Дело № 2-165/2014
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Чащиной Л.А.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
13 февраля 2014 года
гражданское дело по иску Саламахина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Истец Саламахин А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонному) (далее УПФ)о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Свои требования мотивировал тем, что <дата> он обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, в удовлетворении ему было отказано. <дата> он вторично обратился по этому же вопросу, представил трудовую книжку и другие необходимые документы, подтверждающие особый характер работы для назначения льготной пенсии.
Для назначения пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1пп.2 ФЗ «О трудовых пенсиях» мужчинам необходимо проработать на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12,6 лет и иметь трудовой стаж не менее 25 лет.
Из представленных документов следует, что истец имеет требуемый стаж. Но комиссия УПФ на основании протокола № от <дата> отказала в назначении досрочной трудовой пенсии из-за недостаточности специального стажа, поскольку не засчитало в специальный стаж периоды работы на <...> <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в качестве начальника котельного участка, так как наименование его должности не соответствует наименованию «начальник цеха», указанному в Списке производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденном Постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991 года, разделе III «Электростанции, энергопоезда, паровое хозяйство» подразделе Б «Руководители и специалисты».
Считает принятое УПФ решение незаконным, поскольку с <дата> он работал в должности начальника котельного участка <...>, но фактически занимал должность начальника цеха. Для предприятий из категории «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» характерно цеховое деление производственных единиц. Согласно ежегодным штатным расписаниям структура <...> не имела цехового деления, а состояла из участков. В соответствии с должностной инструкцией начальник котельного участка подчинялся главному инженеру, а ему подчинялись Мастера смен, мастер по наладке и ремонту котельного оборудования, мастер участка по наладке, ремонту и эксплуатации топливно-транспортного оборудования, старший инженер-теплотехник котельного участка, старший мастер участка по ремонту тепловых сетей, старший инженер-химик водоподготовки и старший инженер-энергетик котельного участка. То есть в подчинении истца находились работники участков, в которых числились более 200 человек рабочих и служащих, что также не соответствует должности начальника котельного участка.
Согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 года № 37, в разделе I «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» указано, что должность «начальник цеха» тождественна должности «начальник участка».
Истец просил суд признать решение комиссии УПФ № от <дата> об отказе в назначении ему досрочной пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в льготный стаж для назначения пенсии по старости периоды работы на <...> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в качестве начальника котельного участка и назначить ему досрочную льготную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал, кроме изложенного в заявлении пояснил, что с учетом указанного периода, который УПФ РФ не включило в льготный стаж, его льготный стаж составляет 13 лет 3 месяца 10 дней, в то время как требуется 12,5 лет, то есть достаточно для назначения досрочной пенсии. <дата> ему исполнилось 55 лет, соответственно с этого момента возникло его право на досрочную пенсию. В системе персонифицированного учета он зарегистрирован с <дата> года.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Анжеро-Судженске и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) Карабатова В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что истец <дата> обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. По сведениям трудовой книжки и справки истец работал на <...> с <дата> по <дата> начальником котельного участка. С <дата> по <дата> ему предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, в связи с чем он не может быть включен в специальный стаж. Периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> также не могут быть включены, так как занятость в качестве начальника котельного участка не предусмотрена Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991 года. Просила в удовлетворении требований отказать полностью.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материала дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока, и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г. N 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В соответствии со Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на указанную пенсию имеют «начальники котельных цехов и их заместители», указанные разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» в подразделе «Руководители и специалисты» под кодом 2140000б-24125.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим стаж работы в определенных должностях и в определенный период времени является трудовая книжка.
Судом установлено, что согласно сведениям трудовой книжки (л.д.17-23) истец с <дата> по <дата> работал начальником котельного участка на <...>.
Из протокола заседания комиссии Управления ПФР в г.Анжеро-Судженске и Ижморском районе Кемеровской области № от <дата> (л.д.10-11) следует, что органу ПФР рекомендовано вынести решение об отсутствии правовых оснований на назначение досрочной пенсии по старости истцу в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001года «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с недостаточностью требуемого специального стажа. По сведениям трудовой книжки и справки истец работал на <...> с <дата> по <дата> начальником котельного участка. С <дата> по <дата> ему предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, в связи с чем он не может быть включен в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> также не могут быть включены, так как занятость в качестве начальника котельного участка не предусмотрена Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991 года.
Из справки, выданной <дата> год <...>», которое является хранителем архива <...>» (ранее <...>), следует, что истец работал на <...> Министерства энергетики РФ в режиме полной рабочей недели, с полным рабочим днем в котельном цехе на твердом топливе в должности начальника котельного участка с <дата> по <дата> года. За время работы простоев, листов нетрудоспособности, курсов, учебы с отрывом от производства не было, с <дата> по <дата> был отпуск без сохранения заработной платы (л.д.13).
