Дело 2-1352/2019
УИД: 26RS0017-01-2019-002126-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зыбаревой Е.А., при секретаре судебного заседания Пищевой А.К., с ведением аудиопротоколирования, с участием старшего помощника прокурора г.Кисловодска Ахрамеева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Кисловодска Кузьменко П.А., действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Религиозной группе Международного союза церквей Евангельских Христиан-Баптистов, руководителю религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцову Юрию Александровичу о признании действий незаконными в части не направления уведомления о начале деятельности религиозной группы, возложении обязанности направить уведомление о начале действия религиозной группы в установленном законом порядке,
установил:
Заместитель прокурора города Кисловодска Кузьменко П.А., действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Религиозной группе Международного союза церквей Евангельских Христиан-Баптистов, руководителю религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцову Юрию Александровичу о признании действий незаконными в части не направления уведомления о начале деятельности религиозной группы, возложении обязанности направить уведомление о начале действия религиозной группы в установленном законом порядке. В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что в ходе проверки, проведенной в апреле 2019 года во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремисткой деятельности» и указаний прокурора Ставропольского края от 08.06.2018 № 91/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в межнациональных отношениях, противодействии экстремисткой деятельности и терроризму» и поручения прокуратуры Ставропольского края от <данные изъяты>, в деятельности религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов (далее - религиозная группа МСЦЕХБ), выявлены нарушения.
Установлено, что с 1978 года на территории города Кисловодска осуществляет деятельность религиозная группа МСЦЕХБ, насчитывающая около 50-100 человек постоянных членов, проповедующих учение Евангелия (протестантизм).
В нарушение требований федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях руководитель религиозной группы МСЦЕХБ Молодцов Ю.А. на момент проверки не исполнил установленную законом обязанность по направлению уведомления о начале деятельности данной религиозной группы в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю по форме, установленной Приказом Министерства юстиции РФ от 05.10.2015 № 234. По результатам проверки первым заместителем прокурора г. Кисловодска Молодцову Ю.А. 07.05.2019 вручено нарочно представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства от 29.04.2019 исх. № 7-14/2-2019.
В соответствии с ответом Молодцова Ю.А. от 07.06.2019, поступившим в прокуратуру города 10.06.2019, требования прокуратуры города фактически не удовлетворены, уведомление о начале деятельности религиозной группы в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю не направлено.
Согласно ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон № 2202-1) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров, обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями ст. 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 ст. 21 Закона № 2202-1 (п. 3 ст. 22 Закона № 2202-1); представление об устранении нарушения закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона №2202-1).
Представление от 29.04.2019 исх. № <данные изъяты> внесено первым заместителем прокурора города на основании выявленных фактов нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях.
Статья 30 (ч.1) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве одной из базовых ценностей общества и государства, основанных на принципах господства права и демократии, право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений.
Во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, провозглашающими Российскую Федерацию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14, ч.1), и вместе с тем гарантирующими каждому свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), это означает возможность создания религиозных объединений с целью реализации свободы вероисповедания и права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод также закрепляет право каждого на свободу религии, включающее свободу менять свою религию и свободу исповедовать ее как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов (ст.9), право каждого на свободу объединения с другими (ст.11) и право на уважение своей собственности (ст.1 Протокола № 1).
В практике Европейского Суда по правам человека свобода исповедовать религию «сообща с другими» трактуется как косвенная гарантия создания религиозных объединений, которые традиционно и повсеместно существуют в форме организованных структур и, следовательно, должны обладать необходимой правосубъектностью.
Конкретизируя соответствующие конституционные положения, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ) предусматривает, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей; религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (пункты 1 и 2 статьи 6).
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона № 125-ФЗ, действующей в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261 -ФЗ, религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица; в религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации; помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
С учетом того, что религиозные группы, в отличие от религиозных организаций, не имеют статуса юридического лица, Закон № 125-ФЗ не предусматривает необходимости их государственной регистрации, а вводит уведомительный порядок их деятельности, в соответствии с которым руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме должен уведомить о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы и указать в уведомлении сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства, а также представлять уведомление о продолжении деятельности религиозной группы не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления (ч.2 ст.7).
С соблюдением указанного уведомительного порядка деятельности религиозных групп Закон № 125-ФЗ связывает возникновение у религиозной группы права на осуществление миссионерской деятельности, под которой понимается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо другими законными способами (пункт 1 статьи 24.1).
Таким образом, представление первого заместителя прокурора города от 29.04.2019 исх. № 7-14/2-2019 является законным.
Законодатель возлагает на лицо, получившее представление прокурора, обязанности по его рассмотрению в предусмотренном законом порядке и сообщению о результатах рассмотрения в установленный срок. В случае несогласия лица с требованиями, изложенными в представлении, ему предоставлено право на обращение в суд с соответствующим заявлением о признании акта прокурорского реагирования незаконным (аналогичная позиция указана в обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 25.11.2015).
