так как истцом выбран ненадлежащий способ правовой защиты.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, из которого следует, что на момент совершения действия по государственному кадастровому учету - на 2005-2006 год государственный кадастровый учет осуществлял филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», который и должен выступать в качестве ответчика по настоящему делу, так как именно действия данного юридического лица привели к кадастровой ошибке в отношении спорных объектов недвижимого имущества.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области является самостоятельным юридическим лицом, которое не подчиняется и не входит в структуру Управления Росреестра по Свердловской области, и находится по адресу г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 92А.
Спорные правоотношения возникли до 01.01.2017 года Земельный участки с кадастровым номерами: 66:14:1501001:17, 66:14:1501001:674, 66:14:1501001:692 были поставлены на кадастровый учет 2005-2006 г.г., следовательно, действия по государственному кадастровому учету осуществлялись филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра».
В п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - закон № 122-ФЗ), действовавший до 01.01.2017, указано, что сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
Таким образом, государственный регистратор в соответствии с указанной нормой
федерального закона зарегистрировал права на земельные участки: №1-109/2014,
№1-109/2014 с теми характеристиками, которые содержались в государственном
кадастре недвижимости.
В полномочия государственного регистратора при осуществлении
государственной регистрации прав не входит проверка законности и обоснованности
постановки на кадастровый учет того или иного объекта. Данные полномочия у
регистрирующего органа возникли с 2017 года.
Таким образом, права собственности за Красноуфимским районным
потребительским обществом и Чухаревой О.В. были зарегистрированы в соответствии с
требованиями, установленными Законом № 122-ФЗ.
Управление полагает, что в исковом заявлении имеется в виду реестровая
ошибка. Согласно ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к реестровой
ошибке относится ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-
плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной
лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах,
представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке
информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим
Федеральным законом, просит в удовлетворении требований к Управлению отказать.
Представитель третьего лица – Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом МО Красноуфимский округ» Швалев В.И. в судебном заседании пояснил, что с точки зрения муниципалитета, требования истца о снятии земельного участка с кадастрового учета подлежат удовлетворению, поскольку иного пути разрешения спора нет. Кадастровый учет земельного участка, который не имеет собственника, препятствует и истцу, и ответчику в осуществлении прав на свое имущество.
Представитель третьего лица СОГУП «Областной центр недвижимости» в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором указал, что исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку истец оспаривает решение ФГБУ «ФКП Росреестра», который осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Третье лицо- кадастровый инженер Власов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, возражений против иска в суд не представил.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащим удовлетворению в части, при этом руководствуется следующим.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014, адрес (местоположение): <адрес>, <адрес> <адрес>, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь: <****> кв.м., дата постановки на кадастровый учет: <дата>, записи о правах на данный земельный участок в ЕГРН отсутствуют. Способ образования земельного участка: перераспределение. Предыдущие кадастровые номера: №1-109/2014 №1-109/2014
земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014, адрес (местоположение): <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное
использование: для размещения магазина, площадь: <****> кв.м., дата постановки на кадастровый учет: <дата>, документом, послужившим основанием для постановки на кадастровый учет является Постановление Главы администрации муниципального образования <адрес> от <дата> №1-109/2014 (копия прилагается), право собственности зарегистрировано в ЕГРН за <адрес>ное потребительское общество. ИНН №1-109/2014 ОГРН №1-109/2014 Почтовый адрес: Россия, <адрес>, на основании договора купли-продажи от <дата> Дата регистрации: <дата> Номер регистрации: №1-109/2014;
земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 (местоположение): обл. <адрес>, <адрес>, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь: <****> кв.м., дата постановки на кадастровый учет: <дата>, на сновании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала №1-109/2014 д. <****> состоянию на <дата> право собственности зарегистрировано в ЕГРН <дата> №1-109/2014 за ФИО1 <дата> г.р. на основании Свидетельства о праве на наследство по закону серия <адрес>1 от <дата>, Нотариус: ФИО9, нотариус <адрес>. Номер в реестре нотариуса: №1-109/2014.
Государственный кадастровый учет в 2005-2006 г.г. осуществлялся на территории Красноуфимского района Свердловской области в Красноуфимском филиале ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области, правопреемником, которой в настоящее время является действующее юридическое лицо филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
С 01.01.2017г. отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, то есть Росреестр.
В соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Из Письма Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 "О рассмотрении обращения" следует: порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., зависит от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРН сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Порядок действий органа кадастрового учета установлен п. 181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
Из материалов дела следует, что 09.06.2016г. истец обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.06.2016г. №1-109/2014 истцу отказано в снятии указанного земельного участка с кадастрового учета по основаниям ч.6 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2017г. «О государственном кадастре недвижимости». Согласно данного решения, для снятия с кадастрового учета указанного земельного участка истцу необходимо предоставить вступившее в силу решение суда.
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о том, что при кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014 имела место реестровая ошибка.
Поскольку указанный земельный участок является ранее учтенным ( до 01.03.2008г.), сведения о правах на него отсутствуют, есть основания для снятия его с государственного кадастрового учета в соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Одновременно, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к Красноуфимскому РайПО, поскольку защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право. Доказательства нарушения или оспаривания прав истца заявленным ответчиком- Красноуфимским РайПО, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чухаревой О. В. удовлетворить частично.
Снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 адрес(местоположение): <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь: <****> кв.м., дата постановки на кадастровый учет: <дата>
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В.Галкина