Производство № 2а-4936/2021
УИД 28RS0004-01-2021-005497-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.
при секретаре Мусатове К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 1 по Амурской области к Шутову В. В. о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с настоящим административным иском к Шутову В. В., указав в обоснование, что Шутову В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***. В адрес административного ответчика было направлены почтовым отправлением налоговые уведомления о начислении земельного налога № 83496044 от 13.09.2016 года на сумму 3298 рублей, № 58891099 от 20.09.2017 года на сумму 3298 рублей, № 88864372 от 03.10.2019 года на сумму 9619 рублей, № 54796101 от 23.08.2018 года на сумму 3298 рублей. В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой налога в установленный срок Шутову В.В. начислена пеня в сумме 76,01 руб. за период с 03.12.2019 г. по 19.12.2019 г., в сумме 1451,75 руб. за период с 02.12.2016 г. по 11.07.2019 г. Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты земельного налога, сумма налога не была уплачена Шутовым В.В. в бюджет, налоговым органом, в соответствии со ст.69,70 НК РФ направлены требования об уплате налога № 70867 от 12.07.2019 г., в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 05.11.2019 г., № 112561 от 20.12.2019 г., в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 28.01.2020 г. На дату составления административного искового заявления Шутовым В.В. задолженность по земельному налогу за 2016 г. и пени не погашены. Также Шутов В.В. является собственником недвижимого имущества: квартиры с кадастровым номером ***, расположенной по адресу: ***; иные строения с кадастровым номером ***, расположенные по адресу: ***. Согласно налоговому уведомлению № 58891099 от 20.09.2017 г. Шутову В.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2015 и 2016 год на сумму 9815 рублей. В связи с неуплатой налога в установленный срок Шутовым В.В. в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за 2015,2016 гг. в сумме 1042,66 рублей. В соответствии со ст.69,70 НК РФ в адрес Шутову В.В. направлено требование об уплате налога № 70867 от 12.07.2019 г., в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 05.11.2019 г. На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением, Шутовым В.В. не уплачены пени по налогу на имущество физических лиц за 2015,2016 год в сумме 1026,91 рублей.
Кроме того, Шутов В. В., ИНН ***, состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя с 18.04.2012 г. по 28.06.2016 г. Инспекцией получены сведения от ОПФР по Амурской области о задолженности Шутова В.В. перед бюджетом по пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в сумме 460,48 рублей. В соответствии со ст.69,70 НК РФ в адрес Шутову направлено требование об уплате пени № 70867 от 12.07.2019 г., в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 05.11.2019 г. На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением, сумма задолженности по пене по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемым в федеральный фонд ОМС (до 01.01.2017 г.) в сумме 460,48 руб. не уплачена.
Шутовым В.В. 15.04.2016 г., 21.06.2016 г. представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный налог за 1,2 кв. 2016 г., соответственно. На основании ст.75 НК РФ, в связи с несвоевременной уплатой единого налога на вмененный доход за 1,2 квартал 2016 г. Шутову В.В. начислены пени в размере 119,25 руб. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, в адрес Шутова В.В. выставлено требование об уплате налога, пеней и штрафов от 12.07.2019 г. № 70867, в котором предложено погасить числящуюся за ним задолженность в срок 05.11.2019 г. На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением, сумма задолженности по пене по единому налогу на вмененный доход в сумме 119,25 руб. не уплачена.
На основании изложенного с учетом уточнения административных исковых требований, просит взыскать с Шутова В.В. задолженность в общей сумме 11 599,09 руб., в том числе:
-пени по страховым взносам на ОМС за период до 01.01.2017 г. в сумме 460,48 руб.;
-пени по ЕНВД в сумме 119,25 руб.;
-пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1 026,91 руб.;
-земельный налог за 2016 год в сумме 9 619 руб.;
-пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 373,45 руб.
В судебное заседание не явились представитель административного истца, административный ответчик Шутов В.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
Как видно из материалов дела, Шутов В.В. состоит на налоговом учете в МИФНС № 1 по Амурской области в качестве плательщика земельного налога, в связи с наличием у него в собственности земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
Согласно налоговому уведомлению № 83496044 от 13.09.2016 г., направленному инспекцией в адрес Шутова В.В., Шутову В.В. начислен земельный налог за 2015 год в размере 3298,00 рублей, по сроку уплаты 01.12.2016 г.
Согласно налоговому уведомлению № 58891099 от 20.09.2017 г., направленному инспекцией в адрес Шутова В.В., сумма земельного налога за 2016 год, составила 3298,00 рублей, по сроку уплаты 01.12.2017 г.. Налог начислен исходя из периода владения 12 месяцев.
