гр. дело № 2-5143/2015г.
строка № 27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» сентября 2015 г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием истца Федоровой И.В., представителя истца по устному заявлению Семирод С.Б., представителя ответчика по доверенности Сухановой Н.Н., представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боевой А.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в стаж периоды работы в должности <данные изъяты> в сельской местности, нахождения в отпуске по беременности и родам, нахождения на курсах повышения квалификации, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ г. Федорова И.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ г. № в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, истцу отказано из-за отсутствия специального стажа - 30 лет по тем основаниям, что периоды работы в БУЗ ВО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> с 28.11.1994 г. по 24.03.1996 г., с 16.06.1996 г. по 31.12.2000 г. не включены в льготном исчислении (1.9) в специальный стаж, так как наименование указанного отделения не предусмотрено п.2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781; эти периоды включены в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца, за работу в районах сельской местности; период отпуска по беременности и родам с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г., не включен в специальный стаж в льготном исчислении (1.3), так как льготное исчисление применяется в отношении работы в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров; период отпуска по беременности и родам с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г. не включен в специальный стаж в льготном исчислении (1.6), так как согласно подп.а и подп.б п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения льготное исчисление 1 год как 1 год 3 месяца и 1 год и 6 месяцев предусмотрено за периоды работы в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г. и с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г. не включены в специальный стаж в календарном исчислении, так как указанные периоды не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Не согласившись в решением УПФР, истец обратилась в суд с настоящим иском, просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении: (1 год за 1 год 9 месяцев) период работы в <данные изъяты> 28.11.1994 г. по 24.03.1996 г. и с 16.06.1996 г. по 31.12.2000 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении: (1 год за 1 год 3 месяца) с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г., в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г. и с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г., признать за ней право на указанную пенсию и обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию со дня обращения – с ДД.ММ.ГГГГ взыскать расходы по оплате госпошлины.
Истец Федорова И.В., представитель истца по устному заявлению Семирод С.Б. иск поддержали, пояснили изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.53-54).
Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боева А.И. считает иск обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующий на день возникновения правоотношений сторон, устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Порядок исчисления стажа лечебной деятельности работникам здравоохранения установлен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 11 п.11 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
В соответствии с подп. «б» п. 5 названных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 464 от 6.09.1991г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось также Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет», которым утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, которым установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского тина (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии, трудовой книжки, свидетельств, личной карточки, штатных расписаний, приказов, положений, выписки из лицевого счета, заявления о назначении пенсии, данных о стаже, справок, должностных инструкций, уставов, сертификатов, свидетельств, имеющихся в деле, судом установлено, что согласно Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены в льготном исчислении указанные периоды работы.
В соответствии со справкой о реорганизации БУЗ ВО «<данные изъяты> от 15.05.2015 г. с 01.01.1990г. больница реорганизована в <данные изъяты> (приказ № 1 от 02.01.1990г.), которое с 16.11.2000г. переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> (приказ № 121 от 11.11.2000г., приказ МЗ РФ № 73 от 28.02.2000г.), с ДД.ММ.ГГГГ. муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» переименована в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» (приказ № 299 от 30.12.2011г.), которая с 01.01.2013г. переименована в бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «<данные изъяты>» (распоряжение Правительства Воронежской области от 30.10.2012г. № 714-р), с ДД.ММ.ГГГГ. бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «<данные изъяты> переименована в бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «<данные изъяты>» (приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 11.111.2013 г. №2110) (л.д. 41).
Справкой, уточняющей характер работы в должности и учреждениях, дающих право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлено, что она действительно работала в <данные изъяты> с 01.08.1992г. (приказ № 131 от 27.07.1992г.) по 27.11.1994г. (приказ №226 от 01.12.1994г.); медицинская <данные изъяты> с 28.11.1994г. (приказ № 226 от 01.12.1994г.) по 31.12.2000г. (приказ № 41 от 28.11.2002г.); <данные изъяты> с 01.01.2001г. (приказ №41 от 28.11.2002г.) по 31.12.2003г. (приказ № 52-р от 23.06.2003г.); <данные изъяты> с 01.01.2004г. (приказ № 52-р от 23.06.2003г.) по 02.12.2005г. (приказ №115-Л от 02.12.2005г.); занималась лечебной деятельностью по обслуживанию сельского населения, работа выполнялась в режиме нормальной продолжительности рабочего времени и на полную ставку; отпуск по беременности и родам с 03.10.1992г. по 18.03.1993г.; отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет с 19.03.1993г. по 05.01.1996г. (приказ №43 от 12.03.1993г.) приступила к работе 28.11.1994г. (приказ №226 от 01.12.1994г.); обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 25.03.1996г. по 15.06.1996г. (приказ №57 от 25.03.1996г.) с 10.09.2001г. по 05.10.2001г. (приказ № 120 от 06.09.2001г.).
