Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-835/2015 ~ М-541/2015 от 12.03.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2015 года                                                                        город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи     Хетагуровой М.Э.

при секретаре судебного заседания                                Пилипенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стефанова Г.В., Стефановой Е.З. к Администрации города Ессентуки о признании незаконным постановления Администрации города Ессентуки *** от ***, возложении обязанности,     

УСТАНОВИЛ:

Стефанов Г.В., Стефанова Е.З. обратились в суд с иском к Администрации города Ессентуки о признании незаконным постановления Администрации города Ессентуки *** от *** в части п.1.6 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Стефанова Г.В. с составом семьи *** человека (он, супруга -Стефанова Е.З., дочь - Стефанова В.Г., сын - Стефанов В.Г.), возложении обязанности восстановить семью Стефанова Г.В. в составе *** человек в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.      

В обоснование заявленных требований истцами указано следующее.

Постановлением Администрации города Ессентуки Ставропольского края от *** *** Стефанов Г.В. с составом семьи *** человека (он, супруга - Стефанова Е.З., дочь - Стефанова В.Г., сын -Стефанов В.Г.) были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» (очередь в общем списке на получение жилья № ***

В *** на личном приеме у заведующей жилищным отделом администрации города Ессентуки Т.А. Бондаренко истцам стало известно, что их семья снята с учета, и он исключен из очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

*** полномочным представителем Стефанова Г.В., Стефановой Е.З. по доверенности ИА. Решетовым в приемную Администрации города Ессентуки Ставропольского края было подано заявление с просьбой письменно предоставить информацию, касающуюся досрочного снятия с очереди по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Из ответа Администрации города Ессентуки № *** от *** следует, что постановлением Администрации города Ессентуки от *** *** семья Стефанова Г.В. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Постановление администрации города Ессентуки *** от *** вынесенное со ссылкой на пункт 2 статьи 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является незаконным в силу следующих основании.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Основания признания семьи Стефанова Г.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. № 575 и были рассмотрены администрацией г. Ессентуки при принятии семьи Стефанова Г.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Постановлением от 21.05.2012 № 930 и с указанной даты не изменялись.

Требования к решению о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:такое решение должно быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцатирабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений; решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи; решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдается или направляется гражданам, в отношении которых принято такое решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений.

В нарушение указанных требований оспариваемое Постановление администрации города Ессентуки *** от *** не содержит указания на то, по результатам выявления каких обстоятельств и в какой срок оно было вынесено; утрата каких ранее установленных оснований, дававших право семье Стефанова Г.В. на получение жилого помещения по договору социального найма, была выявлена Администрацией г.Ессентуки. Кроме того, оспариваемое Постановление семье Стефановых не направлялось.

Постановление администрации города Ессентуки от *** *** «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи Стефанова Г.В. является незаконным и нарушает право семьи Стефановых на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Истцы Стефанов Г.В., Стефанова Е.З. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истцов Стефанова Г.В., Стефановой Е.З. по доверенности Чопозов Г.П. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, а также пояснил, что *** Стефановы получили письмо из Администрации города Ессентуки, датированное ***, о необходимости прибыть в администрацию г. Ессентуки ***. В этот же день Стефанов Г.В. пришел в администрацию г. Ессентуки, предоставил сертификат на материнский капитал и копию сберегательной книжки, в которой на тот момент были указаны суммы без последней записи от *** на сумму *** рублей, которую они положили на счет после собеседования в Администрации. Когда истцы положили на счет *** рублей, у них получилось *** рублей и плюс материнский капитал на сумму *** рублей с учетом индексации, поэтому они не сомневались, что сохраняют свою очередь, поскольку сумма была достаточной для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Больше от них ничего не требовали. Писем о снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях истцы не получали. *** полномочным представителем Стефанова Г.В., Стефановой Е.З. по доверенности И.А. Решетовым в приемную Администрации города Ессентуки Ставропольского края было подано заявление с просьбой письменно предоставить информацию, касающуюся досрочного снятия с очереди по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Из ответа Администрации города Ессентуки № *** от *** следует, что постановлением Администрации города Ессентуки от *** *** семья Стефанова Г.В. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, однако сами основания снятия с учета указаны не были. Об основаниях снятия с учета, они узнали только в судебном заседании, из пояснений представителя Администрации города Ессентуки. Ю.З. членом семьи Стефанова Г.В. не является, молодая семья истцов и семья Ю.З. ведут отдельное хозяйство, не имеют общего бюджета, общих затрат и расходов на проживание.

На основании изложенного, просил суд признать незаконным постановление Администрации *** *** от *** в части п.1.6 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Стефанова Г.В. с составом семьи 4 человека (он, супруга -Стефанова Е.З., дочь - Стефанова В.Г., сын - Стефанов В.Г.), обязать Администрацию города Ессентуки восстановить Стефанова Г.В. с семьей в составе 4 человек в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.      

