Дело №2-5381/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.
при секретаре Протасовой И.А.,
с участием представителя истца Мамченко Д.А., действующего на основании доверенности, представителя ответчика и третьего лица Павловой Н.Н., действующей на основании доверенностей,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сергиенко Вячеслава Владимировича к ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» о взыскании невыплаченных денежных сумм, неустойки и компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Сергиенко В.В. обратился в суд с иском к ПСЧ №24 по охране Железнодорожного района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» о взыскании недоплаченных сумм премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере 9 окладов денежного содержания 117000 рублей, материальной помощи в размере 5 окладов 195000 рублей, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования 11716 рублей, неустойки за несвоевременную выплату премий, материальной помощи и денежной компенсации, компенсации морального вреда 50000 рублей. Истец указал, что работал в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования ПЧ 24 по охране Железнодорожного района ФГКУ до 22.04.2019г., но при увольнении со службы ему неправомерно не были предоставлены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для сотрудников МЧС (л.д.4-8 Т.1).
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика –ПСЧ №24 по охране Железнодорожного района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» (структурного подразделения ФГКУ) на надлежащего ответчика – юридическое лицо - ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» (л.д.32-78, 228 Т.1), истец требования неоднократно корректировал в порядке ст.39 ГПК РФ, окончательно просит взыскать 48,70 рублей неустойку за несвоевременную выплату надбавки за тренировку в аппарате защиты органов дыхания за период с 28.01.2019г. по 28.02.2019г., 218400 рублей материальную помощь по заявлениям и неустойку за ее несвоевременную выплату 18558,54 рублей и 12183,08 рублей, 11716 рублей компенсации за не выданное вещевое довольствие и неустойку 1307,12 рублей до момента фактической выплаты задолженности, денежную компенсацию за работу выходные дни 31.12.2016г., 04.01.2016г., 08.01.2017г. в сумме 2100 рублей и неустойку за несвоевременную оплату этой работы 400,92 рубля, 389,25 рублей и 389,25 рублей, компенсацию морального вреда 50000 рублей (л.д.235-238 Т.1, 82-85 Т.2)
В судебном заседании представитель истца Мамченко Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и третьего лица ГУ МЧС России по Воронежской области Павлова Н.Н., действующая на основании доверенностей (л.д.79, 81 Т.1), против удовлетворения иска возражала, поддержала письменные возражения на исковое заявление.
Истец в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца и представителей, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Исходя из части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Отношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 23 мая 2016 г., за исключением части 1 статьи 90 этого Закона, которая вступает в силу с 1 января 2022 г.
Согласно положениям ФЗ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ:
- Служба в федеральной противопожарной службе - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (ст.3);
- Должности в федеральной противопожарной службе учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (ст.6);
- Оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (ст.67).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами. Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки. В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более начисленных и задержанных выплатой сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Установлено, что Сергиенко В.В., прапорщик внутренней службы, занимающий на основании контракта от (ДД.ММ.ГГГГ). и Приказа ГУ МЧС по Воронежской области о перемещении от (ДД.ММ.ГГГГ). должность старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования ПЧ – 24 по охране Железнодорожного района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) приказом ГУ МЧС России по Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ). (№)-Н уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п.1 ч.3 ст.83 (в связи с болезнью на основании заключения ВВК о негодности к службе в федеральной противопожарной службе) с (ДД.ММ.ГГГГ). с выплатой единовременного пособия при увольнении в размере 07 окладов денежного содержания, премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за апрель 2019г., денежной компенсации за неиспользованный отпуск (л.д.10, 28-31 Т.1).
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников противопожарной службы регулируется Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу положений ст. 2 вышеуказанного закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Денежное довольствие истца состояло из должностного оклада по должности, по званию, надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за участие в тушении пожаров, надбавки за тренировку в аппарате защиты органов дыхания, ежемесячной премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей, надбавки за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни, доплаты за работу в ночные часы, о чем предоставлена Справка ответчиком (л.д.12, 86 Т.1).
Как следует из расчетных листков в январе 2019г. надбавка за тренировку в аппарате защиты органов дыхания в сумме 650 рублей не была выплачена своевременно сотруднику, начисления произведены в феврале 2019г., как пояснено представителем ответчика в связи с отсутствием достаточного финансирования (л.д.46-47 Т.2), в связи с чем истцом заявлено о взыскании компенсации за несвоевременную выплату 47,02 рубля (л.д.220 Т.1). Данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку со стороны ответчика поступило ходатайство о применении последствий пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. Сотрудником не заявлено о восстановлении срока, учитывая, что срок пропущен – предусмотренная к выплате надбавка в январе 2019г. выплачена фактически в феврале 2019г., когда получатель и должен был узнать о нарушении своих прав, но иск Сергиенко В.В. в суд поступил 24.07.2019г., при этом требования о неустойке в связи с невыплатой надбавки заявлены в ноябре 2019г., а пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований (ст.195-199 ГК РФ).
Истец ставит вопрос о неправомерном уменьшении состава его денежного довольствия в период службы за счет отсутствия выплат материальной помощи по его письменным заявлениям от 12.11.2018г. и от 21.03.2019г. в связи с тяжелым материальным положением в семье (л.д.17-18 Т.1). В ходе рассмотрения дела истец отказался от требований в части взыскания невыплаченной премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей и неустойки за ее несвоевременную выплату после предоставления ответчиком Приказов о премировании личного состава а 2016г. – 2018г. и расчетных листков (л.д.82-195, 202-221 Т.1, 9, 86 Т.2).
Приказ МЧС России от 21.03.2013 N 195 устанавливает, что сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год. Материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания в год, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно, как правило, при уходе сотрудника в очередной ежегодный отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника. В пределах средств, выделенных на денежное довольствие, по решению руководителя (начальника) учреждения МЧС России сотруднику на основании его мотивированного рапорта может быть оказана дополнительная материальная помощь в размере не более пяти окладов денежного содержания. В исключительных случаях в пределах средств, выделенных на денежное довольствие, по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сотруднику на основании его мотивированного рапорта может быть оказана дополнительная материальная помощь в большем размере. За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, по решению руководителя (начальника) учреждения МЧС России сотруднику может быть оказана дополнительная материальная помощь, без ограничения размера выплаты. При определении размера дополнительной материальной помощи должностные оклады принимаются без учета повышений и увеличений на дату издания приказа об оказании материальной помощи. Сотрудникам, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за декабрь текущего года.
Расчетными листками подтверждается, что по заявлениям Сергиенко В.В. от апреля 2018г. и января 2019г. материальная помощь была оказана сотруднику в сумме начислений 21840 рублей (оклад по должности + оклад по званию), соответственно в апреле 2018г. и феврале 2019г., то есть один раз в каждый год, рапорты от 12.11.2018г. и от 21.03.2019г. остались без оплаты (л.д.248-251 Т.1).
Поскольку в силу приведенного законодательства материальная помощь оказывается сотрудникам не менее одного оклада в год, а в остальном выплата материальной помощи является правом учреждения МЧС при наличии мотивированного рапорта сотрудника, Сергиенко В.В. была начислена и выплачена как в 2018г., так и в 2019г. обязательная материальная помощь, а имеющиеся рапорты от 12.11.2018г. и от 21.03.2019г. нельзя признать мотивированными, так как общая формулировка – «в связи с тяжелым материальным положением» таковой признана быть не может, оснований для взыскания дополнительной материальной помощи в размере 5 окладов денежного содержания ежегодно суд не усматривает. То обстоятельство, что руководством учреждения при поступлении рапортов не было предложено сотруднику уточнить цели и причины поступившего ходатайства, на выводы суда не влияют, поскольку в ходе рассмотрения дела истцом не предоставлено достаточных доказательств сложившейся в семье сотрудника ситуации на момент обращения, требующей дополнительного обеспечения (расходов). Предоставленные медицинские документы Сергиенко В.В. (л.д.75-81 Т.2) подтверждают наличие заболевания, но не размер денежных средств, в которых он нуждался, и который превышал либо значительно уменьшал доход семьи. Следует отметить, что сотрудник МЧС имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи в медицинском профильном учреждении за счет средств бюджета (ст.68 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, требования о взыскании материальной помощи в размере 5 окладов ежегодно и неустойки за ее несвоевременную выплату удовлетворению не подлежат.