Согласно налоговому уведомлению № 88864372 от 03.10.2019 г., направленного инспекцией в адрес Шутова В.В., Шутову В.В. произведен перерасчет земельного налога за 2016 год (исходя из периода владения земельный участком в 2016 году – 7 месяцев), сумма налога по сроку уплаты 02.12.2019 г., составила 9619,00 рублей.
В связи с неуплатой земельного налога за 2015 год в установленный срок Шутову В.В. в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня за период с 06.02.2017 года по 11.07.2019 года в размере 787,52 рубля.
Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты земельного налога, сумма налога не была уплачена Шутовым В.В. в бюджет, налоговым органом, в соответствии со ст.69,70 НК РФ направлены требования об уплате налога № 70867 от 12.07.2019 г., в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 05.11.2019 г..
На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением, сумма задолженности по земельному налогу за 2016 года, а также пени по земельному налогу за 2015 году, не уплачены.
Также Шутов В.В. является собственником недвижимого имущества: квартиры с кадастровым номером ***, расположенной по адресу: ***; иные строения с кадастровым номером ***, расположенные по адресу: ***.
Согласно налоговому уведомлению № 58891099 от 20.09.2017 г., направленному инспекцией в адрес Шутова В.В., Шутову В.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 2030 рублей, за 2016 год – в размере 7787 рублей (5920 рублей+1865 рублей), по сроку уплаты 01.12.2017 г..
В связи с неуплатой налогов в установленный срок Шутову В.В. в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, за период с 14.12.2017 года по и 11.07.2019 года в размере 284,83 рублей; за 2016 год, за период с 01.07.2018 года по 11.07.2019 года в размере 542,07 рублей.
В соответствии со ст.69,70 НК РФ в адрес Шутова В.В. направлено требование об уплате налога № 70867 от 12.07.2019 г., в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 05.11.2019 г.
На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением, сумма задолженности по пене, в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 года, не уплачена.
Кроме того, Шутов В. В., ИНН ***, состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя с 18.04.2012 г. по 28.06.2016 гг.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федерльной фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Объектом страховых взносов согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
До 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, установленных главой 34 «Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), осуществляют налоговые органы.
Переходными положениями, которые определены в Федеральных законах от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) и N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В связи с этим инспекцией получены сведения от ОПФР по Амурской области о задолженности Шутова В.В. перед бюджетом по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в связи с чем налоговым органом начислены пени в размере 460,48 рублей.
В соответствии со ст.69,70 НК РФ в адрес Шутова В.В. направлено требование об уплате пени № 70867 от 12.07.2019 г., в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 05.11.2019 г.
На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением, сумма задолженности по пене в сумме 460,48 руб. не уплачена.
Шутовым В.В. 15.04.2016 года, 21.06.2016 года представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный налог за 1,2 кв. 2016 г. соответственно. Согласно декларациям, сумма ЕНВД за 1 квартал 2016 года составила 10392 рубля, за 2 квартал 2016 года – 8774 рубля.
Согласно п.1 ст. п. 3 ст. 346.32 НК РФ уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ.
На основании ст.75 НК РФ, в связи с несвоевременной уплатой единого налога на вмененный доход за 1,2 кв. 2016 г. Шутову В.В. начислены пени в размере 119,25 рублей за период с 01.01.2019 года по 24.01.2019 года (на сумму задолженности 19233,50 рублей)
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, в адрес Шутова В.В. выставлено требование об уплате налога, пеней и штрафов от 12.07.2019 № 70867, в котором предложено погасить числящуюся за ней задолженность в срок 05.11.2019.
На дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением, сумма задолженности по пене по единому налогу на вмененный доход в сумме 119,25 руб. не уплачена.
В связи с тем, что требования Шутовым В.В. не были исполнены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, инспекция, в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, обратилась к мировому судье по Благовещенскому городскому судебному участку № 4 с заявлением о вынесении судебного приказа.
20.03.2020 года мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с Шутова В.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженности, в том числе по страховым взносам.