Представитель истцов Стефанова Г.В., Стефановой Е.З. по доверенности Решетов И.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, а также представителем Чопозовым Г.П.

Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности Монастырная В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Стефановым Г.В., Стефановой Е.З. исковых требований, пояснив, что в соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Истцами не заявлено ходатайств о восстановлении пропущенного срока, и документально не доказана уважительность причин пропуска срока подачи заявления.

Указанные обстоятельства стали известны заявителю с момента получения уведомления администрации от ***. о снятии молодой семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и исключении из списков молодых семей, имеющих право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. При этом, уведомления о вручении указанного письма в Администрации г. Ессентуки не имеется, поскольку все письма отправляются простой корреспонденцией.

Администрация города Ессентуки, в соответствии с п. 25 постановления Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» довела до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в 2014 году, утвержденный список и решение министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по вопросу о включении их в указанные списки. Молодая семья Стефанова Г.В. в составе семьи *** человека (он, супруга - Стефанова Е.З., ***., дочь - Стефанова В.Г., *** г.р., сын - Стефанов В.Г., *** г.р.) утратили основания, дающие им право на получение социальной выплаты, в связи с тем, что с учетом положений ст. 31, п. 2 ст. 51 ЖК РФ у заявителя произошли изменения в учетных данных, хотя в поданной расписке указано, что изменений нет, в связи с чем, общая суммарная площадь жилых помещений принадлежащих собственникам и членам их семьи превышает учетную норму общей площади жилых помещений, исходя из которой определяется обеспеченность граждан учетной нормой общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в целях определения уровня обеспеченности граждан при принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В квартире, расположенной по адресу: ***, площадью *** кв.м, были зарегистрированы *** человек. Затем сестра Стефановой Е.З. купила себе квартиру по адресу: ***, площадью *** кв.м. В данном случае суммируется *** кв.м (квартира родителей) + *** кв.м (квартира сестры), что составляет более *** кв.м на человека. Все лица, зарегистрированные по адресу: *** являются членами одной семьи, поскольку они все зарегистрированы по одному адресу.

Кроме того, молодой семьей не выполнено еще одно из основных условий, а именно не подтверждены достаточные доходы молодой семьи, необходимые для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

По состоянию на *** в администрацию города Ессентуки была представлена копия сберегательной книги с наличием денежных средств в размере ***, о чем имеется документальное подтверждение в виде копии сберегательной книги со штампом Администрации города с указанием даты *** года, подписанное специалистом Ерковой и заявителем Стефановым.

Кроме того, был произведен расчет, позволяющий принять заключение о признании (об отказе в признании) молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (займ), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты согласно приложению к порядку и условиям признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие приобрести жилье в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2013-2015 годы» краевой целевой программы «жилище» в Ставропольском крае на 2013-2015 годы.

На основании результата расчета средней стоимости жилья, молодая семья Стефанова Г. не признана молодой семьей, имеющей денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Стефановым Г.В., Стефановой Е.З. исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если нарушены права и свободы гражданина.

Как следует из Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с разделом II подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", основной ее целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

В рамках программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы разработаны Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ***, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после *** по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Главы города Ессентуки *** от ***, Стефанов Г.В., *** года рождения, с составом семьи 4 человека (он, супруга -Стефанова Е.З., *** года рождения, дочь - Стефанова В.Г., *** года рождения, сын - Стефанов В.Г., *** года рождения), приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

*** решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации города Ессентуки принято решение исключить из списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты Стефанова Г.В. с составом семьи *** человека (он, супруга -Стефанова Е.З., *** года рождения, дочь - Стефанова В.Г., *** года рождения, сын - Стефанов В.Г., *** года рождения), поскольку они утратили основания, дающие им право на получение социальной выплаты, в связи с чем, что с учетом положений ст.31, п.2 ст.51 ЖК РФ у Стефанова Г.В. произошли изменения в учетных данных, хотя в поданной расписке указано, что изменений нет, общая суммарная площадь жилых помещений принадлежащих собственникам и членам их семьи превышает учетную норму общей площади жилых помещений, исходя из которой определяется обеспеченность граждан учетной нормой общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в целях определения уровня обеспеченности граждан при принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, молодой семьей не выполнено еще одно из основных условий, а именно не подтверждены достаточные доходы молодой семьи, необходимые для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.      

Постановлением Администрации города Ессентуки *** от *** года, Стефанов Г.В. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.2 ст.56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.      

Как следует из обстоятельств дела, при решении вопроса о снятии Стефанова Г.В. с семьей в составе *** человек с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, Администрация города Ессентуки при определении уровня обеспеченности истцов общей площадью жилого помещения исходила из суммарной общей площади жилых помещений, в том числе, принадлежащих на праве собственности сестре истца Стефановой Е.З. - Ю.З. (квартира площадью *** кв.м, по адресу: ***).

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; либо являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Таким образом, для признания лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом, содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).

