Дело № 2-5645/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Рахматуллиной Э.И.,
с участием истца Власенко Н.В.,
представителей ответчика – Министерства здравоохранения Пермского края – Бартовой М.Е., Домбровской М.В.,
представителя ответчика – ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – Мицкевич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Власенко Н.В. в интересах несовершеннолетней Власенко О.В. к Министерству здравоохранения Пермского края, ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Власенко Н.В., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Власенко О.В., обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края (далее по тексту – Министерство), ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее по тексту – Региональное отделение ФСС) о взыскании стоимости проезда к месту лечения в размере <данные изъяты>, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указала, что нё дочь – Власенко О.В. относится к категории ребенок-инвалид. В ДД.ММ.ГГГГ. её дочь по решению ВК Городской детской поликлиники № была направлена для оказания высокотехнологичной помощи в г.Санкт-Петербург в ФГБУ «<данные изъяты>». После госпитализации ребенку было рекомендовано санаторно-курортное лечение в качестве одного из этапов медицинской реабилитации, в поликлинике была выдана справка для получения путевки. Указанные документы были сданы в Министерство для получения путевки. Министерством неоднократно оформлялись заявки на путевки в санаторий «<данные изъяты>», однако они были отклонены в связи с отсутствием мест, так как преимущественное право имеют дети, проходящие реабилитацию по оказанию ВМП, в связи с чем Министерством было рекомендовано обратиться для оформления заявки в медицинское учреждение, где была оказана специализированная помощь. В соответствии с данной рекомендацией она обратилась в ФГБУ «<данные изъяты>» и путевка была предоставлены на основании решения врачебной комиссии института. После получения путевки, истец начала оформлять документы для безденежного приобретения проездных документов. В соответствии с п.4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 и Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617, Министерство должно было выдать направления на лечение и талон № для оформления проезда к месту лечения и обратно. В связи с этим истец обратилась в Министерство для оформления указанных документов, в чем ей было отказано, так как путевка на санаторно-курортное лечение ребенку не предоставлялась и Приказ от 05.10.2005г. №617 к данной ситуации не применим. С данным отказом не согласна, так как п.4.4 Приказа от 29.12.2004 № 328 предусматривает выдачу таких документов, в санаторий «<данные изъяты>» на ребенка заводилась медицинская карта стационарного больного, что свидетельствует о применении положений Приказа от 05.10.2005г. № 617. Кроме того, одновременно истец обратилась в Региональное отделение ФСС с заявлением о выдаче талонов на проезд к месту лечения и обратно, поскольку ранее, когда путевки выдавались Министерством, талоны на бесплатный проезд выдавались Региональным отделением ФСС без предоставления направления и талона №. Однако Региональное отделение ФСС отказало в выдаче талонов на бесплатный проезд. В результате незаконного отказа, истец вынуждена была приобрести проездные билеты за свой счёт, стоимость проезда составила <данные изъяты> Действиями ответчиков её несовершеннолетнему ребенку причинен моральный вред, так как ребенок разволновался и расстроился из-за отказа, самостоятельно смогли приобрести только самые дешевые плацкартные билеты и вынуждены были ехать в душном плацкартном вагоне с соседями, которые мешали отдыхать, компенсацию морального вреда оценивает в <данные изъяты>
Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержала письменные объяснения к исковому заявлению (л.д.115-122).
Представители ответчика – Министерства в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы письменных возражений, в соответствии с которыми, оплата проезда предусмотрена только в том случае, если направление на санаторно-курортное лечение выдано Министерством, однако такое направление Министерством истцу не выдавалось, доказательств, свидетельствующих о причинении истцу моральных страданий действиями ответчика, истцом не представлено (л.д.75-76).
Представитель ответчика – Регионального отделения ФСС в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы письменных возражений, в соответствии с которыми, граждане льготной категории имеют право на получение специального талона на право бесплатного проезда, при наличии направления и талона №. Компенсация самостоятельно приобретенных билетов к месту санаторно-курортного лечения и обратно, действующим законодательством не предусмотрена, доказательств, свидетельствующих о причинении истцу моральных страданий действиями ответчика, истцом не представлено (л.д.71-72).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
В соответствии со ст.6.2 указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Приказ №328)
Пунктом 4.3. Приказа №328 установлено, что одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
В соответствии с п. 4.4. Приказа №328 обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно пункту 4 указанных Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (далее - предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение) и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с п.п. «б» п.11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617
В судебном заседании установлено, что истец является матерью несовершеннолетней Власенко О.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., которая относится к категории «ребенок-инвалид» (л.д. 11, 12).
В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Власенко О.В. проходила лечение в ФГБУ «<данные изъяты>» на основании направления и талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. При выписке ей рекомендовано санаторно-курортное лечение в санаториях ортопедического профиля (л.д.36-37).
ДД.ММ.ГГГГ. Власенко О.В. выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.38).
Министерством заявки на санаторно-курортное лечение Власенко О.В. в ФГБУ детский ортопедический санаторий «<данные изъяты>» направлялись ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. По всем заявкам отказано в санаторно-курортном лечении в связи с отсутствием мест ( л.д.77-83).