Оснований для удовлетворения требований Сергиенко В.В. о взыскании денежного эквивалента предметов вещевого имущества личного пользования суд также не усматривает.
В силу ст.70 Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Сотрудник федеральной противопожарной службы обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников федеральной противопожарной службы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2017 N 928 (ред. от 25.04.2019)
"О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" утверждены нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и предусмотрено, что: сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники) носят форменную одежду согласно присвоенным им специальным званиям - унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов одежды и обуви (обмундирование), а также снаряжения, предназначенных для ношения сотрудниками; «вещевое имущество" - предметы форменной одежды, специальная защитная одежда и обувь, снаряжение, теплые вещи, погоны, знаки различия, белье, постельное белье и постельные принадлежности, санитарно-хозяйственное имущество, палатки, брезенты, мягкие контейнеры, спортивное, альпинистское имущество и снаряжение, ткани и материалы для индивидуального пошива предметов форменной одежды, а также расходные материалы; Вещевое имущество, за исключением расходных материалов, подразделяется: на вещевое имущество личного пользования - предметы вещевого имущества, выдаваемые сотрудникам во владение и безвозмездное постоянное личное пользование; на инвентарное имущество - предметы вещевого имущества, выдаваемые сотрудникам во владение и безвозмездное временное пользование. Сотрудники обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования и инвентарным имуществом в соответствии с нормами снабжения вещевым имуществом сотрудников. Истечение установленного срока носки предмета вещевого имущества личного пользования является основанием для выдачи новых одноименных предметов. Вещевое имущество личного пользования, выданное сотрудникам, переходит в их собственность по окончании срока его носки. Выдача предметов вещевого имущества личного пользования, не полученных сотрудником за прошедшие годы, не осуществляется.
До принятия ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ правовое регулирование федеральной противопожарной службы регулировалось положениями, регламентирующими прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах РФ. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.05.2008 N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников ГПС МЧС России, имеющим специальные звания внутренней службы - в порядке, устанавливаемом МЧС России. При этом, действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Во исполнение предписаний Правительства Российской Федерации, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 утвержден Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (Порядок). Согласно абзацу 2 п. 1 Порядка сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России), увольняемые по основаниям, предусмотренным в пунктах "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (Положение), имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, имеют право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное указанное имущество в том случае, если право на его получение наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Однако поскольку с 23.05.2016 прохождение службы в ФПС ГПС России регулируется ФЗ от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", то Положение о службе в органах внутренних дел РФ в отношении сотрудников МЧС России утратило силу, в то время как Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 предусматривает выплату компенсации только для лиц, уволенных в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ. Кроме того, статья 70 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ, регулирующая порядок обеспечения вещевым имуществом сотрудников федеральной противопожарной службы, не предусматривает выплату компенсации за вещевое имущество, порядок такой выплаты не определен. Согласно Письма МЧС России от 05.04.2019г. №7-20-г-дто денежная компенсация сотрудникам при увольнении за неполученное вещевое довольствие не производится.
Поскольку истец уволен со службы на основании ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", соответственно, все правоотношения, связанные с прекращением службы, регулируются ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, а поскольку положениями ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ не предусмотрена обязанность работодателя выплаты увольняемым сотрудникам денежной компенсации вместе положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Сергиенко В.В. о взыскании с ответчика компенсации за вещевое довольствие.
Кроме того, суд находит заслуживающими внимание доводы ответчика о неправомерном уклонении Сергиенко В.В. от фактического получения вещевого довольствия личного использования в период службы, что подтверждается Докладными записками об отказе от получения имущества по накладным от 03.0.2018г., от 08.10.2018г., от 19.04.2019г., раздаточными ведомостями, Актами (л.д.61-74 Т.2) и показаниями свидетеля (ФИО)6, работающей комендантом, о предпринятых ею мерах в рамках полномочий по доведению до (ФИО)2 информации о наличии вещевого довольствия и его отказе от его получения без объяснения причин, не доверять которым у суда нет оснований.
