Дело № 2-184/2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«8» февраля 2013 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А., при секретаре Ирлица В.В., с участием истицы Шайдулиной Л.М., представителя ответчика Проценко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайдулиной ЛМ к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработной,
УСТАНОВИЛ:
Истица – Шайдулина Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи (далее ГКУ Амурской области ЦЗН г. Зея) о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработной, в обоснование заявленных исковых требований указала, что с 2005 года по май 2012 года она проживала и работала в <адрес>. С 1 июня 2011 года по 4 июня 2012 года она работала в ООО «Внешсервис», находящемся в <адрес>. Уволившись по собственному желанию, она с сыном переехала в <адрес> на постоянное место жительства. В целях поиска подходящей работы и последующей регистрации в качестве безработной 22 октября 2012 года она обратилась в ГКУ Амурской области ЦЗН города Зеи и представила все необходимые документы для признания гражданина безработным (паспорт, трудовую книжку, диплом, справку о среднем совокупном доходе в месяц, выданную ООО «Внешсервис»). 1 ноября 2012 года ей было отказано в признании безработной в устной форме. Она написала заявление о предоставлении ей объяснения причины отказа признания её безработной. 22 ноября 2012 года она получила ответ, в котором ей пояснили, что при регистрации в целях поиска подходящей работы ей был предъявлен паспорт, в котором указано, что она зарегистрирована в городе Зея по месту пребывания, в связи с чем на основании ст. 3 п. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ей отказано в признании безработной. В предъявленном паспорте имеется штамп регистрации в <адрес>. Между тем, местом её постоянного проживания (местом жительства) является город Зея. Её сын посещает детский сад в городе Зея. Она занимается общественной, политической деятельностью города Зея. В сентябре 2012 году вступила в местное отделение КПРФ. На выборах губернатора Амурской области 14 октября 2012 года она была членом избирательной комиссии избирательного участка города Зеи. На основании изложенного, просит суд признать отказ ГКУ Амурской области ЦЗН города Зеи в регистрации её в качестве безработной незаконным и обязать ответчика зарегистрировать её в качестве безработной с 22 октября 2012 года.
Истица Шайдулина Л.М. в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержала, пояснив, что кроме паспорта в ГКУ Амурской области ЦЗН города Зеи, ей было представлено свидетельство о регистрации по месту жительства в г. Зея, иных документов кроме тех которые указаны в заявлении, в Центр занятости она не предоставляла. В г. Зея она проживает по адресу <адрес>, пе<адрес>, 11-2, согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, зарегистрирована по адресу <адрес>, поскольку зарегистрироваться по адресу <адрес>, пе<адрес>, 11-2 не имеет возможности. В г. Зея намерена проживать еще около пяти лет, после чего хочет выехать в <адрес>, именно поэтому не желает сниматься с регистрационного учета в <адрес>.
Представитель ответчика Проценко О.В. в судебном заседании пояснила, что заявленные исковые требования не признает в полном объеме, при этом пояснила, что 22 октября 2012 года Шайдулина Л.М. обратилась в Центр занятости населения за предоставлением государственной услуги содействия в поиске работы. Регистрация обратившихся граждан, осуществляется в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 № 891. Согласно п. 2 «Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. На этом основании Шайдулина Л.М. была поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. В заявлении Шайдулина Л.М, указала, что целью является и последующая регистрация в качестве безработной. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона « О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Шайдулиной Л.М. были представлены все необходимые документы для регистрации её в качестве безработной. Однако, в паспорте Шайдулиной Л.М. было указано, что она зарегистрирована по месту жительства в <адрес> по адресу <адрес> «Б», <адрес>. В связи с тем, что данная ситуация противоречила норме закона, поскольку Шайдулиной Л.М. были представлены сведения лишь о регистрации в г. Зея по месту пребывания, в признании безработной ей было отказано.
Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Согласно ст. 12 вышеуказанного Закона РФ, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.
В соответствии со ст. 31 вышеуказанного Закона РФ, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
В силу п. 7 Правил регистрации безработных граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года № 891),
Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года за 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года за № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713» регистрация является способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В силу п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2003 года № 105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положением п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.
Введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. При этом из статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур реализации права на защиту от безработицы. Напротив, соответствующая конституционная норма предполагает право и обязанность государства установить на законодательном уровне механизм и условия реализации данного права.
Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства – как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.
По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Как установлено в судебном заседании истица 22 октября 2012 года обратилась в ГКУ Амурской области ЦЗН города Зеи с заявлением-анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. При обращении к ответчику она представила необходимые документы, в том числе паспорт, копию трудовой книжки, диплом об окончании высшего, справку о среднем совокупном доходе, свидетельство о регистрации по месту пребывания в г. Зея.
Из паспорта Шайдулиной Л.М. следует, что на момент её обращения в центр занятости населения у нее отсутствовала регистрация по месту жительства в г. Зея Амурской области, указанному в заявлении-анкете. Согласно паспорта Шайдулиной Л.М. в графе место жительства указано: зарегистрирована в <адрес> «Б» <адрес> 16 января 2004 года.
Согласно свидетельству № 544 о регистрации по месту пребывания, выданному на имя Шайдулиной Л.М., последняя зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>, на срок с 28 августа 2008 года по 28 августа 2018 года.
Из ответа ГКУ Амурской области ЦЗН города Зеи № 2426 от 19 ноября 2012 года следует, что Шайдулина Л.М. зарегистрирована в г. Зее по месту пребывания, в связи с чем в признании её безработной отказано.
При этом, как установлено в судебном заседании в предоставлении консультаций, информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности, трудоустройстве, которые распространяются на граждан независимо от того признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от их места жительства, ГКУ Амурской области ЦЗН города Зеи истице отказано не было.
Анализируя изложенные выше нормы права, относительно установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, о том, что поскольку регистрация в качестве безработного производится органами службы занятости по месту жительства гражданина, а истица при обращении в ГКУ Амурской области ЦЗН города Зеи 22 октября 2012 года, не имела регистрации по месту жительства указанному в заявлении-анкете, представила в Центр занятости лишь свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> не представила других документов, подтверждающих её место жительства указанное в заявлении-анкете, более того указав, что проживает не по месту пребывания, указанному в свидетельстве, а по адресу <адрес>, пе<адрес>, 11-2, а также представив трудовую книжку и справку о среднем совокупном доходе из которых следует, что будучи зарегистрированной по месту пребывания в г. Зея, Амурской области с 2008 года, истица осуществляла свою трудовую деятельность в 2011-2012 годах в <адрес> по месту жительства указанному в паспорте, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шайдулиной ЛМ к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработной, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2013 года.
Судья