УИД 28RS0008-01-2020-001035-08
Дело № 2-652\2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радашкевича А. Л. к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о признании права на социальную выплату и назначении ежемесячной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Радашкевич А.Л. обратился с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району (ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району) о признании за ним права на получение ежемесячной социальной выплаты (компенсации) по оплате электроэнергии в связи с проживанием в жилом помещении по адресу: <адрес> и возложении на ответчика обязанности назначения ежемесячной социальной выплаты (компенсации) по оплате электроэнергии в связи с проживанием в данном жилом помещении с даты подачи документов 10 июля 2020 года.
В обоснование исковых требований истец Радашкевич А.Л. указал, что он является инвалидом 2-й группы с 10 февраля 2020 года. 10 июля 2020 года он подал в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району заявление о назначении ежемесячной социальной выплаты (компенсации) за электроэнергию в связи с проживанием в жилом доме по адресу: <адрес>. Вместе с заявлением ответчику были переданы копии паспорта, справки МСЭ, технического паспорта, свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом, квитанции об оплате за электроэнергию за июнь 2020 года и домовой книги.
Решением ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району от 13 июля 2020 года <Номер обезличен> ему было отказано в назначении ежемесячной социальной выплаты со ссылкой на п. 2.7.1 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Амурской области от 06.11.2009 года № 503а). Считает указанное решение необоснованным и нарушающим его права. Из предоставленной ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району квитанции следует, что собственнику необходимо оплатить услуги за обращение с ТКО 5670,45 руб. Однако, у него, как у лица, имеющего право на льготы, никакой задолженности, тем более обязанности оплачивать услуги по обращению с ТКО нет. Фактически соответствующий договор собственником не заключался и услуги по обращению с ТКО никогда не оплачивались, никаких решений либо предписаний о наличии долга и его взысканию собственнику не направлялось. Считает, что фактическое сложившееся отношение собственника жилого помещения к услуге по обращению с ТКО и оплате за нее не может и не должно влиять на его права, предусмотренные Федеральным законодательством. Он также не может повлиять на позицию собственника по заключению либо не заключению договора и оплате за данную услугу. Само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В данной ситуации ответчиком также не учтено, что фактически ему должно компенсироваться 50 % затрат от 1/4 части общей суммы платежа за потребленную электроэнергию, поскольку в жилом доме зарегистрировано по месту жительства 4 человека. То есть предоставляемая льгота и компенсационная выплата вообще в денежном выражении не имеет никакого фактического отношения к собственнику жилья и иным лицам.
В судебном заседании истец Радашкевич А.Л. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске, из его объяснений следует, что его мать Радашкевич Г.И. - собственник жилого помещения по адресу: <адрес> принципиально не желает оплачивать услугу по обращению с ТКО, не желает заключать договор оказания услуг. У него нет материальной возможности оплатить имеющуюся задолженность за данную услугу самостоятельно, он получает пенсию по инвалидности в размере 15127 руб. ежемесячно, с февраля 2020 года снят с учёта в качестве индивидуального предпринимателя, работает по гражданско-правовому договору в компании «По закону» ООО «Флагман», оказывает юридические услуги, имеет нестабильный заработок, доказательства в обоснование материального положения представлять не намерен.
Представитель ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен. Из представленного отзыва на иск следует, что Радашкевич А.Л., проживающий по адресу: <адрес> обратился в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением о назначении ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории инвалидов 10 июля 2020 года, в котором указал сведения о лицах, совместно зарегистрированных с ним: мать ФИО3 (собственник жилого помещения по адресу: <адрес>), сын ФИО4, сын ФИО5
К заявлению от 10 июля 2020 года о назначении ЕСВ на оплату ЖКУ истцом были приложены: счет из филиала «Амурэнергосбыт», в котором произведен расчет размера платы по видам оказанных услуг: электроэнергия и обращение с ТКО, и кассовый чек, подтверждающий оплату лишь за электроэнергию. По информационному обмену управлением получена справка из филиала ПАО «Амурэнергосбыт» о начислениях по ЖКУ за период январь 2020 г. - июль 2020 г. Согласно указанной справке у собственника жилого помещения имеется задолженность по оплате услуги - обращению с ТКО в сумме 5670,45 руб.
На основании решения управления от 13.07.2020 г. <Номер обезличен> Радашкевичу A.JI. отказано в назначении ЕСВ на оплату ЖКУ в связи с наличием задолженности за жилищно- коммунальные услуги.
При принятии решения от 13.07.2020 г. <Номер обезличен> управление действовало в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядком назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 6 ноября 2009 г. № 503а.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч.5 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.3, 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ст. 31 ч. 3 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Мера социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Амурской области предоставляется в соответствии с Порядком назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 6 ноября 2009 г. № 503а.
Согласно п. 1.2 вышеуказанного Порядка назначения и выплаты ЕСВ на оплату ЖКУ, ЕСВ назначается и выплачивается на одно жилое помещение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Согласно подпункту 6 пункту 2.1. указанного Порядка, в перечень документов, прилагаемых к заявлению для получения ЕСВ на оплату ЖКУ входит документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или при наличии задолженности - соглашение по ее погашению.
Основаниями для отказа в назначении ЕСВ является, в том числе, представление документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка, не в полном объеме (п.2.7 Порядка).
Как установлено в судебном заседании, истец Радашкевич А.Л. является инвалидом второй группы, зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>.
Собственником данного жилого помещения является ФИО3, что подтверждено выпиской из ЕГРН.
10 июля 2020 года Радашкевич А.Л. обратился в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением о назначении ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории инвалидов.
В заявлении Радашкевич А.Л. указал следующих лиц, зарегистрированных совместно с ним по вышеуказанному адресу: ФИО3 (мать), ФИО4 (сын), ФИО5 (сын), всего состав семьи 4 человека.
К указанному заявлению заявителем были приложены документы: копия паспорта, копия справки МСЭ, копия технического паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом, счет-квитанция за июнь 2020 года по оплате за потребленную электроэнергию и твердые коммунальные отходы, кассовый чек об оплате электроэнергии.
Как следует из отзыва ответчика, в рамках информационного обмена управлением получена справка из филиала ПАО «Амурэнергосбыт» о начислениях по ЖКУ за период январь 2020 г. - июль 2020 г. Согласно указанной справке у собственника жилого помещения имеется задолженность по оплате услуги по обращению с ТКО в сумме 5670,45 руб.
Решением ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району от 13 июля 2020 года <Номер обезличен> Радашкевичу A.JI. отказано в назначении ежемесячной социальной выплаты на оплату ЖКУ в связи с наличием задолженности за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с п.2.7.1 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 6 ноября 2009 г. № 503а.
Доводы истца Радашкевича А.Л. об отсутствии у собственника жилого помещения ФИО3 обязанности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО суд отклоняет в связи со следующим.
Порядок заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО установлен в разделе I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
В соответствии п. 8(17) указанных Правил в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае необращения собственника жилого помещения в установленной форме с указанием всех необходимых реквизитов и представлением необходимых документов к региональному оператору с заявлением о заключении с ним договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответствующие услуги по обращению с ТКО оказываются на основании типового договора, опубликованного в средстве массовой информации.
Доводы истца Радашкевича А.Л. об отсутствии у него, как члена семьи собственника жилого помещения, обязанности по оплате услуги по обращению с ТКО противоречат закону, т.к. в силу приведенных выше положений ст. 31, 153, 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, при этом собственник, а также дееспособные члены его семьи исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги.
При рассмотрении доводов истца Радашкевича А.Л. об отсутствии у него материальной возможности оплатить имеющуюся задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 5670 руб. 45 коп., суд исходит из следующего.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 47 постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
В связи с изложенным, определением суда от 23 июля 2020 года истцу Радашкевичу А.Л. было предложено представить доказательства, подтверждающие: причины образования задолженности по оплате услуги за обращение с твердыми коммунальными отходами в сумме 5670 руб. 45 коп., период ее образования, принятые меры по погашению задолженности, в том числе, доказательства заключения соглашения о порядке погашения этой задолженности.
Указанные доказательства истцом не представлены.
Истец настаивает на том, что собственник жилого помещения ФИО3 по принципиальным соображениям не желает оплачивать услугу по обращению с ТКО.
Согласно объяснениям истца Радашкевича А.Л. в судебном заседании, его ежемесячный доход складывается из социальной пенсии по инвалидности в размере 15127 руб. и нестабильного заработка по гражданско-правовому договору об оказании юридических услуг в компании «По закону» ООО «Флагман», доказательства в обоснование материального положения представлять не намерен.
Из заявления истца о назначении социальной выплаты от 10 июля 2020 года следует, что на его иждивении имеется несовершеннолетний сын ФИО4, <Дата обезличена> года рождения.
При таких обстоятельствах, суд находит недоказанным наличие уважительных причин возникновения у собственника жилого помещения и дееспособных членов его семьи задолженности по оплате коммунальных услуг (за обращение с твердыми коммунальными отходами) в сумме 5670 руб. 45 коп., поэтому наличие данной задолженности явилось законным снованием для отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки.
Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых и фактических оснований для признании за истцом Радашкевичем А.Л. права на получение социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении на ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району обязанности по назначению ежемесячной социальной выплаты.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Радашкевича А. Л. к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о признании права на социальную выплату и назначении ежемесячной социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 17 августа 2020 года
Судья О.Б. Ворсина