Статья 54 ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ:
- Служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени;
-Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности (п. 10 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ).
Такой порядок утвержден Приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков".
Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха. За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется. Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни производится на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником). По просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (Приказ МЧС России от 24.09.2018 N 410).
За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка; оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Сотрудникам со сменным режимом работы оплата в выходные дни (суббота, воскресенье), которые по графику сменности являются для них рабочими днями, производится в обычном порядке. Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха: сотруднику, привлеченному к сверхурочной работе, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время; сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. При этом служба в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (Приказ МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195).
Анализируя вышеприведенные положения законодательства, в том числе, п. 6 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или же денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Согласно Приказу ФГКУ от 27.12.2018г. «Об организации повседневной деятельности в ПСЧ -24 по охране Железнодорожного района ФГКУ утверждено Положение об организации внутренней деятельности, которым закреплена нормальная продолжительность рабочего времени личного состава 40 часов в неделю, для дежурных смен предусмотрен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в 1 год, имеется ссылка на привлечение личного состава к мероприятиям сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочное время) в соответствии с Приказом отряда от 25.06.2013г. (№), распорядок дня караула определен с 08-00 до 08-00 следующего дня (л.д.198-201 Т.1). Приказом (№) ФГКУ утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, согласно которым для личного состава дежурных караулов предусмотрен режим работы сменный, для работников отряда 5 дневная рабочая неделя с двумя выходными и порядок оплаты сверхурочной работы (л.д.51-59 Т.2).
При этом Приказом МЧС России от 11.02.2015г. (№), действующим в 2016-2017г.г., с 01.01.2016г. запрещено привлечение сотрудников ФПС в выходные и нерабочие праздничные дни за исключением нахождения на службе в соответствии со сменным режимом работы, которым в связи с этим предоставляются в течение 30 суток дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности (л.д.252-253 Т.1).
Нарядами на службу подтверждается, что Сергиенко В.В. выполнял служебные обязанности в составе караула 31.12.2016г., 04.01.2016г. и 08.01.2017г. (л.д.222-227 Т.1). Согласно производственным календарям 2016г. и 2017г. указанные дни являлись нерабочими праздничными. Для личного состава группы экстренного реагирования ПСЧ 24 в соответствии с Приказом ПСЧ-24 от 27.12.2018г. (№) «Об организации повседневной деятельности в ПСЧ установлен посменный режим работы в соответствии с графиком дежурств (одни сутки через трое) (л.д.48 Т.2).
Поскольку с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха либо об оплате сотрудник Сергиенко В.В. за выполнение служебных обязанностей в указанные дни в 2016г. и 2017г. не обращался, что и не оспаривается, при этом истец занимал должность с посменным несением дежурств, оснований для взыскания дополнительной оплаты за выходные дни работы согласно графику, с учетом приведенных норм права, не имеется.
По данным требованиям ответчиком также заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд (л.д.8 Т.2). Поскольку о нарушении своих прав истец должен был узнать, соответственно, 31.01.2017г., 04.02.2016г. и 08.02.2017г., то есть по истечение 30 суток с момента выполнения работы в выходные дни, когда дополнительные дни отдыха ему не были предоставлены, а с иском в суд обратился лишь в июле 2019г., годичный срок, предусмотренный ст.392 ТК РФ, пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части (ст.ст.195-199 ГК РФ). Оснований для исчисления срока с момента увольнения в данном случае нет, поскольку денежная компенсация за работу в выходные дни не была начислена истцу, а по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Поскольку в удовлетворении основных исковых требований суд отказывает ввиду отсутствия нарушений прав истца по заявленным доводам со стороны ответчика, то отсутствуют и основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда на основании ст.237 ТК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Сергиенко Вячеслава Владимировича к ФГКУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» о взыскании невыплаченных денежных сумм материальной помощи, денежной компенсации за предметы вещевого имущества, а также за работу в выходные дни, неустойки и компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Г.В.Маркина
Дело №2-5381/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.