В соответствии со справкой БУЗ ВО «<данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. должностная инструкция «<данные изъяты>», <данные изъяты>» отделения анестезиолгии-реанимации и функция отделения анестезиологии-реанимации за период с 1994г. до настоящего времени не изменились (л.д. 81).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.09.1991г. № 464 был предусмотрен льготный порядок исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) для врачей - хирургов всех наименований, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачей- анестезиологов - реаниматоров, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» должности медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая) отнесены к среднему медицинскому персоналу.
Из указанных Постановлений следует, что в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений учитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), а применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в учреждениях здравоохранения. Таким образом, досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях, или наименования его структурного подразделения.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно штатным расписаниям за 1994-2000 гг. (л.д.27-33), справки (л.д.25) судом установлено, что в структуру больницы входило реанимационное отделение с указанием должности медсестра-анестезист, наименование «реанимационное отделение» изменено на на «отделение анестизиологии-реанимации», должность «медсестра» на «медицинская сестра палатная».
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» утверждено Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, и рекомендовано устанавливать штаты медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации по штатным нормативам, утвержденным настоящим Приказом, в пределах плана и бюджета здравоохранения.
Согласно названного Положения отделение (группа) анестезиологии-реанимации организуется в составе лечебно-профилактического учреждения. С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могут организовываться палаты для реанимации и интенсивной терапии в лечебно-профилактических учреждениях. Основными задачами отделения (группы) являются, в том числе, осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др. причин (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др., острые расстройства дыхания, другие расстройства функций жизненно важных органов и систем, тяжелые отравления - при невозможности госпитализации в соответствующие отделения).
В силу п. п. 5, 6, 8 Положения в соответствии с основными задачами отделения его персонал определяет наиболее оптимальный метод общей и регионарной анестезии, осуществляет медикаментозную предоперационную подготовку и проведение общей и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществляет наблюдение за состоянием больных в посленаркозном периоде до стабилизации функций жизненно важных органов; проводит по показаниям интенсивную терапию больным в послеоперационных палатах при отсутствии палат реанимации и интенсивной терапии; проводит по показаниям реанимацию больным в других отделениях лечебно-профилактического учреждения; ведет больных в палатах реанимации и интенсивной терапии совместно с врачами соответствующих специальностей. Койки палат реанимации и интенсивной терапии не входят в число сметных коек учреждения в связи с тем, что в палатах проводится только реанимация и интенсивная терапия остро возникших состояний, а лечение основного заболевания проводится врачами соответствующих отделений больницы. Отделение (группа) анестезиологии-реанимации должно быть обеспечено, в том числе, специальным оборудованием и аппаратурой в операционных и послеоперационных палатах (при отсутствии палат реанимации и интенсивной терапии), медикаментами, трансфузионными средствами в количествах, необходимых для полноценного проведения анестезии, реанимации и интенсивной терапии.При организации в составе отделения палат для реанимации и интенсивной терапии отделение дополнительно должно иметь специально оборудованные палаты, оснащенные необходимой лечебной и диагностической аппаратурой, в том числе для искусственного поддержания и контроля жизненно важных функций организма.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, правом на льготное исчисление стажа обладают медицинские сестры палатные и медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии лечебных учреждений.
В связи с изложенным суд считает, что реанимационное отделение являлось отделением анестезиологии-реанимации, поэтому специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в указанный период должен учитываться как один год работы за один год и шесть месяцев.
Таким образом, несмотря на несоответствие наименования отделения Списку, которым предусмотрено отделение анестезиологии-реанимации, истец как медсестра реанимационного отделения выполняла и продолжала выполнять одни и те же функции, характер выполняемой работы не изменился. Учитывая вышеизложенное, истец имеет право на исчисление трудового стажа за периоды работы в больнице с применением двух льгот - льготы за работу медицинской сестрой отделения реанимации (1 год работы за 1 год 6 месяцев) и льготы за работу в сельской местности (1 год за 1 год и 3 месяца).
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии, судом установлено, что в периоды с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г. и с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г. истец находилась в отпуске по беременности и родам.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, в также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.
Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, данный отпуск оплачивается через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, в соответствии с п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, действовавшему на день выдачи листа нетрудоспособности истца, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 даны разъяснения со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, согласно которому в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст. 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, суд считает, что периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как периоды получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, что позволяет включить данный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, поскольку данный период имел место во время работы истца в должности палатной медсестры и медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации, засчитанной ответчиком в стаж в льготном порядке (1 год как 1 год 6 месяцев).
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок временной нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6 (в редакции 5.04.1992), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования РФ № 66 от 25.06.1996г., является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Следовательно, и периоды отпуска по беременности и родам должны быть засчитаны в специальный стаж в указанном льготном порядке.
Также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в календарном исчислении периоды специализации и нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г., с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 и в целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, согласно п. 1 которого при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
Пункт 1 Положения о порядке получения квалификационных категорий определяет порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
В силу ст. ст. 72,79 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии струдовым законодательством Российской Федерации. В качестве обязательного условия занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, является получение соответствующего сертификата (ст. 100 Основ).
Статьей 112 КЗоТ РФ, действующей на указанные периоды, установлено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что периоды специализации и нахождения на курсах повышения квалификации имели место в течение периода, подлежащего зачету в специальный стаж, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
На основании решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. № судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно ДД.ММ.ГГГГ., с учетом включения спорных периодов согласно стажевой справки (л.д. 72-74) у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно (31 год 5 месяцев 12 дней), истец обратилась в установленном законом порядке к ответчику и представил все необходимые для назначения пенсии документы, в связи с чем суд считает, что ответчик обязан назначить и выплатить истцу указанную пенсию с момента обращения в УПФР - с ДД.ММ.ГГГГ г.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб., оплаченная при предъявлении иска.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный трудовой стаж Федоровой ФИО10, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении: (1 год за 1 год 9 месяцев) период работы в <данные изъяты>) в должности <данные изъяты> с 28.11.1994 г. по 24.03.1996 г. и с 16.06.1996 г. по 31.12.2000 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении: (1 год за 1 год 3 месяца) с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении: (1 год за 1 год 6 месяцев) с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г., в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г. и с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г.
Признать за Федоровой ФИО11 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить и выплачивать Федоровой ФИО12 трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с ДД.ММ.ГГГГ г.
Взыскать с Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже в пользу Федоровой ФИО13 расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья
гр. дело № 2-5143/2015г.
строка № 27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» сентября 2015 г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием истца Федоровой И.В., представителя истца по устному заявлению Семирод С.Б., представителя ответчика по доверенности Сухановой Н.Н., представителя Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боевой А.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в стаж периоды работы в должности <данные изъяты> в сельской местности, нахождения в отпуске по беременности и родам, нахождения на курсах повышения квалификации, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ г. Федорова И.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ г. № в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, истцу отказано из-за отсутствия специального стажа - 30 лет по тем основаниям, что периоды работы в БУЗ ВО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> с 28.11.1994 г. по 24.03.1996 г., с 16.06.1996 г. по 31.12.2000 г. не включены в льготном исчислении (1.9) в специальный стаж, так как наименование указанного отделения не предусмотрено п.2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781; эти периоды включены в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца, за работу в районах сельской местности; период отпуска по беременности и родам с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г., не включен в специальный стаж в льготном исчислении (1.3), так как льготное исчисление применяется в отношении работы в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров; период отпуска по беременности и родам с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г. не включен в специальный стаж в льготном исчислении (1.6), так как согласно подп.а и подп.б п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения льготное исчисление 1 год как 1 год 3 месяца и 1 год и 6 месяцев предусмотрено за периоды работы в структурных подразделениях хирургического профиля стационаров; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г. и с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г. не включены в специальный стаж в календарном исчислении, так как указанные периоды не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Не согласившись в решением УПФР, истец обратилась в суд с настоящим иском, просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении: (1 год за 1 год 9 месяцев) период работы в <данные изъяты> 28.11.1994 г. по 24.03.1996 г. и с 16.06.1996 г. по 31.12.2000 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении: (1 год за 1 год 3 месяца) с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г., в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г. и с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г., признать за ней право на указанную пенсию и обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию со дня обращения – с ДД.ММ.ГГГГ взыскать расходы по оплате госпошлины.
Истец Федорова И.В., представитель истца по устному заявлению Семирод С.Б. иск поддержали, пояснили изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.53-54).
Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боева А.И. считает иск обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующий на день возникновения правоотношений сторон, устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Порядок исчисления стажа лечебной деятельности работникам здравоохранения установлен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 11 п.11 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
В соответствии с подп. «б» п. 5 названных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 464 от 6.09.1991г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось также Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет», которым утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, которым установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского тина (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии, трудовой книжки, свидетельств, личной карточки, штатных расписаний, приказов, положений, выписки из лицевого счета, заявления о назначении пенсии, данных о стаже, справок, должностных инструкций, уставов, сертификатов, свидетельств, имеющихся в деле, судом установлено, что согласно Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены в льготном исчислении указанные периоды работы.