В установленном порядке представление прокурора не обжаловалось, с соответствующим заявлением в суд Молодцов Ю.А. не обращался.
В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства прокуратурой города в отношении Молодцова Ю.А. 25.06.2019 возбуждено два дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 19.7 и 17.7 КоАП РФ.
При этом, учитывая явное отсутствие намерения исполнить требования закона, полагает необходимым в судебном порядке возложить обязанность на руководителя религиозной группы Молодцова Ю.А. по направлению соответствующего уведомления в Главное управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Исковое заявление подано прокурором, в том числе, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, так как непринятие мер по устранению указанных в исковом заявлении нарушений противоречит конституционным принципам создания и правового положения религиозной группы и не содействует достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель прокурора г. Кисловодска просил суд : признать незаконным бездействие руководителя религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцова Юрия Александровича, <данные изъяты> в части ненаправления уведомления о начале деятельности данной религиозной группы в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю по форме, установленной Приказом Министерства юстиции РФ от 05.10.2015 № 234, обязать руководителя религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцова Юрия Александровича, <данные изъяты> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить уведомление о начале деятельности данной религиозной группы в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю по форме, установленной Приказом Министерства юстиции РФ от 05.10.2015 № 234.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кисловодска Ахрамеев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснила, что до настоящего времени нарушения требований законодательства руководителем религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцовым Ю.А., не устранены.
Ответчики руководитель религиозной группы МСЦЕХБ Молодцов Ю.А., РГ МСЦЕХБ в судебное заседание не явились о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представили, об отложении дела слушанием не просили.
В соответствии частью 1 статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно положений ст. ст. 10, 35 ГПК РФ предусмотрена обязанность стороны и лица участвующего в деле добросовестно пользоваться своими правами и недопустимость злоупотребления правами.
Принимая во внимание задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 статьи 167 ГПК РФ, не рассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
При возвращении почтовым отделением связи судебных извещений, следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям представляет собой волеизъявление участника судебного разбирательства, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 22.03.2011 г. N 435-О-О указывал, что уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда, как и закрепленное статьей 118 ГПК Российской Федерации право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.
Как следует из разъяснений в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Кроме того информация о движении дела размещена на официальном сайте Кисловодского городского суда.
В материалы дела возвращены судебные извещения, направленные в адрес ответчика руководителя религиозной группы МСЦЕХБ Молодцова Ю.А. по его месту жительства по адресу: г. Кисловодск, ул. <данные изъяты>, а также по месту нахождения Религиозной группы МСЦЕХБ, руководителем которой он является по адресу: г.Кисловодск, ул.Матросова, д.39/2, с отметкой «Истек срок хранения», следовательно по извещению за заказными письмами, ответчики не являются, что также свидетельствует о не проявлении со стороны ответчиков должной степени заботливости и осмотрительности при реализации своих процессуальных прав. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчики руководитель религиозной группы МСЦЕХБ Молодцов Ю.А., а также РГ МСЦЕХБ извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Третье лицо представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГУ МЮ РФ по СК.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя истца старшего помощника прокурора города Кисловодска Ахрамеева А.В., исследовав материалы дела, оценив по правилам ст. ст. 12,56,67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статьей 3 ГК РФ предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Таким образом, гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение.
Так в соответствии с вышеприведенными нормами права, прокурор в результате проведенной проверки 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремисткой деятельности» и указаний прокурора Ставропольского края от 08.06.2018 № 91/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в межнациональных отношениях, противодействии экстремисткой деятельности и терроризму» и поручения прокуратуры Ставропольского края от 05.03.2019 исх.№ 27-09/1-2019, выявил нарушения в деятельности религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов
Как установлено в судебном заседании с 1978 года на территории города Кисловодска осуществляет деятельность религиозная группа МСЦЕХБ, насчитывающая около 50-100 человек постоянных членов, проповедующих учение Евангелия (протестантизм) в нарушение требований федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях руководитель религиозной группы МСЦЕХБ Молодцов Ю.А. на момент проверки не исполнил установленную законом обязанность по направлению уведомления о начале деятельности данной религиозной группы в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю по форме, установленной Приказом Министерства юстиции РФ от 05.10.2015 № 234.
По результатам проверки первым заместителем прокурора г. Кисловодска руководителю религиозной группы МСЦЕХБ Молодцову Ю.А. 07.05.2019 вручено нарочно представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства от 29.04.2019 исх. № 7-14/2-2019.
В соответствии с ответом Молодцова Ю.А. от 07.06.2019, поступившим в прокуратуру города 10.06.2019, требования прокуратуры города фактически не удовлетворены, уведомление о начале деятельности религиозной группы в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю не направлено, что подтверждается также ответом ГУ МЮ РФ по СК, где указано, что на 25.07.2019г. в Главное Управление не поступало уведомлением о начале деятельности Религиозной группы Международного союза церквей Евангельских Христиан-Баптистов.