при секретаре Протасовой И.А.,
с участием представителя истца Мамченко Д.А., действующего на основании доверенности, представителя ответчика и третьего лица Павловой Н.Н., действующей на основании доверенностей,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сергиенко Вячеслава Владимировича к ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» о взыскании невыплаченных денежных сумм, неустойки и компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Сергиенко В.В. обратился в суд с иском к ПСЧ №24 по охране Железнодорожного района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» о взыскании недоплаченных сумм премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере 9 окладов денежного содержания 117000 рублей, материальной помощи в размере 5 окладов 195000 рублей, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования 11716 рублей, неустойки за несвоевременную выплату премий, материальной помощи и денежной компенсации, компенсации морального вреда 50000 рублей. Истец указал, что работал в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования ПЧ 24 по охране Железнодорожного района ФГКУ до 22.04.2019г., но при увольнении со службы ему неправомерно не были предоставлены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для сотрудников МЧС (л.д.4-8 Т.1).
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика –ПСЧ №24 по охране Железнодорожного района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» (структурного подразделения ФГКУ) на надлежащего ответчика – юридическое лицо - ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» (л.д.32-78, 228 Т.1), истец требования неоднократно корректировал в порядке ст.39 ГПК РФ, окончательно просит взыскать 48,70 рублей неустойку за несвоевременную выплату надбавки за тренировку в аппарате защиты органов дыхания за период с 28.01.2019г. по 28.02.2019г., 218400 рублей материальную помощь по заявлениям и неустойку за ее несвоевременную выплату 18558,54 рублей и 12183,08 рублей, 11716 рублей компенсации за не выданное вещевое довольствие и неустойку 1307,12 рублей до момента фактической выплаты задолженности, денежную компенсацию за работу выходные дни 31.12.2016г., 04.01.2016г., 08.01.2017г. в сумме 2100 рублей и неустойку за несвоевременную оплату этой работы 400,92 рубля, 389,25 рублей и 389,25 рублей, компенсацию морального вреда 50000 рублей (л.д.235-238 Т.1, 82-85 Т.2)
В судебном заседании представитель истца Мамченко Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и третьего лица ГУ МЧС России по Воронежской области Павлова Н.Н., действующая на основании доверенностей (л.д.79, 81 Т.1), против удовлетворения иска возражала, поддержала письменные возражения на исковое заявление.
Истец в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца и представителей, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Исходя из части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Отношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 23 мая 2016 г., за исключением части 1 статьи 90 этого Закона, которая вступает в силу с 1 января 2022 г.
Согласно положениям ФЗ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ:
- Служба в федеральной противопожарной службе - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (ст.3);
- Должности в федеральной противопожарной службе учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (ст.6);
- Оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (ст.67).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами. Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки. В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более начисленных и задержанных выплатой сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Установлено, что Сергиенко В.В., прапорщик внутренней службы, занимающий на основании контракта от (ДД.ММ.ГГГГ). и Приказа ГУ МЧС по Воронежской области о перемещении от (ДД.ММ.ГГГГ). должность старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования ПЧ – 24 по охране Железнодорожного района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) приказом ГУ МЧС России по Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ). (№)-Н уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п.1 ч.3 ст.83 (в связи с болезнью на основании заключения ВВК о негодности к службе в федеральной противопожарной службе) с (ДД.ММ.ГГГГ). с выплатой единовременного пособия при увольнении в размере 07 окладов денежного содержания, премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за апрель 2019г., денежной компенсации за неиспользованный отпуск (л.д.10, 28-31 Т.1).
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников противопожарной службы регулируется Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу положений ст. 2 вышеуказанного закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Денежное довольствие истца состояло из должностного оклада по должности, по званию, надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за участие в тушении пожаров, надбавки за тренировку в аппарате защиты органов дыхания, ежемесячной премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей, надбавки за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни, доплаты за работу в ночные часы, о чем предоставлена Справка ответчиком (л.д.12, 86 Т.1).
Как следует из расчетных листков в январе 2019г. надбавка за тренировку в аппарате защиты органов дыхания в сумме 650 рублей не была выплачена своевременно сотруднику, начисления произведены в феврале 2019г., как пояснено представителем ответчика в связи с отсутствием достаточного финансирования (л.д.46-47 Т.2), в связи с чем истцом заявлено о взыскании компенсации за несвоевременную выплату 47,02 рубля (л.д.220 Т.1). Данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку со стороны ответчика поступило ходатайство о применении последствий пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. Сотрудником не заявлено о восстановлении срока, учитывая, что срок пропущен – предусмотренная к выплате надбавка в январе 2019г. выплачена фактически в феврале 2019г., когда получатель и должен был узнать о нарушении своих прав, но иск Сергиенко В.В. в суд поступил 24.07.2019г., при этом требования о неустойке в связи с невыплатой надбавки заявлены в ноябре 2019г., а пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований (ст.195-199 ГК РФ).
Истец ставит вопрос о неправомерном уменьшении состава его денежного довольствия в период службы за счет отсутствия выплат материальной помощи по его письменным заявлениям от 12.11.2018г. и от 21.03.2019г. в связи с тяжелым материальным положением в семье (л.д.17-18 Т.1). В ходе рассмотрения дела истец отказался от требований в части взыскания невыплаченной премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей и неустойки за ее несвоевременную выплату после предоставления ответчиком Приказов о премировании личного состава а 2016г. – 2018г. и расчетных листков (л.д.82-195, 202-221 Т.1, 9, 86 Т.2).
Приказ МЧС России от 21.03.2013 N 195 устанавливает, что сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год. Материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания в год, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно, как правило, при уходе сотрудника в очередной ежегодный отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника. В пределах средств, выделенных на денежное довольствие, по решению руководителя (начальника) учреждения МЧС России сотруднику на основании его мотивированного рапорта может быть оказана дополнительная материальная помощь в размере не более пяти окладов денежного содержания. В исключительных случаях в пределах средств, выделенных на денежное довольствие, по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сотруднику на основании его мотивированного рапорта может быть оказана дополнительная материальная помощь в большем размере. За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, по решению руководителя (начальника) учреждения МЧС России сотруднику может быть оказана дополнительная материальная помощь, без ограничения размера выплаты. При определении размера дополнительной материальной помощи должностные оклады принимаются без учета повышений и увеличений на дату издания приказа об оказании материальной помощи. Сотрудникам, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за декабрь текущего года.
Расчетными листками подтверждается, что по заявлениям Сергиенко В.В. от апреля 2018г. и января 2019г. материальная помощь была оказана сотруднику в сумме начислений 21840 рублей (оклад по должности + оклад по званию), соответственно в апреле 2018г. и феврале 2019г., то есть один раз в каждый год, рапорты от 12.11.2018г. и от 21.03.2019г. остались без оплаты (л.д.248-251 Т.1).
Поскольку в силу приведенного законодательства материальная помощь оказывается сотрудникам не менее одного оклада в год, а в остальном выплата материальной помощи является правом учреждения МЧС при наличии мотивированного рапорта сотрудника, Сергиенко В.В. была начислена и выплачена как в 2018г., так и в 2019г. обязательная материальная помощь, а имеющиеся рапорты от 12.11.2018г. и от 21.03.2019г. нельзя признать мотивированными, так как общая формулировка – «в связи с тяжелым материальным положением» таковой признана быть не может, оснований для взыскания дополнительной материальной помощи в размере 5 окладов денежного содержания ежегодно суд не усматривает. То обстоятельство, что руководством учреждения при поступлении рапортов не было предложено сотруднику уточнить цели и причины поступившего ходатайства, на выводы суда не влияют, поскольку в ходе рассмотрения дела истцом не предоставлено достаточных доказательств сложившейся в семье сотрудника ситуации на момент обращения, требующей дополнительного обеспечения (расходов). Предоставленные медицинские документы Сергиенко В.В. (л.д.75-81 Т.2) подтверждают наличие заболевания, но не размер денежных средств, в которых он нуждался, и который превышал либо значительно уменьшал доход семьи. Следует отметить, что сотрудник МЧС имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи в медицинском профильном учреждении за счет средств бюджета (ст.68 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, требования о взыскании материальной помощи в размере 5 окладов ежегодно и неустойки за ее несвоевременную выплату удовлетворению не подлежат.
