Дело №2-880/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2014 года г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Цэдашиева Б.Г., с участием помощника Северобайкальского межрайонного прокурора Бочаровой Е.Н., при секретаре Улищенко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Северобайкальского межрайонного прокурора РБ в интересах Поляковой Э.О., Чепурко И.В. к МКУ «Управление образования муниципального образования «Северо-Байкальский район», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» о понуждении произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученную часть заработной платы,
установил:
Северобайкальский межрайонный прокурор РБ обратился в суд в интересах Поляковой Э.О., Чепурко И.В. с вышеуказанными исковыми требованиями, в обоснование которого указывает следующее. Северобайкальской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка по обращению работников МБОУ «СОШ №36» о нарушении их трудовых прав. В ходе проверки установлено, что Полякова Э.О., Чепурко И.В. приняты на работы на должности <данные изъяты> МБОУ «СОШ №36» в пос.Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия. Федеральным законом РФ от 19.06.2000 года №82, с 01.01.2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5 554 руб. Северобайкальский район является местностью, приравненным к районам Крайнего Севера, следовательно заработная плата работников должна равняться этой сумме без учета районного коэффициента и северной надбавки. С учетом районного коэффициента и северной надбавки 5 554 руб. х 70% + 5 554 руб. х 50% = 6664,80 руб. Заработная плата Поляковой и Чепурко по ставке <данные изъяты> за май 2014 года без учета районного коэффициента и северной надбавки с учетом стимулирующих выплат составила 3 324 руб., тем самым разница между заработной платой и МРОТ составила 2 230 руб. С учетом районного коэффициента и северной надбавки – 2 676 руб. Общая сумма задолженности составила 4 906 руб. (2 230 руб. + 2 676 руб.). В связи с указанным, просит обязать ответчиков произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученную часть Поляковой Э.О., Чепурко И.В. за май 2014 года по 4 906 руб. каждой.
В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного прокурора РБ по доверенности Бочарова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в исках.
Истцы Полякова Э.О., Чепурко И.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков МКУ «Управление образования» МО «Северо-Байкальский район», МБОУ «СОШ №36» по доверенности Аникина Т.В. против удовлетворения иска не возражала, однако полагала представленный расчет неверным. Также просила в отношении исковых требований к МБОУ «СОШ №36» отказать, так как школа не является работодателем работников.
Суд, учитывая мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Полякова Э.О., Чепурко И.В. приняты на работы на должности <данные изъяты> МБОУ «СОШ №36» в пос.Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия. Согласно условиям оплаты труда работников, размер должностного оклада составляет 2 427 руб. в месяц, надбавка к окладу: вредность 12%, премия 25%. Заработная плата Поляковой и Чепурко согласно расчетным листкам, предоставленным в ходе прокурорской проверки по ставке уборщика служебных помещений (1,0) за май 2014 года составила без учета районного коэффициента и северной надбавки с учетом стимулирующих выплат 3 324, 99 руб. в месяц.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату (оплата труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В указанной норме, также указывается: тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» №82 от 19.06.2000 г. с 1 января 2014 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 554 руб. в месяц.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" - Северо-Байкальский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, из указанных норм закона (ст.ст.129,133 ТК РФ) и Конституции РФ не следует, что в установленный минимальный размер оплаты труда должны включаться компенсационные выплаты за работу в неблагоприятных климатических условиях, поскольку понятия заработной платы, включающей в себя компенсационные выплаты, данное в ст.129 ТК РФ и понятие минимальной оплаты труда (ст.133 ТК РФ) различаются между собой и используются в разных целях.
Общее понятие заработной платы работника (ст.129 ТК РФ), позволяющее определить состав заработной платы и предусматривающее включение в её состав всех получаемых работником стимулирующих и компенсационных выплаты, не означает, что законодатель включает в состав минимального размера оплаты труда, используемого в целях установления гарантируемого минимума денежных средств, выплачиваемых за труд компенсационные выплаты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из положений ст.313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными правовыми актами.
Согласно ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 ТК РФ установлен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового Кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст.317 ТК РФ).
Согласно положениям ст.148 ТК РФ и главы 50 ТК РФ, работа в районах с неблагоприятными климатическими условиями оплачивается в повышенном размере путем установления для работников районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В судебном заседании установлено, что расчет и формирование бюджета системы образования района, распределение денежных и материально-технических средств по муниципальным образовательным учреждениям осуществляется муниципальным образованием самостоятельно. Трудовой договор с работниками Поляковой и Чепурко заключил МКУ Управление образования «МО Северо-Байкальский район», и, следовательно, МКУ Управление образования «МО Северо-Байкальский район» является работодателем.
Разрешая требования истца в части произвести перерасчет и выплату недополученной части заработной платы Поляковой и Чепурко за май 2014 года, суд исходит из следующего.
Согласно представленного расчетного листка за указанные месяцы следует, что оклад работников Поляковой и Чепурко составляет 2 427 руб. в месяц, доплата за вредность 12% (291,24 руб.), премия 25% (606,75 руб.), что без учета районного коэффициента 1,7 и северной надбавки 50% составляет 3 324 руб. 99 коп.
Учитывая, что федеральным законом на момент подачи иска установлен МРОТ 5 554 руб., разница между заработной платой работников Поляковой и Чепурко и МРОТ составляет 2 229 руб. 01 коп. в месяц (5554 руб. – 3 324, 99 руб.).
С учетом районного коэффициента и северной надбавки 2 229 руб. 01 коп. х 70% + 2 229 руб. 01 коп. х 50% = 2 674,81 руб.
Итого, 4 903, 82 руб. в месяц (2 229 руб. 01 коп. + 2 674,81 руб.).
Таким образом, общая сумма недополученной заработной платы работников Поляковой и Чепурко за май 2014 года составляет по 4 903, 82 руб. (соблюдение законодательства о налогах и сборах и удержания подоходного налога с взысканной судом суммы лежит на работодателе).
В соответствии со ст. 393 ТК РФ работник при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты пошлины судебных расходов.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи, с чем подлежит взысканию с ответчика МКУ Управление образования «МО Северо-Байкальский район» госпошлина в муниципальный бюджет в сумме 400 руб. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Северобайкальского межрайонного прокурора РБ в интересах Поляковой Э.О., Чепурко И.В. удовлетворить частично.
Обязать МКУ Управление образования «МО Северо-Байкальский район» произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученную часть Поляковой Э.О. за май 2014 года 4 903 (четыре тысячи девятьсот три) руб. 82 коп. с соблюдением законодательства о налогах и сборах и удержания подоходного налога.
Обязать МКУ Управление образования «МО Северо-Байкальский район» произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученную часть Чепурко И.В. за май 2014 года 4 903 (четыре тысячи девятьсот три) руб. 82 коп. с соблюдением законодательства о налогах и сборах и удержания подоходного налога.
Взыскать с МКУ Управление образования «МО Северо-Байкальский район» госпошлину в муниципальный бюджет в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.07.2014 г.
Судья Б.Г. Цэдашиев