Согласно ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон № 2202-1) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров, обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями ст. 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 ст. 21 Закона № 2202-1 (п. 3 ст. 22 Закона № 2202-1); представление об устранении нарушения закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона №2202-1).
Представление от 29.04.2019 исх. № <данные изъяты> внесено первым заместителем прокурора города на основании выявленных фактов нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях.
Статья 30 (ч.1) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве одной из базовых ценностей общества и государства, основанных на принципах господства права и демократии, право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений.
Во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, провозглашающими Российскую Федерацию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14, ч.1), и вместе с тем гарантирующими каждому свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), это означает возможность создания религиозных объединений с целью реализации свободы вероисповедания и права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод также закрепляет право каждого на свободу религии, включающее свободу менять свою религию и свободу исповедовать ее как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов (ст.9), право каждого на свободу объединения с другими (ст.11) и право на уважение своей собственности (ст.1 Протокола № 1).
В практике Европейского Суда по правам человека свобода исповедовать религию «сообща с другими» трактуется как косвенная гарантия создания религиозных объединений, которые традиционно и повсеместно существуют в форме организованных структур и, следовательно, должны обладать необходимой правосубъектностью.
Конкретизируя соответствующие конституционные положения, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ) предусматривает, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей; религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (пункты 1 и 2 статьи 6).
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона № 125-ФЗ, действующей в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261 -ФЗ, религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица; в религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации; помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
С учетом того, что религиозные группы, в отличие от религиозных организаций, не имеют статуса юридического лица, Закон № 125-ФЗ не предусматривает необходимости их государственной регистрации, а вводит уведомительный порядок их деятельности, в соответствии с которым руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме должен уведомить о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы и указать в уведомлении сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства, а также представлять уведомление о продолжении деятельности религиозной группы не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления (ч.2 ст.7).
С соблюдением указанного уведомительного порядка деятельности религиозных групп Закон № 125-ФЗ связывает возникновение у религиозной группы права на осуществление миссионерской деятельности, под которой понимается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо другими законными способами (п. 1 ст. 24.1).
Таким образом, представление первого заместителя прокурора города от 29.04.2019 исх. № 7-14/2-2019 является законным.
Законодатель возлагает на лицо, получившее представление прокурора, обязанности по его рассмотрению в предусмотренном законом порядке и сообщению о результатах рассмотрения в установленный срок. В случае несогласия лица с требованиями, изложенными в представлении, ему предоставлено право на обращение в суд с соответствующим заявлением о признании акта прокурорского реагирования незаконным (аналогичная позиция указана в обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 25.11.2015).
В установленном порядке представление прокурора не обжаловалось, с соответствующим заявлением в суд Молодцов Ю.А. не обращался.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в отношении Молодцова Ю.А. 25.06.2019 возбуждено два дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 19.7 и 17.7 КоАП РФ.
Согласно части первой статьи 12 ГПК Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В развитие указанных принципов часть первая статья 56 ГПК Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность доказывания есть необходимость совершения комплекса действий по доказыванию, определяемая не выбором или усмотрением субъекта доказывания, а угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их невыполнения. При этом обязанность по доказыванию исполняется исключительно путем реализации процессуальных прав.
В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
До настоящего времени руководителем Религиозной группы Международного союза церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцовым Ю.А. не представлено доказательств направления соответствующего уведомления в адрес Главного управления Министерства юстиции по Ставропольскому краю, в связи с чем, исковые требования заместителя прокурора города Кисловодска Кузьменко П.А., действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Религиозной группе Международного союза церквей Евангельских Христиан-Баптистов, руководителю религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцову Юрию Александровичу о признании действий незаконными в части не направления уведомления о начале деятельности религиозной группы, возложении обязанности направить уведомление о начале действия религиозной группы в установленном законом порядке в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора города Кисловодска Кузьменко П.А., действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Религиозной группе Международного союза церквей Евангельских Христиан-Баптистов, руководителю религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцову Юрию Александровичу о признании действий незаконными в части не направления уведомления о начале деятельности религиозной группы, возложении обязанности направить уведомление о начале действия религиозной группы в установленном законом порядке – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие руководителя религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцова Юрия Александровича, <данные изъяты>, в части ненаправления уведомления о начале деятельности религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю по форме, установленной Приказом Министерства юстиции РФ от 05.10.2015 № 234.
Обязать руководителя религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов Молодцова Юрия Александровича, <данные изъяты> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить уведомление о начале деятельности религиозной группы Международного союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю по форме, установленной Приказом Министерства юстиции РФ от 05.10.2015 № 234.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Е.А. Зыбарева
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 18 октября 2019 года.
Судья подпись Е.А. Зыбарева
Решение суда по состоянию на 18.10.2019 года
в законную силу не вступило.
Судья Е.А. Зыбарева