Определением мирового судьи от 12.11.2020 года указанный судебный приказ был отменен в порядке, предусмотренном ст.ст. 123.5, 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
В связи с тем, что Шутовым В.В. не исполнена обязанность по уплате налоговых обязательств, а также пеней инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности в порядке административного искового производства.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме в части взыскания земельного налога за 2016 год (по сроку уплат до 02.12.2019 года) в размере 9619 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год, за период с 06.02.2017 года по 11.07.2019 года в размере 373,45 рублей. Расчет задолженности, пени на указанные суммы, представленный административным истцом, суд находит верным, выполненным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Что касается требований налогового органа о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 026,91 руб., суд читает их подлежащими удовлетворении частично на сумму 826,9 рублей, состоящую из следующих сумму: пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, за период с 14.12.2017 года по и 11.07.2019 года в размере 284,83 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, за период с 01.07.2018 года по 11.07.2019 года в размере 542,07 рублей. Указанные суммы подтверждены представленным в материалы дела расчетом.
Судом не принимается в расчет период начисления пени по налогу на имущество физических ли за 2015 год за период с 02.12.2017 года по 13.12.2017 года на сумму 6,70 рублей, поскольку указанный период включен в требование № 39748 от 14.12.2017 года, на которое административный истец в качестве обоснования иска не ссылается. Обоснованность начисления пеней по налогу на имущество физических лиц на иные суммы, включённые в требование № 70867 от 12.07.2019 года (15,75 руб., 81,23 руб., 97,45 руб.), в представленном расчете отсутствует, административным истцом не представлена.
Рассматривая требования о взыскании с Шутова В.В. пени по ЕНВД за 1, 2 кварталы 2016 года, в размере 119, 25 руб., суд также считает их подлежащими удовлетворению частично, а именно в части взыскании пени по ЕНВД за 2 квартал 2016 года на сумму 54,40 рублей, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, обязанность по уплате ЕНВД за 1 квартал исполнена Шутовым В.В. в полном объеме (10392 рубля) 11.10.2016 г., что подтверждается платежным поручением № 117414 от 11.10.2016 г., на что имеется ссылка в письменных пояснениях налогового органа. Следовательно, начисление пени по ЕНВД за 1 квартал 2016 года, за период с 01.01.2019 года по 24.01.2019 года, то есть после уплаты налога, неправомерно.
Согласно материалов дела, ЕНВД за 2 квартал 2016 года в размере 8774 рубля Шутовым В.В. до настоящего времени не уплачен.
Следовательно, пеня за неуплату ЕНВД за 2 квартал 2016 подлежит взысканию с Шутова В.В., исходя из следующего расчета: за выставленный налоговым органом период с 01.01.2019 г. по 24.01.2019 г.: 24 дня просрочки *8774 (недоимка для пени)*7,75% (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ)=54,40 рублей.
Рассматривая требования налогового органа о взыскании с Шутова В.В. пени по страховым взносам на ОМС за периоды, истекшие до 01.01. 2017 г., в общей сумме 460,48 руб., суд считает их не подлежащими удовлетворению, так как расчет пени на указанную сумму (с указание суммы недоимки, на которую начисляется пеня, периода недоимки) суду не представлен.
Более того, в соответствии с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
При этом нормы статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ не содержат ограничений по сфере применения положений о списании недоимки в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, а касаются лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период.
Соответствующее решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей). При этом решение принимается на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов пенсионного фонда, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Поскольку доказательства уплаты Шутовым В.В. недоимки по страховым взносам на ОМС за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в материалах дела отсутствуют, административным истцом не представлено, как и не представлено доказательств принудительного взыскания с Шутова В.В. недоимки, на которую налоговым органом начислена пеня в размере 460,48 рублей, с учетом приведенных выше положений закона, данная недоимка и начисленные на нее пени являются безнадежными к взысканию.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 435 рублей.
руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление МИФНС России № 1 по Амурской области к Шутову В. В. -удовлетворить частично.
Взыскать с Шутова В. В., *** года рождения, уроженца ***, ИНН ***, зарегистрированного и проживающего по адресу: *** за счет его имущества в доход государства:
-пени по ЕНВД за 2 квартал 2016 года, за период с 01.01.2019 года по 24.01.2019 года в размере 54,40 рублей,
-пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, за период с 14.12.2017 года по 11.07.2019 года в размере 284,83 рублей,
-пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, за период с 01.07.2018 года по 11.07.2019 года в размере 542,07 рублей,
-земельный налог за 2016 год (по сроку уплат до 02.12.2019 года) в размере 9619 рублей,
-пени по земельному налогу за 2015 год, за период с 06.02.2017 года по 11.07.2019 года в размере 373,45 рублей, всего на сумму 10873 (десять тысяч восемьсот семьдесят три) рубля 75 копеек.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Шутова В. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 435 (четыреста тридцать пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2021 года