Оснований для удовлетворения требований Сергиенко В.В. о взыскании денежного эквивалента предметов вещевого имущества личного пользования суд также не усматривает.
В силу ст.70 Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Сотрудник федеральной противопожарной службы обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников федеральной противопожарной службы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2017 N 928 (ред. от 25.04.2019)
"О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" утверждены нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и предусмотрено, что: сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники) носят форменную одежду согласно присвоенным им специальным званиям - унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов одежды и обуви (обмундирование), а также снаряжения, предназначенных для ношения сотрудниками; «вещевое имущество" - предметы форменной одежды, специальная защитная одежда и обувь, снаряжение, теплые вещи, погоны, знаки различия, белье, постельное белье и постельные принадлежности, санитарно-хозяйственное имущество, палатки, брезенты, мягкие контейнеры, спортивное, альпинистское имущество и снаряжение, ткани и материалы для индивидуального пошива предметов форменной одежды, а также расходные материалы; Вещевое имущество, за исключением расходных материалов, подразделяется: на вещевое имущество личного пользования - предметы вещевого имущества, выдаваемые сотрудникам во владение и безвозмездное постоянное личное пользование; на инвентарное имущество - предметы вещевого имущества, выдаваемые сотрудникам во владение и безвозмездное временное пользование. Сотрудники обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования и инвентарным имуществом в соответствии с нормами снабжения вещевым имуществом сотрудников. Истечение установленного срока носки предмета вещевого имущества личного пользования является основанием для выдачи новых одноименных предметов. Вещевое имущество личного пользования, выданное сотрудникам, переходит в их собственность по окончании срока его носки. Выдача предметов вещевого имущества личного пользования, не полученных сотрудником за прошедшие годы, не осуществляется.
До принятия ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ правовое регулирование федеральной противопожарной службы регулировалось положениями, регламентирующими прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах РФ. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.05.2008 N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников ГПС МЧС России, имеющим специальные звания внутренней службы - в порядке, устанавливаемом МЧС России. При этом, действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Во исполнение предписаний Правительства Российской Федерации, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 утвержден Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (Порядок). Согласно абзацу 2 п. 1 Порядка сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России), увольняемые по основаниям, предусмотренным в пунктах "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (Положение), имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, имеют право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное указанное имущество в том случае, если право на его получение наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Однако поскольку с 23.05.2016 прохождение службы в ФПС ГПС России регулируется ФЗ от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", то Положение о службе в органах внутренних дел РФ в отношении сотрудников МЧС России утратило силу, в то время как Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 предусматривает выплату компенсации только для лиц, уволенных в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ. Кроме того, статья 70 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ, регулирующая порядок обеспечения вещевым имуществом сотрудников федеральной противопожарной службы, не предусматривает выплату компенсации за вещевое имущество, порядок такой выплаты не определен. Согласно Письма МЧС России от 05.04.2019г. №7-20-г-дто денежная компенсация сотрудникам при увольнении за неполученное вещевое довольствие не производится.
Поскольку истец уволен со службы на основании ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", соответственно, все правоотношения, связанные с прекращением службы, регулируются ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, а поскольку положениями ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ не предусмотрена обязанность работодателя выплаты увольняемым сотрудникам денежной компенсации вместе положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Сергиенко В.В. о взыскании с ответчика компенсации за вещевое довольствие.
Кроме того, суд находит заслуживающими внимание доводы ответчика о неправомерном уклонении Сергиенко В.В. от фактического получения вещевого довольствия личного использования в период службы, что подтверждается Докладными записками об отказе от получения имущества по накладным от 03.0.2018г., от 08.10.2018г., от 19.04.2019г., раздаточными ведомостями, Актами (л.д.61-74 Т.2) и показаниями свидетеля (ФИО)6, работающей комендантом, о предпринятых ею мерах в рамках полномочий по доведению до (ФИО)2 информации о наличии вещевого довольствия и его отказе от его получения без объяснения причин, не доверять которым у суда нет оснований.
Статья 54 ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ:
- Служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени;
-Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности (п. 10 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ).
Такой порядок утвержден Приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков".
Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха. За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется. Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни производится на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником). По просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (Приказ МЧС России от 24.09.2018 N 410).
За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка; оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Сотрудникам со сменным режимом работы оплата в выходные дни (суббота, воскресенье), которые по графику сменности являются для них рабочими днями, производится в обычном порядке. Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха: сотруднику, привлеченному к сверхурочной работе, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время; сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. При этом служба в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (Приказ МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195).
Анализируя вышеприведенные положения законодательства, в том числе, п. 6 ст. 54 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или же денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Согласно Приказу ФГКУ от 27.12.2018г. «Об организации повседневной деятельности в ПСЧ -24 по охране Железнодорожного района ФГКУ утверждено Положение об организации внутренней деятельности, которым закреплена нормальная продолжительность рабочего времени личного состава 40 часов в неделю, для дежурных смен предусмотрен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в 1 год, имеется ссылка на привлечение личного состава к мероприятиям сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочное время) в соответствии с Приказом отряда от 25.06.2013г. (№), распорядок дня караула определен с 08-00 до 08-00 следующего дня (л.д.198-201 Т.1). Приказом (№) ФГКУ утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, согласно которым для личного состава дежурных караулов предусмотрен режим работы сменный, для работников отряда 5 дневная рабочая неделя с двумя выходными и порядок оплаты сверхурочной работы (л.д.51-59 Т.2).
При этом Приказом МЧС России от 11.02.2015г. (№), действующим в 2016-2017г.г., с 01.01.2016г. запрещено привлечение сотрудников ФПС в выходные и нерабочие праздничные дни за исключением нахождения на службе в соответствии со сменным режимом работы, которым в связи с этим предоставляются в течение 30 суток дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности (л.д.252-253 Т.1).
Нарядами на службу подтверждается, что Сергиенко В.В. выполнял служебные обязанности в составе караула 31.12.2016г., 04.01.2016г. и 08.01.2017г. (л.д.222-227 Т.1). Согласно производственным календарям 2016г. и 2017г. указанные дни являлись нерабочими праздничными. Для личного состава группы экстренного реагирования ПСЧ 24 в соответствии с Приказом ПСЧ-24 от 27.12.2018г. (№) «Об организации повседневной деятельности в ПСЧ установлен посменный режим работы в соответствии с графиком дежурств (одни сутки через трое) (л.д.48 Т.2).
Поскольку с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха либо об оплате сотрудник Сергиенко В.В. за выполнение служебных обязанностей в указанные дни в 2016г. и 2017г. не обращался, что и не оспаривается, при этом истец занимал должность с посменным несением дежурств, оснований для взыскания дополнительной оплаты за выходные дни работы согласно графику, с учетом приведенных норм права, не имеется.
По данным требованиям ответчиком также заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд (л.д.8 Т.2). Поскольку о нарушении своих прав истец должен был узнать, соответственно, 31.01.2017г., 04.02.2016г. и 08.02.2017г., то есть по истечение 30 суток с момента выполнения работы в выходные дни, когда дополнительные дни отдыха ему не были предоставлены, а с иском в суд обратился лишь в июле 2019г., годичный срок, предусмотренный ст.392 ТК РФ, пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части (ст.ст.195-199 ГК РФ). Оснований для исчисления срока с момента увольнения в данном случае нет, поскольку денежная компенсация за работу в выходные дни не была начислена истцу, а по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Поскольку в удовлетворении основных исковых требований суд отказывает ввиду отсутствия нарушений прав истца по заявленным доводам со стороны ответчика, то отсутствуют и основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда на основании ст.237 ТК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Сергиенко Вячеслава Владимировича к ФГКУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» о взыскании невыплаченных денежных сумм материальной помощи, денежной компенсации за предметы вещевого имущества, а также за работу в выходные дни, неустойки и компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Г.В.Маркина