Дело № 10RS0011-01-2021-011542-28 (2а-4889/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2021 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Тарабрина Н.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску к Маньшевой Нине Алексеевне о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик, являясь с 16.09.2013 по 02.02.2015 индивидуальным предпринимателем, своевременно не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2014, 2015 гг., в связи с чем образовалась задолженность. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность: по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 344,17 руб., начисленным на недоимку по взносам за 2014 год за период с 03.03.2015 по 25.02.2016, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 40,57 руб., начисленным на недоимку по взносам за 2015 год за период с 03.03.2015 по 23.04.2016.
Определением от 17.06.2021 судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, материалы дела №СП2а-4628/2020-8, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу п.3.4 ст.23 Налогового кодекса РФ плательщик и страховых взносов обязаны уплачивать установленные страховые взносы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, а также индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Маньшева Н.А. с 16.09.2013 по 02.02.2015 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
В установленный законом срок Маньшева Н.А. не произвела уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2014,2015 гг.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 закона).
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. По смыслу ч. 8 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страховых взносов определяется на основании сведений налогового органа о доходах плательщика страховых взносов.
Обязанность плательщиков страховых взносов по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислению) страховых взносов также установлена п. 1 ч. 2 ст. 28 указанного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
За 2014 год административному ответчику надлежало уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 3399,05 рублей, на обязательное пенсионное страхование в размере 17328,48 руб.
Административный ответчик своевременно и в полном объеме обязанность по уплате взносов не исполнил.
В адрес административного ответчика Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске было направлено требование об уплате обязательных платежей №00900140016766 от 26.02.2015 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год в сумме 3399,05 рублей, на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 17328,48 руб., а также начисленных на указанные суммы пеней.
Требование административным ответчиком исполнено не было.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для взыскания задолженности в судебном порядке, в результате чего 15.06.2015 мировым судьей судебного участка № 6 г.Петрозаводска, временно исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №8 г.Петрозаводска был вынесен судебный приказ №2-1175/2015-8.
Требованием Управления Пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске (межрайонное) РК №00900140017666 от 04.03.2015 Маньшевой Н.А. предложено было в срок до 24.03.2015 уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. в сумме 1661,68 руб. и пени в размере 35,45 руб., а также на обязательное медицинское страхование за 2015 год в сумме 325,94 руб. и пени в размере 06,95 руб.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для взыскания задолженности в судебном порядке, в результате чего 13.07.2015 мировым судьей судебного участка № 7 г. Петрозаводска был вынесен судебный приказ №2-2179/2015-7.
Указанные суммы задолженности по страховым взносам за 2014 год оплачены налогоплательщиком – 25.02.2016, а задолженность по страховым взносам за 2015 год погашена административным ответчиком – 22.04.2016.
В связи с ненадлежащим исполнением Маньшевой Н.А. обязанности по уплате страховых взносов за 2014,2015 гг. налоговым органом в ее адрес было направлено требование №77019 от 04.04.2017, которым ей в срок до 25.04.2017 было предложено оплатить задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1642,23 руб., а также по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 384,74 руб.
Требование налогового органа в полном объеме не исполнено. В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по страховым взносам по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 384,74 руб.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя срок обращения с требованиями о взыскании обязательных платежей, суд отмечает, что проверке подлежит как срок на обращение с административным исковым заявлением, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, так и срок на подачу заявления о взыскании, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ.
В данном случае, учитывая, что сумма задолженности в требовании №77019 от 04.04.2017 не превысила 3000 рублей, срок исполнения которого истек 25.04.2017, налоговый орган должен был обратиться в суд за взысканием указанной задолженности до 25.10.2020.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по обязательным платежам с Маньшевой Н.А., налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 8 г.Петрозаводска - 09.12.2020, т.е. с пропуском установленного законодательством срока.
16.12.2020 мировым судьей судебного участка № 8 г.Петрозаводска Республики Карелия был вынесен судебный приказ, который впоследствии был отменен по заявлению должника - 29.12.2020, настоящий административный иск подан 17.06.2021.
Само по себе соблюдение административным истцом срока, предусмотренного п.2 ст.48 НК РФ не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку совокупность процессуальных сроков обращения за принудительным взысканием, предусмотренная ст.48 НК РФ не соблюдена.
В связи с чем, право на такое взыскание налоговым органом утрачено и взыскание задолженности по налогу является неправомерным.
Уважительные причины пропуска срока отсутствуют. Суд полагает, что истец имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, в удовлетворении иска о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам, пени и штрафам следует отказать в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
По ходатайству заинтересованного лица решения может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.
Судья Н.Н. Тарабрина