Как следует из представленных материалов, Стефанов Г..В., Стефанова Е.З., *** года рождения, Стефанова В.Г., *** года рождения, Стефанов В.Г., *** года рождения, проживают по адресу: ***. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности К.О.З. -*** доли, М.А. - *** доли, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** от *** года. Общая площадь квартиры составляет *** кв.м, жилая *** кв.м.

Из домовой книги следует, что по указанному адресу зарегистрированы: К.О.З., Ю.З., Е.З., В.Г., Г.В., А.Д., М.А., В.Г., Д.И., Л.А.

Поскольку, зарегистрировав брак, Стефанов Г.В. и Стефанова Е.З. создали отдельную семью, они не могут являться членами другой семьи, а, в частности, членами семьи сестры одного из супругов. При определении уровня обеспеченности жилой площадью молодой семьи недопустимо исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, не являющимся членами этой молодой семьи.

Более того, молодая семья истцов и семья сестры истца Стефановой Е.З. - Ю.З. ведут отдельное хозяйство, не имеют общего бюджета, общих затрат и расходов на проживание, следовательно, в силу ст. 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы не являются членами семьи Ю.З.

Каких-либо оснований полагать, что Стефанов Г.В. со своей семьей являются членами семьи Ю.З. у Администрации города Ессентуки не имелось, сестра Стефановой Е.З. - Ю.З. с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещений, совместно с истцами в Администрацию города Ессентуки не обращалась; из установленных судом обстоятельств нельзя прийти к выводу о том, что истцы в соответствии с законом приобрели право бессрочного пользования квартирой, принадлежащей на праве собственности Ю.З., или могут иметь притязания по поводу такого права.

Таким образом, при определении уровня жилищной обеспеченности Стефанова Г.В. и его семьи, подлежала учету только общая площадь квартиры, расположенной по адресу: ***, которая не превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека.

Кроме того, основанием для снятия Стефанова Г.В. с семьей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении послужило то, что молодой семьей не подтверждены достаточные доходы, необходимые для расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Как пояснил представитель истцов в судебном заседании, *** при обнаружении специалистом Администрации г. Ессентуки факта отсутствия достаточных доходов молодой семьи, необходимых для расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, Стефанов Г.В. в этот же день положил на счет необходимую сумму.

Таким образом, на момент заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Ессентуки ***, у семьи Стефановых имелись достаточные доходы, необходимые для расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Более того, согласно справке ОАО Сбербанк России от ***, доход Стефановой Е.З. позволяет оплатить ссудную задолженность в сумме *** сроком на *** месяцев.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истцы не утратили основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, молодая семья Стефанова Г.В. отвечает всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в том числе и по критериям нуждаемости в улучшении жилищных условий, наличия достаточных доходов, необходимых для расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для снятия истцов с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имелось, в связи с чем, заявленные требования о признании незаконным постановления Администрации города Ессентуки *** от *** о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Стефанова Г.В. с составом семьи *** человека (он, супруга -Стефанова Е.З., дочь - Стефанова В.Г., сын - Стефанов В.Г.), подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, требования истцов о возложении обязанности на Администрацию города Ессентуки восстановить семью Стефанова Г.В. в составе *** человек, в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы также подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Администрации города Ессентуки о том, что истцами пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Ессентуки *** от *** суд считает несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, истцы о нарушении своего права узнали ***, после получения письменного сообщения из Администрации города Ессентуки. Доказательств, подтверждающих то, что истцам было известно о снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее указанной даты, представителем ответчика не представлено.

Представленное в судебное заседание сообщение Администрации города Ессентуки, направленное в адрес Стефанова Г.В. *** года, с достоверностью не свидетельствует о том, что оно фактически было получено истцами.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Стефанова Г.В., Стефановой Е.З. к Администрации города Ессентуки о признании незаконным постановления Администрации города Ессентуки *** от ***, о возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ессентуки *** от *** «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в отношении Стефанова Г.В. с составом семьи *** человека (он, супруга -Стефанова Е.З., дочь - Стефанова В.Г., сын - Стефанов В.Г.).

Обязать Администрацию города Ессентуки восстановить Стефанова Г.В. с составом семьи *** человека (он, супруга -Стефанова Е.З., дочь - Стефанова В.Г., сын - Стефанов В.Г.), в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.      

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 02 июня 2015 года.

Судья              М.Э. Хетагурова

2-835/2015 ~ М-541/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стефанова Екатерина Зангистановна
Стефанов Георгий Васильевич
Ответчики
Администрация г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Хетагурова Мадина Эмбековна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
12.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2015Передача материалов судье
16.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2015Подготовка дела (собеседование)
23.04.2015Подготовка дела (собеседование)
23.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2015Судебное заседание
20.05.2015Судебное заседание
28.05.2015Судебное заседание
02.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2018Дело оформлено
15.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее