2-5630/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Лепёшкиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте 21 декабря 2016 года гражданское дело по иску В.Ф. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
В.Ф. обратился с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере 3500 000 руб., причиненного незаконным уголовным преследованием.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Прокуратура Республики Коми и Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Коми.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель СУ СК России по Республике Коми просил в иске отказать на основании доводов, изложенных в письменных возражениях.
Представитель Прокуратуры Республики Коми полагала сумму компенсации морального вреда завышенной.
Представитель ответчика просил рассмотреть дело без его участия, в письменном отзыве на иск выразил несогласие с требованиями в части заявленной суммы.
Заслушав объяснения истца и представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, а также материалы уголовного дела №...., суд приходит к следующему.
Установлено, что 18.04.2016г. старшим следователем следственного отдела по г.Ухта СУ СК России по Республике Коми в отношении В.Ф. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.138.1 УК РФ по факту незаконного приобретения специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации.
04.05.2016г. и 22.07.2016г. по делу назначались экспертизы специальных технических средств.
06.05.2016г. В.Ф. был допрошен в качестве подозреваемого, 11.06.2016г. произведен обыск в его квартире.
18.10.2016г. на основании постановления следователя уголовное дело и уголовное преследование в отношении В.Ф. прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. За В.Ф. признано право на реабилитацию.
В соответствии со ст.133 Уголовно-процессуального кодекса РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию имеют, в числе прочих, подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2,3,5 и 6 части 1 статьи 24 УПК РФ.
В силу ч.2 ст.136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п.1 ст.1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст.1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в том числе, в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Обстоятельства незаконного уголовного преследования В.Ф. по преступлению, предусмотренному ст.138.1 УК РФ, подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, требования В.Ф. о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.
Согласно п.2 ст.1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Применительно к рассматриваемому делу, причинение морального вреда предполагается, в то же время на истца возлагается бремя доказывания заявленного размера компенсации морального вреда.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, в том числе, длительность уголовного преследования, в течение которого В.Ф. неправомерно находился в статусе подозреваемого (6 месяцев), основание, повлекшее прекращение уголовного дела, категорию и тяжесть вменяемого преступления, и, учитывая, что в ходе расследования дела обвинение ему не предъявлялось и мера пресечения не избиралась, а следственные действия проводились в целях установления наличия или отсутствия состава преступления и являлись необходимыми для принятия решения, при этом привычный образ жизни В.Ф. не претерпел значительных изменений, суд приходит к выводу о том, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда явно завышен.
Поскольку незаконное уголовное преследование В.Ф. привело к нарушению его личных неимущественных благ, охраняемых законом и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и он испытал беспокойство и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий при обвинении в совершении противоправного деяния, учитывая его индивидуальные особенности личности, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что соразмерной характеру и объему нравственных страданий истца является компенсация в размере 30000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу В.Ф. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 22.12.2016г.
Председательствующий О.Л. Саенко