Дело N 12-183/2019
УИД: 26RS0023-01-2019-002417-48
Р Е Ш Е Н И Е
23 июля 2019 года город Минеральные Воды.
Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Залугин С.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' по доверенности Нюппа С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды жалобу ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' на постановление N 19-Ф/1-194/3 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. от 16 мая 2019 года по делу об административном правонарушении по статье 7.6 КоАП РФ, в отношении: юридического лица - ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'', ИНН .............. ОГРН .............., юридический адрес: ..............
У С А Н О В И Л:
Постановлением N 19-Ф/1-194/3 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. от 16 мая 2019 года юридическое лицо - ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе представитель ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' просит отменить состоявшееся по делу постановление с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' по доверенности Нюппа С.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, ссылаясь на недоказанность вины юридического лица в совершении административного правонарушения, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Просил отменить состоявшиеся по делу постановление N 19-Ф/1-194/3 от 16 мая 2019 года с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителя юридического лица ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' по доверенности Нюппа С.А., полагаю, что имеются основания для отмены постановления административного органа по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Данное правонарушение входит в главу 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области охраны собственности", целью которой является защита прав собственников, владельцев, водопользователей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует деяние (действие либо бездействие), которое выражается в превышение объемов забираемой воды, изменении места сброса сточных вод и несоблюдение иных условий водопользования, указанных в документах, на основании которых возникает право пользования водным объектом и его частью (договор, решение), нарушающих права собственников, владельцев и других водопользователей.
Пунктами 4, 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса (часть 1 статьи 9 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19 статьи 1 Водного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.06 N 844 "О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование" установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
Подпунктом "б" пункта 2 названных Правил установлено, что в соответствии с ВК РФ на основании решений водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Частью 2 статьи 55 ВК РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в марте 2019 года по имеющимся признакам административного правонарушения Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' было возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ. В рамках данного административного расследования установлено следующее.
05 марта 2019 года с привлечением аккредитованной лаборатории произведен отбор проб сточных вод. По результатам проведенных лабораторных исследований установлено превышение в сбросе по сравнению с ПДК рыбохозяйственных водоемов по сульфат-иону в 5,1 раза, по сухому остатку - в 1,6 раза, сульфат-ион 500,0 мг/дм3, сухой остаток - 1600 мг/дм3.
В рамках направления соответствующих запросов установлено, что ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' имеет решение на право пользования водным объектом (далее - решение на право пользования водным объектом) N 26-07.01.00.003-Р-РСБХ-С-2015-01376/00 от 27.01.2015 (срок действия до 27.01.2020 года), цель использования водного объекта – сброс сточных, в том числе дренажных вод, осуществление сброса сточных вод на р. Кума (город Минеральные Воды, на 659,4 км. от устья).
В соответствии с пунктом 1.1 решения на право пользования. водным объектом - осуществление сброса сточных, в том числе дренажных, вод с использованием следующих водоотводящих сооружений:
- водосточно-дренажная система летной полосы аэропорта, состоящая коллекторов, дрен, перепускных труб, колодцев;
- канализация дождевая самотечная с территории перрона на очистные сооружения, сеть запроектирована их железобетонных безнапорных труб диаметром 1200 мм и чугунных напорных труб диаметром 150 мм, обустроены смотровые колодцы;
- ''очистные сооружения дождевого стока'' (ЛОС), в состав которых входят: распределительные камеры, аккумулирующие емкости, комплектные очистные сооружения, площадка для подсушивания осадка, резервуар для I очищенных сточных вод;
- самотечный коллектор, выполненный, на протяжении 1200 м в железобетонной трубе диаметром 1200 мм и на протяжении 70 м - в земляном;
- концевая часть коллектора.
В соответствии с пунктом 13 решения на право пользования водным объектом: максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах не должно превышать следующих значений показателей:
Без утвержденных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в пределах предельно-допустимых концентраций для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение второй категории: сухой остаток 1000 мг/дм3; хлориды 300 мг/дм3; сульфаты 100 мг/дм3; взвешенные вещества 142,25 мг/дм3; ион-аммония 0,5 мг/дм3; нитриты 0,08 мг/дм3; нитраты 40 мг/дм3; фосфаты 0,2 мг/дм3; БПК полн. 3 мг/дм3; нефть и нефтепродукты 0,05 мг/дм3.
Также, согласно пункта 13 решения на право пользования водным, объектом - показатели качества сточных, в том числе дренажных, вод определяются инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений 11 аккредитованной лаборатории. Пунктом 3.5 раздела 5 ''Сведения о водном объекте'' определено следующее: перечень гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, обеспечивающих возможность использования водного объекта или его части для нужд Водопользователя: самотечный коллектор, выполненный на протяжении 1200 м в железобетонной трубе диаметром 1200 мм и на протяжении 70 м - в земляном русле.
Пунктом 2.3 ''Условия использования водного объекта или его части'' раздела 2 ''Цель, виды и условия использования водного объекта или его части'' установлено следующее: использование водного объекта, указанного в пункте 3.1 решения на право пользования водным объектом, может производиться Водопользователем (ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'') при выполнении, в том числе следующих условий:
- недопущения нарушения прав- других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среды;
- исключении отрицательного воздействия сточных, в том числе дренажных, вод на среду обитания водных биоресурсов;
- максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах не должно превышать следующих значений показателей:
Без утвержденных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в пределах предельно-допустимых концентраций для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение второй категории: сухой остаток 1000 мг/дм3; хлориды 300 мг/дм3; сульфаты 100 мг/дм3; взвешенные вещества 142,25 мг/дм3; ион - аммония 0,5 мг/дм3; нитриты 0,08 мг/дм3; нитраты 40 мг/дм3; фосфаты 0,2 мг/дм3; ВПК полн. 3 мг/дм3;. нефть и нефтепродукты 0,05 мг/дм3.
Согласно представленным сведениям ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' в рамках рассмотрения направленных определений об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, установлено следующее:
- согласно протоколу испытаний (измерений) проб воды N 13 В от 04.03.2019 года имеются превышения по показателям: сульфат-ион 240 мг/дм3; ион-аммония 0,14 мг/дм3;
- согласно протоколу испытаний (измерений) проб воды N 14 В от 11.03.2019 года имеются превышения по показателям: сульфат-ион 240 мг/дм3; ион-аммония 0,12 мг/дм3;
- согласно протоколу испытаний (измерений) проб воды N 32 В от 15.04.2019 года имеются превышения по показателям: сульфат-ион 420 мг/дм3; ион-аммония 0,11 мг/дм3.
В связи с чем, должностное лицо Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу усмотрело в действиях ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' нарушения требований пункта 13 решения на право пользования водным объектом, статьи 55 Водного кодекса РФ, статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По итогам проверки старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. 08 мая 2019 года в отношении ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' составлен протокол об административном правонарушении и 16 мая 2019 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 КоАП РФ.
Однако с таким выводом должностного лица административного органа согласиться нельзя.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела об административном правонарушении, в марте 2019 года Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, то есть за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. N 19-/Ф/1-14/10 от 22 марта 2019 года производство по делу об административном правонарушении по признакам ответственности, предусмотренным часть 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из указанного постановления следует, что ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных, вод из очистных сооружений в реку Кума через коллектор, проходящий от очистных сооружений N 2 до реки Кума через поселок Анджиевский Минераловодского района. Указанный коллектор является бесхозяйным. В данный коллектор сбрасываются воды от действующих производств (3 предприятия), а также ливневые стоки с улиц поселка Анджиевский, коллектор проходит по территории частных домов под существующими строениями и сооружениями, на участках муниципальной собственности коллектор зажат в плотной сети существующих инженерных сетей. ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' осуществляет замеры концентраций вредных веществ в контрольных колодцах очистных сооружений.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ш.О.Ф.., дал пояснения о том, что он работает в должности начальника отдела лабораторно-аналитического контроля и анализа Испытательной лаборатории филиала ФГБУ ''ЦЛАТИ по ЮФО'' ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам. Между ФГБУ ''ЦЛАТИ по ЮФО'' ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам и ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' заключен договор N 8АС/20-191 от 18.01.2019 на отбор и измерение концентраций вредных веществ в сточных, в том числе дренажных, водах из очистных сооружений в реку Кума. Отбор сточных вод производится ежемесячно с трех очистных сооружений на входе в отводной коллектор. По результатам отбора производятся испытания (измерения) проб сточных вод. После чего составляется протокол испытаний (измерений) проб воды.
В результате проводимых измерений нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ всегда находятся в пределах предельно-допустимых концентраций для водных объектов, установленных решением на право пользования водным объектом N 26-07.01.00.003-Р-РСБХ-С-2015-01376/00 от 27.01.2015. В марте и апреле 2019 года Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу привлек его в качестве специалиста при проведении проверки в отношении ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' по соблюдению требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В указанный период времени, им производились отборы проб сточных вод на выходе из коллектора, через который ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных, вод из очистных сооружений. В результате проведенных испытаний (измерений) проб воды 04.03.2019 были установлены превышения по показателям: сульфат-ион 240 мг/дм3; ион-аммония 0,14 мг/дм3; 11.03.2019 превышения по показателям: сульфат-ион 240 мг/дм3; ион-аммония 0,12 мг/дм3; 15.04.2019 превышения по показателям: сульфат-ион 420 мг/дм3; ион-аммония 0,11 мг/дм3. Указанные превышения являются вторичным загрязнением сточных вод, поскольку ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' осуществляет сброс сточных из очистных сооружений в соответствии с допустимыми нормами загрязняющих веществ, в том числе и по сульфат-ион, и по ион-аммония. Между тем, сток воды происходит по коллектору протяженностью около 2 км, в который сбрасываются воды от действующих производств, в том числе Элеватор, а также ливневые стоки с улиц поселка Анджиевский, коллектор проходит по территории частных. В результате чего наличие загрязняющих веществ, в том числе и по сульфат-ион, и по ион-аммония увеличивается за счет других сбросов сточных вод.
При таких обстоятельствах убедительных доказательств того, что именно ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' производит сброс вредных веществ в сточных, в том числе дренажных, водах из очистных сооружений в реку Кума с превышением по показателям сульфат-ион и ион-аммония в материалах дела не имеется, а представленные протоколы испытаний (измерений) проб воды от 04.03.2019 с превышением по показателям: сульфат-ион 240 мг/дм3; ион-аммония 0,14 мг/дм3; от 11.03.2019 с превышением по показателям: сульфат-ион 240 мг/дм3; ион-аммония 0,12 мг/дм3; от 15.04.2019 с превышением по показателям: сульфат-ион 420 мг/дм3; ион-аммония 0,11 мг/дм3 для установления события и состава административного правонарушения недостаточно, поскольку в коллектор сбрасываются воды от действующих производств (3 предприятия), а также ливневые стоки с улиц поселка Анджиевский, коллектор проходит по территории частных домов под существующими строениями и сооружениями, на участках муниципальной собственности.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное постановление N 19-Ф/1-194/3 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. от 16 мая 2019 года по делу об административном правонарушении по статье 7.6 КоАП РФ, в отношении ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' удовлетворить. Постановление N 19-Ф/1-194/3 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Макаровой А.П. от 16 мая 2019 года по делу об административном правонарушении по статье 7.6 КоАП РФ, в отношении: юридического лица - ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО ''Международный аэропорт Минеральные Воды'' прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.