Санаторно-курортная путевка в ФГБУ детский ортопедический санаторий «ДД.ММ.ГГГГ» выдана Власенко О.В. ФГБУ «<данные изъяты>» на основании решения врачебной комиссии в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2009 № 138н "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России" (л.д.40-42).
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Министерство с заявлением о выдаче направления на лечение и талона № (л.д.14-16).
ДД.ММ.ГГГГ. истцу в оформлении данных документов отказано, поскольку путевка на санаторно-курортное лечение Министерством не выдавалась (л.д.17-19).
ДД.ММ.ГГГГ. истец также обратилась в Региональное отделение ФСС с заявлением о предоставлении специальных талонов на бесплатный проезд (л.д.25-26).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Региональное отделение ФСС отказало истцу в выдаче талонов на бесплатный проезд, поскольку такие талоны выдаются лишь в случаях, предусмотренных п.п.4.3.4.4. Порядка (л.д.27-28).
Билеты на проезд в санаторий и обратно приобретены истцом самостоятельно, стоимость данных билетов составила <данные изъяты> (л.д.53-56).
Из показаний допрошенной в судебном заседании свидетеля ФИО14 следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась в Министерство с пакетом документов, на основании данного пакета документов Министерство в системе мониторинга выставляло заявки на санаторно-курортное лечение, по которым приходили отказы. Заявки делались до того момента пока заявитель не написала заявление, что получила путевку от ФГБУ «<данные изъяты>». Решение о том предоставлять путевку или нет принимается в системе мониторинга, Министерство не уполномочено на принятие таких решений. В санаторий она не звонила, а только разъяснила истцу о том, что она имеет право получить путевку в соответствии с приказом №, эти положения разъясняются каждому заявителю. При предоставлении путевки если родители не отказались от набора социальных услуг, идет оформление документов на бесплатный проезд, с указанием того кем выдана путевка. Бесплатный проезд оформляется, если путевка выдана Минздравом Пермского края.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит прежде всего из того, что вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена возможность денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных самостоятельно, взамен неиспользованного права. защита имущественного права не может осуществляется в рамках предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, регулирующихся Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
При этом, суд считает, что действия ответчиков по отказу в выдаче документов, предоставляющих право на бесплатный проезд, соответствовали требованиям закона. Из анализа положений п. 4.4. Приказа №328 следует, что оформление направления и талона № для предоставления социальных услуг по бесплатному проезду к месту санаторно-курортного лечения, осуществляется лишь по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Поскольку как установлено судом путевка на санаторно-курортное лечение Власенко О.В. выдана ФГБУ «<данные изъяты>», а не органом исполнительной власти Пермского края в сфере здравоохранения, Министерством обоснованно отказано в выдаче направления и талона №2.
Ссылка истца о возникновении у ответчика такой обязанности в силу Приказа Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617, судом отклоняется, поскольку данный приказ устанавливает порядок направления граждан к месту лечения при наличии медицинских показаний, а не на санаторно-курортное лечение.
При этом из совокупного анализа положений Приказа №328 и Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 следует, что законодатель разделяет понятия санаторно-курортное лечение и лечение при наличии медицинских показаний, предусматривая для оплаты проезда к месту санаторно-курортного лечения такое дополнительное условие, как выдача путевки именно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
При наличии в п.4.4 Приказа №328 специального условия для оплаты проезда к месту санаторно-курортного лечения, положения Приказа от 05.10.2005 № 617 должны применяться лишь при соблюдении этого условия, т.е. лишь в случае выдачи путевки Министерством.
Так как Приказом №328 предусмотрено, что специальные талоны на бесплатный проезд выдаются уполномоченным органом после получения направления и талона №, у Регионального отделения ФСС отсутствовали правовые основания для выдачи истцу специальных талонов, в отсутствие направления и талона №.
Доводы истца о том, что ранее при выдаче Министерством аналогичных путевок, направление и талон № также не оформлялись, а в Региональное отделение ФСС для оформления специальных талонов на бесплатный проезд предоставлялась лишь путевка, правового значения не имеют, поскольку несоблюдение ответчиками установленного Приказом №328 порядка при оформлении документов на бесплатный проезд по путевкам, выданным Министерством, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчиков стоимости проезда к месту лечения и обратно, следует отказать.
Поскольку требования истца о взыскании компенсации морального вреда производны от заявленных требований о взыскании денежных средств, в удовлетворении данных требований также следует отказать. При этом следует отметить, что требования о взыскании морального вреда истец основывает нарушением прав ребенка в связи с отказом в предоставлении социальной услуги на бесплатный проезд, т.е. нарушением имущественного права, в то время как возмещение морального вреда, основанное на нарушении имущественных прав, статьей 151 ГК РФ не предусмотрено. Закон также не предусматривает возмещение морального вреда за нарушение вышеуказанного имущественного права несовершеннолетнего ребенка истца.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований Власенко Н.В. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Власенко Н.В., действующей в интересах несовершеннолетней Власенко О.В., в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Пермского края, ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>