Согласно Приказу <...> № от <дата> (л.д.52) в связи с организацией в структуре котельного участка нового производственного объединения – котельной по <адрес>, а также с целью приведения в соответствие наименования профессий требованиям единого тарифно-квалификационного справочника и нормативным актам по пенсионному обеспечению, с <дата> должность начальника котельного участка переименована в должность начальника котельного цеха.
Согласно должностной инструкции начальника котельного участка <...> от <...> года, утвержденной директором <...>, действовавшей в спорный период (л.д.24-29), начальник котельного участка является ведущим специалистом руководителем котельного участка <...> (п. 1.1. раздел 1), назначается на должность и освобождается от должности директором по представлению главного инженера (п.1.2. раздел 1), начальнику котельного участка подчинены: мастера смен, мастер участка по наладке и ремонту котельного оборудования, мастер участка по наладке, ремонту и эксплуатации топливно-транспортного оборудования, старший инженер тепло-техник котельного участка, старший мастер участка по ремонту тепловых сетей, старший инженер-химик водоподготовки и старший инженер-энергетик котельного участка (п. 1.5 раздел 1).
Согласно штатным расписаниям руководящих работников, специалистов и служащих на <...> года по <...> (л.д.36-41, 48-51), предприятие <...> состоит из следующих структурных подразделений: аппарат управления, производственно-технический отдел, планово-экономический отдел, учетно-контрольная группа, участок котельных 2 группы, участок хозяйственных работ, участок тепловых сетей 2 группы, участки котельных, автотранспортный участок.
Разрешая требования истца Саламахина А.В. о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований к их удовлетворению.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с п.п.9-12 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, при подсчете специального стажа должны применяться те Правила исчисления стажа и периодов работы, которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.
Должность «начальника котельного участка» в которой состоял истец в период с работы на <...> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> года, не поименована Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в связи с чем, у него не возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых и вредных условиях.
Доводы истца о том, что котельный участок фактически являлся котельным цехом, в котором он работал в должности начальника, а его трудовые обязанности, в том числе по объему выполняемых работ, наличии в подчинении более 200 человек не соответствовали должности начальника котельного участка, суд находит несостоятельными. Из представленных истцом суду доказательств не усматривается, что котельный участок являлся котельным цехом.
Имеющаяся в материалах дела должностная инструкция начальника котельного участка <...> от <...> года, утвержденная директором <...>, также не свидетельствует о том, что истец являлась начальником котельного цеха.
Из штатных расписаний руководящих работников, специалистов и служащих на <...> года по <...>, представленных истцом, следует, что предприятие Анжерская ЦЭС концерна «Северокузбассуголь» состояло из структурных подразделений: аппарат управления, производственно-технический отдел, планово-экономический отдел, учетно-контрольная группа, участок котельных 2 группы, участок хозяйственных работ, участок тепловых сетей 2 группы, участки котельных, автотранспортный участок. Наличие структурного подразделения «цех» из штатных расписаний не усматривается.
Суд также находит несостоятельными доводы истца о том, что в соответствии с Приказом <...> № от <дата> года, с <дата> котельный участок переименован в котельный цех, а начальник котельного участка – в начальника котельного цеха, поскольку данный приказ был принят в связи с организацией в структуре котельного участка нового производственного подразделения – котельной по <адрес>, то есть, в связи с увеличением объема производства, кроме того он был принят <дата>., то есть позже спорных периодов работы истца.
В тех случаях, когда в списках N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, указаны не только производства, но и определенные цехи, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и инженерно-технические работники (по профессиям и должностям), занятые в этих структурных подразделениях.
Квалификационный справочник должностей, специалистов и других служащих, в котором указано, что должность начальника цеха тождественна начальнику участка, на который ссылается истец, был утвержден постановлением Минтруда РФ 21.08.1998 года № 37, в то время как оспариваемые периоды работы, которые истец просит включить в специальный стаж, исчисляются с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> года, т.е. до введения в действие вышеуказанного Постановления.
Анализируя представленные суду доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием надлежащих доказательств его занятости в спорные периоды времени в должности начальника котельного цеха.
На основании изложенного суд в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения комиссии УПФ № от <дата> об отказе в назначении ему досрочной пенсии по старости, о включении в льготный стаж для назначения пенсии по старости периодов работы на <...> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в качестве начальника котельного участка и назначении ему досрочной льготной трудовой пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с момента возникновения права отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Саламахина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Анжеро-Судженск и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонному) о признании незаконным решения комиссии УПФ № от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о включении в льготный стаж для назначения пенсии по старости периодов работы на <...> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в качестве начальника котельного участка и назначении досрочной льготной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с момента возникновения права отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2014 года
Председательствующий: