Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-512/2015 ~ М-411/2015 от 06.03.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2015 года с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

судьи Фаттаховой Т.В.,

при секретаре Трофимовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело – 512/2015 по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Красноярский районный суд <адрес> в интересах ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям на том основании, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей вследствие смерти ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО3 и ДД.ММ.ГГГГ матери ФИО4.

Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, приемных семья, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района <адрес> жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в порядке очереди.

ФИО2 в судебном заседании просил суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – муниципального района <адрес> по доверенности ФИО7 иск не признает, свои возражения относительно иска изложила в письменном отзыве на исковое заявление прокурора, который поддержала в полном объеме. Не отрицала наличие права у ФИО2 на предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пояснила, что так как ФИО2 уже включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района <адрес>, он сможет получить жилое помещение в порядке очередности без решения суда по мере формирования специализированного жилищного фонда. Предоставление жилых помещений вне очереди может нарушить права других детей, включенных в вышеуказанный список.

Представитель третьего лица – Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, определением суда министерство строительства исключено из числа третьих лиц, поскольку в настоящее время не является ответственным исполнителем подпрограммы « Обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Представитель третьего лица – <адрес> в судебное заседание не явился, направили в адрес суда письменный отзыв на иск.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направили в адрес суда письменный отзыв на иск.

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора <адрес>, представителя администрации муниципального района <адрес>, изучив письменные отзывы ответчика, третьих лиц на исковое заявление, суд приходит к следующему:

<адрес> проведена проверка по обращению ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В своем обращении заявитель просит принять меры прокурорского реагирования по защите его жилищных прав, а также обязать администрацию муниципального района Красноярский предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей вследствие смерти ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО3 и ДД.ММ.ГГГГ матери ФИО4.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.

В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (далее — Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ГД (далее — Закон СО № 135-ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей.

В соответствии со ст. <адрес> «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ГД (далее — Закон СО № 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, преданными им для осуществления органами государственной власти <адрес>, и отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

ДД.ММ.ГГГГ Самарской Губернской Думой принят <адрес> «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ГД (далее — Закон № 129-ГД).

Согласно приложению к <адрес> N 125-ГД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", «распределение на 2015 год субвенций, формируемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, по городским округам, муниципальным районам и видам субвенций, тыс. рублей» таблица П3, строка 26 «Субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы муниципальному району Красноярский запланировано 7 702 тыс.рублей.

Закон СО № 135-ГД вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно ст. 16 ч. 3 Закона СО № 135-ГД дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу Закона СО № 135-ГД на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Закона № 159-ФЗ.

Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 32 Устава муниципального района <адрес>, принятого Собранием представителей <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № 9-СП (далее — Устав м.<адрес>), в структуру органов местного самоуправления муниципального района входят:

1) Собрание представителей муниципального района — представительный орган муниципального района;

2) председатель Собрания представителей муниципального района — высшее выборное должностное лицо муниципального района (глава муниципального района), избираемое Собранием представителей муниципального района из своего состава, исполняющее полномочия председателя Собрания представителей муниципального района;

3) Администрация муниципального района — исполнительно-распорядительный орган муниципального района, возглавляемый Главой администрации муниципального района.

В соответствии со ст. 21 ч. 1 Устава м.<адрес> администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяемым Уставом м.<адрес> полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами <адрес>.

В свою очередь, в силу ст. <адрес>, принятого Самарской Губернской Думой 05.12.2006, <адрес> обеспечивает исполнение бюджета <адрес> и готовит отчет об исполнении бюджета <адрес> и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития <адрес> для представления их <адрес> на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства <адрес> и иные органы исполнительной власти <адрес>, руководит их деятельностью.

Согласно ст.ст. 5,6,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в <адрес> от областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Также, положениями ст. 3 Закона СО № 115-ГД установлено, что органы государственной власти <адрес> в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.

В соответствии со ст.11 Закона самарской области от 28.12. 2012 г. – ГД ( в редакции Закона 110 – ГД от 12.11. 2014 г) « Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>, контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется министерством социально- демографической и социальной политики <адрес>.

В соответствии с постановлением <адрес> от 30.09. 2014 г. « О внесении изменений в постановление <адрес> от 27. 11. 2013 г. « Об утверждении государственной программы <адрес> « Развитие жилищного строительства в <адрес> до 2020 г.», ответственным исполнителем подпрограммы « Обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « до 2020 г. является министерство социально- демографической и семейной политики <адрес>.

В соответствии со ст. 2, ч.4 Закона самарской области от 28.12. 2012 г. –ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и ( или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд « за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с ч.3 настоящей статьи.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта, а именно <адрес> и министерство социально- демографической и семейной политики <адрес> выступают в качестве органов, передающих финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органов, контролирующих их целевое использование.

Кроме того, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации « Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района <адрес> жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не предоставлено. При таких обстоятельствах требования прокурора района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, предоставление жилого помещения ФИО2 следует осуществить в порядке очередности, поскольку действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления денежных средств и согласно списку детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, который формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. ФИО2 в указанный список включен. По состоянию на день вынесения решения судом в данном списке первым он не является. Однако, учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление истца наверх списка, что нарушит права других лиц.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданина РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности по списку детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда..

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение 30 дней.

Мотивированное решение будет изготовлено 29.04.2015г.

Судья Фаттахова Т.В.

2-512/2015 ~ М-411/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноярского района Самарской области
Иващенко О.С.
Ответчики
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области
Другие
Орган опеки и попечительства Администрации м.р. Красноярский
Правительство Самарской области
Министерство строительства Самарской области
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Фаттахова Т.В.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
06.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2015Передача материалов судье
11.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2015Подготовка дела (собеседование)
02.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2015Судебное заседание
29.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2015Дело оформлено
05.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее