Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Абдулгапурова К.А., при секретаре Бабаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Латиповой Р.А. к Министерству труда и социального развития РД об оспаривании действия государственного органа,
установил:
Латипова Р.А., в том числе и в интересах несовершеннолетнего Умарова И.М., обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития РД об оспаривании действия государственного органа, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ семье Латиповой Р.А., вне очереди выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья на сумму 446 400 руб. Свидетельство выдано на одного ребёнка-инвалида (Латипова ФИО9) из расчёта 24 800 руб. х 18 кв.м.
Между тем, действия Минтруда и соцразвития РД считает незаконными, поскольку согласно п. 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть, когда вне очереди предоставляли субсидию на первого ребёнка инвалида, ответчик должен был обеспечить субсидией их всех троих: Латипова ФИО10, Латипову ФИО11 и Умарова ФИО12.
Указывает, что на сегодняшний день установленная норма жилой площади по РД - 18 кв.м. (25 450 руб. за 1 кв.м.). В денежном выражении на одного человека приходится 458 100 руб. (см. Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N 117/ГС "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на первое полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на I квартал 2013 года"), а на двоих- на нее и Умарова ФИО13, также являющегося инвалидом полагается выплатить 916 200 руб.
В связи, с чем истица просит суд обязать Министерство труда и социального развития РД за счет средств казны РФ выделить им безвозмездную субсидию на приобретение жилья из расчёта 18 кв.м. на каждого, исходя из рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади по РД.
Латипова Р.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Министерства труда и социального развития РД (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) Гасанова А.Н. иск Латиповой Р.А. не признала, пояснив суду, что Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (далее Министерство) рассмотрело заявление истицы, действующей также и в интересах своего сына Умарова И.М., о признании действий Министерства незаконными и обязании предоставить во внеочередном порядке Латиповой Р.А. и второму ребенку-инвалиду Умарову И.М. безвозмездную субсидию на приобретение жилья из расчета 18 кв.м., на каждого и считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-Закон) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 28.2 Закона принято постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
По результатам проверки учетного дела Латиповой Р.А., представленного администрацией муниципального образования «<адрес>», в мае 2012 года ей была выделена безвозмездная субсидия на приобретение жилья, как матери имеющей ребенка-инвалида Латипова Р.Х., страдающего тяжелой формой хронического заболевания и состоящего на учете с 2004 года. При этом в учетном деле имелись документы на второго ребенка-инвалида Умарова И.С. инвалидность, которого, в соответствии со справкой серии МСЭ-2007 № имеющейся в учетном деле установлена ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доводы истицы о том, что с 2004 года в обеспечении жильем нуждались оба инвалида, являются необоснованными, поскольку второй сын - Умаров И.С. к льготной категории относится лишь с момента наступления инвалидности, то есть с 2009 года и обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не подлежал.
Поскольку Министерство не является компетентным органом по обеспечению жильем вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, безвозмездная субсидия на приобретение жилья Латиповой Р.А. рассчитана Министерством правомерно, в пределах предоставляемых ему полномочий.
Кроме того, необходимо отметить, что ранее Латипова Р.А.обращалась в Буйнакский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании действий Министерства незаконными и обязании предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья с учетом интересов второго ребенка-инвалида Умарова И.М.
Решением Буйнакского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Латиповой Р.А.без удовлетворения.
Таким образом, вопрос предоставления Латиповой Р.А. безвозмездной субсидии на приобретение жилья с учетом интересов второго ребенка инвалида Умарова И.М. был рассмотрен судами первой и второй инстанции Республики Дагестан и действиям Министерства была дана должная правовая оценка.
Считает, что в соответствии со статьей 220 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Указывает, что Латипова Р.А. и ее несовершеннолетний сын – Умаров И.М. к льготной категории, подлежащей обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, не относятся, в связи с чем просит суд в удовлетворении заявления Латиповой Р.А. о признании действий Министерства труда и социального развития Республики Дагестан незаконными и обязании принять меры для предоставления ей безвозмездной субсидии на приобретение жилья Латиповой Р.А. и второму ребенку - Умарова И.М. отказать.
Выслушав объяснения представителя ответчика и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Латипова Р.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ переведена в льготный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку имела двоих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, до настоящего времени право на получение жилой площади реализовала ДД.ММ.ГГГГ только в отношении одного ребенка инвалида – Латипова ФИО14 в размере 446400руб.
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила).
В соответствии с пунктом 5 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.
Таким образом, Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, предусматривается предоставление жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, не во внеочередном порядке, а в первоочередном порядке.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Жилищный кодекс РФ, положения которого не предусматривают принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке. Также не предусматривается возможность обеспечения семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Из анализа приведенной нормы права следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма принадлежит только гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378.
Согласно статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм права следует, что за гражданами, не реализовавшими до ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, это право сохраняется. Следовательно, по отношению к гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, применяются и положения пункта 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901.
После ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
С учетом того обстоятельства, что второму сыну Латиповой Р.А. – Умарову И.М. инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ и он не мог находиться на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что предоставление жилого помещения семье Латиповой Р.А. с учетом ее сына инвалида – Умарова И.М. должно осуществляться в соответствии с правилами, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации.
В связи, с чем действия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, которым заявителю не выделена безвозмездная субсидия на приобретение жилья с учетом второго ребенка – Умарова И.М., который признан инвалидом в мае 2009г. и самой Латиповой Р.А., судом признаны правомерными и соответствующими требованиям закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленных Латиповой Р.А. требований и необходимости вынесения по делу решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Латиповой Р.А. о признании бездействия Министерства труда и социального развития РД по не принятию мер в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья Латиповой Р.А. и Умарову И.М. незаконным и обязании принять меры по предоставлению им внеочередном порядке безвозмездной субсидии на приобретение жилья из расчета 18 кв.м. на каждого, исходя из рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади по <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья К.Абдулгапуров
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила).
В соответствии с пунктом 5 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.
Таким образом, Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, предусматривается предоставление жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, не во внеочередном порядке, а в первоочередном порядке.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Жилищный кодекс РФ, положения которого не предусматривают принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке. Также не предусматривается возможность обеспечения семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Из анализа приведенной нормы права следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма принадлежит только гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378.
Согласно статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм права следует, что за гражданами, не реализовавшими до ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, это право сохраняется. Следовательно, по отношению к гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, применяются и положения пункта 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901. После ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.