Дело № 2а - 3507/2022
73RS0002-01- 2022-006362-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ульяновск 29 августа 2022 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Колбиновой Н.А.,
при секретаре Кузовенкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора. Исковые требования мотивированы тем, что 15 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской област и Ровенской Н.В. было вынесено постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП о возложении обязанности обеспечить ФИО1 «<данные изъяты>» по рецепту от 30.11.2022 года серии № № в количестве 1 упаковки.
Министерство здравоохранения Ульяновской области несогласно с указанным выше постановлением судебного пристава и считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Обжалуемое постановление нарушает имущественные права Министерства, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.
Министерство согласно ч.11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и может потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области. Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем, для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо запрашивать у Министерства финансов Ульяновской области дополнительное целевое финансирование.
Министерство согласно п.1.1. Положения является исполнительным органом государственной власти.
Согласно п.1.7 Положения финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области. Во исполнение решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 05.10.2021 года по гражданскому делу №, Министерство полностью обеспечило ФИО1
препаратом <данные изъяты> что подтверждается выпиской из РМИС.
Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится. Исполнение постановлений о взыскании исполнительского сбора не представляется возможным в силу отсутствия нормы права, регулирующих порядок исполнения указанных постановлений.
При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Истец просит суд освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 15 марта 2022 года.
Суд в качестве соответчика привлек УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств - Ровенская Н.В. Не присутствовала, о месте и времени рассмотрения дела, извещалась.
Административный ответчик – УФССП России по Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании заинтересованное лицо - ФИО1 не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела, извещался.
Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и
законных интересов граждан и организаций.
Согласно п.п. 1, 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 112 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств ( ч.2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на
должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05.10.2021 года по делу № по иску прокурора Засияжского района города Ульяновска, суд обязал Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ФИО1 лекарственным средством «Этанерцепт» по рецепту от 30.11.2020 года серии 732022 № в количестве 1 упаковки.
На основании вступившего в законную силу решения суда, взыскателю был выдан исполнительный документ, который в последующем был предъявлен в отдел судебных приставов для принудительного исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Ровенской Н.В. 04.03.2022 года на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Ленинским районным судом г.Ульяновска возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу взыскателя ФИО1, предмет исполнения: обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ФИО1 Лекарственным средством <данные изъяты>» по рецепту от 30.11.2020 года серии № № в количестве 1 упаковки.
В пунктах 2, 4 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
15.03.2022 года по указанному исполнительному производству судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Ровенской Н.В. вынесено постановления о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области (должника) исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно ч.6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации
и дифференцированности.
Судом установлено, что вышеуказанное решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05.10.2021 года по гражданскому делу № исполнено Министерством в полном объеме. Министерство полностью обеспечило ФИО1
препаратом <данные изъяты>», что подтверждается выпиской из РМИС, дата отпуска препарата - 14.03.2022 года.
В обоснование заявленного по делу иска административный истец ссылается на следующие обстоятельства: Министерство согласно ч.11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и может потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области; Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем, для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо запрашивать у Министерства финансов Ульяновской области дополнительное целевое финансирование; Министерство является исполнительным органом государственной власти.
Учитывая вышеизложенные, установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, учитывая отсутствие виновных действий со стороны Министерства здравоохранения Ульяновской области по не исполнению в срок требований исполнительного документа, учитывая то, что в настоящее время решение суда исполнено, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Министерства здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. о взыскании исполнительского сбора от 15.03.2022 года по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Колбинова