Дело № 2-7308/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Поташевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляковой А.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Белякова А.А. обратилась в Петрозаводский городской суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что ХХХ, является <данные изъяты>инвалидом по заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку до настоящего времени жилое помещение ответчиком не предоставлено, ХХХ просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ХХХ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории г. Петрозаводска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по площади не менее нормы предоставления для проживания одного человека с учетом площади, необходимой для проживания с ним хотя бы одного взрослого члена семьи – <данные изъяты> Беляковой А.А.
В дальнейшем исковые требования Беляковой А.А. были увеличены, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди ХХХ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории г.Петрозаводска не ниже нормы предоставления жилого помещения с учетом права ХХХ на дополнительную жилую площадь, а также жилой площади, необходимой для проживания Беляковой А.А., осуществляющей уход за ХХХ
Определением суда о принятии и подготовке дела к судебному заседанию от ДД.ММ.ГГГГ привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство социальной защиты Республики Карелия; в качестве законного представителя ХХХ – Беляков Р.М.
При рассмотрении дела истец Белякова А.А. и её представитель Иевлев С.В., действующая в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Законный представитель ХХХ - ХХХ, участвуя в заседании до объявления перерыва, указал, что исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, выразили несогласие с иском по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание также не явился, представили письменный отзыв на иск, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ закреплено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012г. №991н утвержден Перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Судом установлено, ХХХинвалидом, что подтверждается справкой об инвалидности серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время ХХХ <данные изъяты> - Беляковой А.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>, проживают в указанной квартире на основании договора аренды (фактически найма) с физическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ, иного жилого помещения в собственности, по договору социального найма или иному основанию не имеют.
Из письма ответчика Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Белякова АА и ХХХ. признаны малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, также на основании справки ООО от ДД.ММ.ГГГГ ХХХ включен в список лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний и имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением и дополнительную площадь при предоставлении жилого помещения.
На основании части 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
В пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
В силу части 1 статьи 125, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Ответом ООО сообщил суду, что ХХХ в настоящее время страдает заболеванием не входящим в Перечень заболеваний, утвержденный Приказом МЗ РФ от 30.11.2012 № 991н, дающих право на дополнительную жилую площадь; данное заболевание не входит в Перечень заболеваний, утвержденный Приказом МЗ РФ от 29.11.2012 № 987н, дающих право на внеочередное предоставление жилого помещения и не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 года № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 1 января 2018 года признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Действительно, с 1 января 2018 года действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года № 991н.
Вместе с тем, не смотря на то, что заболевание, которым страдает ХХХ не включено в Перечни заболеваний, утвержденные Приказами Минздрава России № 987н и №991н, суд учитывает то обстоятельство, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь у ХХХ. возникло до изменения действующего законодательства. Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.
Как указывалось выше, ХХХ со своей матерью были признаны нуждающимися в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, но фактически жилое помещение им не предоставлено, какие-либо права на жилые помещения на условиях социального найма, а также на праве собственности, не имеются.
Таким образом, вследствие отсутствия у ребенка истца и самого истца жилых помещений, а также учитывая, что ХХХ признан в установленном порядке нуждающимся в жилье, страдает тяжелой формой хронического заболевания, относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма во внеочередном порядке, однако, до настоящего времени, отдельным жилым помещением не обеспечен, суд считает необходимым возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить семье из двух человек, в том числе Беляковой А.А. и ХХХ, вне очереди отдельное жилое благоустроенное помещение, площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории г. Петрозаводска, с учетом права ХХХ на дополнительную жилую площадь.
Суд при этом учитывает, что ХХХ, по сообщению его матери ХХХ нуждается в постоянном уходе в силу имеющегося заболевания, самостоятельно он проживать не может.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 января 2018 года № 4-П по делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в связи с жалобой граждан Ш.А., Ш.М. и Ш.A., пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровы несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Конституционный Суд РФ признал пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу: само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Беляковой А.А., удовлетворить.
Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить семье из двух человек, в том числе Беляковой А.А. и ХХХ, вне очереди отдельное жилое благоустроенное помещение, площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории г. Петрозаводска, с учетом права ХХХ на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 19.11.2018.