В соответствии со справкой о реорганизации БУЗ ВО «<данные изъяты> от 15.05.2015 г. с 01.01.1990г. больница реорганизована в <данные изъяты> (приказ № 1 от 02.01.1990г.), которое с 16.11.2000г. переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> (приказ № 121 от 11.11.2000г., приказ МЗ РФ № 73 от 28.02.2000г.), с ДД.ММ.ГГГГ. муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» переименована в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» (приказ № 299 от 30.12.2011г.), которая с 01.01.2013г. переименована в бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «<данные изъяты>» (распоряжение Правительства Воронежской области от 30.10.2012г. № 714-р), с ДД.ММ.ГГГГ. бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «<данные изъяты> переименована в бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «<данные изъяты>» (приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 11.111.2013 г. №2110) (л.д. 41).
Справкой, уточняющей характер работы в должности и учреждениях, дающих право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлено, что она действительно работала в <данные изъяты> с 01.08.1992г. (приказ № 131 от 27.07.1992г.) по 27.11.1994г. (приказ №226 от 01.12.1994г.); медицинская <данные изъяты> с 28.11.1994г. (приказ № 226 от 01.12.1994г.) по 31.12.2000г. (приказ № 41 от 28.11.2002г.); <данные изъяты> с 01.01.2001г. (приказ №41 от 28.11.2002г.) по 31.12.2003г. (приказ № 52-р от 23.06.2003г.); <данные изъяты> с 01.01.2004г. (приказ № 52-р от 23.06.2003г.) по 02.12.2005г. (приказ №115-Л от 02.12.2005г.); занималась лечебной деятельностью по обслуживанию сельского населения, работа выполнялась в режиме нормальной продолжительности рабочего времени и на полную ставку; отпуск по беременности и родам с 03.10.1992г. по 18.03.1993г.; отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет с 19.03.1993г. по 05.01.1996г. (приказ №43 от 12.03.1993г.) приступила к работе 28.11.1994г. (приказ №226 от 01.12.1994г.); обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 25.03.1996г. по 15.06.1996г. (приказ №57 от 25.03.1996г.) с 10.09.2001г. по 05.10.2001г. (приказ № 120 от 06.09.2001г.).
В соответствии со справкой БУЗ ВО «<данные изъяты>» №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. должностная инструкция «<данные изъяты>», <данные изъяты>» отделения анестезиолгии-реанимации и функция отделения анестезиологии-реанимации за период с 1994г. до настоящего времени не изменились (л.д. 81).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.09.1991г. № 464 был предусмотрен льготный порядок исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) для врачей - хирургов всех наименований, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачей- анестезиологов - реаниматоров, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» должности медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая) отнесены к среднему медицинскому персоналу.
Из указанных Постановлений следует, что в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений учитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), а применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в учреждениях здравоохранения. Таким образом, досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях, или наименования его структурного подразделения.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно штатным расписаниям за 1994-2000 гг. (л.д.27-33), справки (л.д.25) судом установлено, что в структуру больницы входило реанимационное отделение с указанием должности медсестра-анестезист, наименование «реанимационное отделение» изменено на на «отделение анестизиологии-реанимации», должность «медсестра» на «медицинская сестра палатная».
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» утверждено Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, и рекомендовано устанавливать штаты медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации по штатным нормативам, утвержденным настоящим Приказом, в пределах плана и бюджета здравоохранения.
Согласно названного Положения отделение (группа) анестезиологии-реанимации организуется в составе лечебно-профилактического учреждения. С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могут организовываться палаты для реанимации и интенсивной терапии в лечебно-профилактических учреждениях. Основными задачами отделения (группы) являются, в том числе, осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др. причин (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др., острые расстройства дыхания, другие расстройства функций жизненно важных органов и систем, тяжелые отравления - при невозможности госпитализации в соответствующие отделения).
В силу п. п. 5, 6, 8 Положения в соответствии с основными задачами отделения его персонал определяет наиболее оптимальный метод общей и регионарной анестезии, осуществляет медикаментозную предоперационную подготовку и проведение общей и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществляет наблюдение за состоянием больных в посленаркозном периоде до стабилизации функций жизненно важных органов; проводит по показаниям интенсивную терапию больным в послеоперационных палатах при отсутствии палат реанимации и интенсивной терапии; проводит по показаниям реанимацию больным в других отделениях лечебно-профилактического учреждения; ведет больных в палатах реанимации и интенсивной терапии совместно с врачами соответствующих специальностей. Койки палат реанимации и интенсивной терапии не входят в число сметных коек учреждения в связи с тем, что в палатах проводится только реанимация и интенсивная терапия остро возникших состояний, а лечение основного заболевания проводится врачами соответствующих отделений больницы. Отделение (группа) анестезиологии-реанимации должно быть обеспечено, в том числе, специальным оборудованием и аппаратурой в операционных и послеоперационных палатах (при отсутствии палат реанимации и интенсивной терапии), медикаментами, трансфузионными средствами в количествах, необходимых для полноценного проведения анестезии, реанимации и интенсивной терапии.При организации в составе отделения палат для реанимации и интенсивной терапии отделение дополнительно должно иметь специально оборудованные палаты, оснащенные необходимой лечебной и диагностической аппаратурой, в том числе для искусственного поддержания и контроля жизненно важных функций организма.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, правом на льготное исчисление стажа обладают медицинские сестры палатные и медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии лечебных учреждений.
В связи с изложенным суд считает, что реанимационное отделение являлось отделением анестезиологии-реанимации, поэтому специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в указанный период должен учитываться как один год работы за один год и шесть месяцев.
Таким образом, несмотря на несоответствие наименования отделения Списку, которым предусмотрено отделение анестезиологии-реанимации, истец как медсестра реанимационного отделения выполняла и продолжала выполнять одни и те же функции, характер выполняемой работы не изменился. Учитывая вышеизложенное, истец имеет право на исчисление трудового стажа за периоды работы в больнице с применением двух льгот - льготы за работу медицинской сестрой отделения реанимации (1 год работы за 1 год 6 месяцев) и льготы за работу в сельской местности (1 год за 1 год и 3 месяца).
На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения об отказе в установлении пенсии, судом установлено, что в периоды с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г. и с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г. истец находилась в отпуске по беременности и родам.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, в также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.
Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, данный отпуск оплачивается через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, в соответствии с п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, действовавшему на день выдачи листа нетрудоспособности истца, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 даны разъяснения со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, согласно которому в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст. 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, суд считает, что периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как периоды получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, что позволяет включить данный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, поскольку данный период имел место во время работы истца в должности палатной медсестры и медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации, засчитанной ответчиком в стаж в льготном порядке (1 год как 1 год 6 месяцев).
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок временной нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6 (в редакции 5.04.1992), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования РФ № 66 от 25.06.1996г., является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Следовательно, и периоды отпуска по беременности и родам должны быть засчитаны в специальный стаж в указанном льготном порядке.
Также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в календарном исчислении периоды специализации и нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г., с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 и в целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, согласно п. 1 которого при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
Пункт 1 Положения о порядке получения квалификационных категорий определяет порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
В силу ст. ст. 72,79 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии струдовым законодательством Российской Федерации. В качестве обязательного условия занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, является получение соответствующего сертификата (ст. 100 Основ).
Статьей 112 КЗоТ РФ, действующей на указанные периоды, установлено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что периоды специализации и нахождения на курсах повышения квалификации имели место в течение периода, подлежащего зачету в специальный стаж, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
На основании решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. № судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно ДД.ММ.ГГГГ., с учетом включения спорных периодов согласно стажевой справки (л.д. 72-74) у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно (31 год 5 месяцев 12 дней), истец обратилась в установленном законом порядке к ответчику и представил все необходимые для назначения пенсии документы, в связи с чем суд считает, что ответчик обязан назначить и выплатить истцу указанную пенсию с момента обращения в УПФР - с ДД.ММ.ГГГГ г.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб., оплаченная при предъявлении иска.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный трудовой стаж Федоровой ФИО10, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении: (1 год за 1 год 9 месяцев) период работы в <данные изъяты>) в должности <данные изъяты> с 28.11.1994 г. по 24.03.1996 г. и с 16.06.1996 г. по 31.12.2000 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении: (1 год за 1 год 3 месяца) с 03.10.1992 г. по 18.03.1993 г., период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении: (1 год за 1 год 6 месяцев) с 23.04.2013 г. по 25.09.2013 г., в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1996 г. по 15.06.1996 г. и с 10.09.2001 г. по 05.10.2001 г.
Признать за Федоровой ФИО11 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить и выплачивать Федоровой ФИО12 трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже - с ДД.ММ.ГГГГ г.
Взыскать с Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже в пользу Федоровой ФИО13 расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья