Дело № 2-142/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года гор. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Хибаковой Л.В.
при секретаре Шаталовой А.Д.
с участием истца Маслова В.К.
представителя истца Мурюкиной Э.Э.
представителей ответчика Ожеговой А.И., Груша И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова Владимира Константиновича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периодов работы, обязании назначить пенсию
У С Т А Н О В И Л:
Маслов В.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периодов работы, обязании назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований указывая на то, что 13.04.2016 года истец обратился с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, в связи с достижением 60 лет. В назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия общего страхового стажа. 20.07.2017 года, он вторично обратился с аналогичным заявлением для назначения пенсии, но решением от 04.08.2017 года ему было вновь отказано в назначении пенсии по тем же основаниям. В период с сентября 1998 года по 2006 года, с сентября 1998 по 2006 года он находился в исправительной колонии, где отбывал наказание и работал, что подтверждается выданными справками, при этом периоды работы в исправительной колонии ему не засчитаны в стаж
Обращаясь в суд, истец просит:
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) № 445581/17 от 04.08.2017 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Феодосии Республики Крым включить ему (Маслову В.К.) в страховой стаж период нахождения в местах лишения свободы с января 1993 года по июль 1997 года, с сентября 2000 по ноябрь 2005 года
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Феодосии Республики Крым принять решение о назначении ему (Маслову В.К.), страховой пенсии по старости с 11.04.2016 года
Истец Маслов В.К. и его представитель Мурюкина Э.Э., действующая по доверенности от 19.12.2017 г., в судебном заседании заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Феодосия Республики Крым (межрайонное) - Груша И.И., действующий на основании доверенности от 25.09.2017 и Ожегова А.И., действующая на основании доверенности от 09.08.2017 года, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали письменные возражения, согласно которых ответчик считает свое решение об отказе Маслову В.К. в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», законным и обоснованным, в связи с чем в иске просили отказать.
Заслушав объяснения сторон, и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Маслова В.К. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.1 ст.4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, размер страховой пенсии по старости определяется исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента умноженного на стоимость одного пенсионного коэффициента.
Согласно ст. 35 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2016 году составляет семь лет. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
То есть, в 2016 году страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9.
Согласно документу удостоверяющему личность – паспорту гражданина РФ- Маслов Владимир Константинович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 60 лет ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что 13.04.2016 года Маслов В.К. обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Феодосии Республики Крым с заявлением о назначении ему пенсии. (л.д. 16)
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Феодосии Республики Крым от 18.07.2016 года Маслову В.К. в назначении страховой пенсии по старости было отказано ввиду отсутствия требуемого общего страхового стажа в соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ. Этим же решением Маслов В.К. уведомлен о праве на назначение социальной пенсии в соответствии с пп.5 п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ при достижении возраста 65 лет. (л.д.9-10)
Решение от 18.07.2016 г. Масловым В.К. обжаловано не было.
20.07.2017 года Маслов В.К. повторно обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Феодосии Республики Крым с заявлением о назначении ему пенсии, с предоставлением документов перечисленных в уведомлении (л.д.15) и просил назначить пенсию по материалам отказного дела (л.д.47)
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Феодосии Республики Крым от 04.08.2017 года Маслову В.К. в назначении страховой пенсии по старости было отказано ввиду отсутствия требуемого общего страхового стажа в соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ. Этим же решением Маслов В.К. уведомлен о праве на повторное обращение за назначением страховой пенсии по старости при наличии страхового стажа не менее 7 лет и ИПК не менее 9,0. А также о праве на назначение социальной пенсии в соответствии с пп.5 п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ при достижении возраста 65 лет (л.д. 12-13)
Согласно решения текста решения от 04.08.2017 г. и материалов отказного пенсионного дела при определении стажа учитывались представленные Масловым В.К. документы – трудовая книжка АВ № от 02.11.2006 г. ; справка о заработной плате № от 18.07.2017 г,, архивная справка о стаже № от 28.06.2017 г., архивная справка о заработной плате № от 28.06.2017 г., историческая справка № от 28.06.2017 г., трудовой договор № от 13.07.2012 г., трудовой договор № от 01.10.2012 г., трудовой договор № от 01.02.2013 г., трудовой договор от 23.05.2014 г., трудовой договор от 22.04.2014 г., трудовой договор № от 24.06.2014 г., справки о стаже и заработной плате № от 17.08.2016 г., справка о заработной плате № от 19.07.2016 г., материалы архивного пенсионного дела (отказного)
Периоды отбывания наказания в колонии с января 1993 года по июль 1997 года, с сентября 2000 по ноябрь 2005 года, не учтены в общий страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, в связи с тем, что за указанные периоды страховые отчисления в пенсионный фонд не производились.
Подтвержденный общий стаж Маслова В.К. составляет 4 года 10 месяцев 24 дня.
В материалах отказного пенсионного дела имеются : справка о заработной плате № от 19.07.2016, выданная Бердичевской Исправительной Колонией Управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Житомирской области. В справке о заработной плате за период с января 1993 г. по июль 1997 г. указано, что отчисления из заработной платы на социальное страхование лиц, находящихся в местах лишения свободы, не проводятся;
справка заработной плате № от 17.08.2016, выданная Городищенской Исправительной Колонией Управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Ровенской области. В справке о заработной плате за период с сентября 2000 г. по ноябрь 2005 г. указаны сведения о том, что за период начисления заработной платы начисления и удержания в Пенсионный фонд не проводились.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка.
В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Ни трудовая книжка с записями о работе в местах лишения свободы, ни трудовой договор о работе в оспариваемый период истцом предоставлены не были.
Как установлено судом, по материалам дела, в период с января 1993 года по июль 1997 года, с сентября 2000 по ноябрь 2005 года, Маслов В.К., находился в местах лишения свободы на территории Украины.
Согласно ст. 11 «Лица, которые подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию» Закона Украины от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не являются застрахованными.
Согласно ст. 24 этого же Закона страховой стаж период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос (либо приравненные к ним платежи в соответствии с ранее действующим законодательством).
Согласно ст. 56 «Виды трудовой деятельности, засчитываемые в стаж работы, который дает право на трудовую пенсию» Закона Украины от 05.11.1991 № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитывается работа, выполняемая на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях и кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, а также на основании членства в колхозах и других кооперативах, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов. В стаж работы засчитывается также: а) любая другая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, или при условии уплаты страховых взносов, период получения помощи по безработице, а также работа заключенных и работа по соглашениям гражданско-правового характера при условии уплаты страховых взносов.
Кроме того, согласно ст. 50 Исправительно-трудового кодекса Украины от 23.12.1970, на смену которому с 11.07.2003 пришел Уголовно-исполнительный кодекс Украины, «Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы в трудовой стаж не засчитывается, кроме случаев, специально предусмотренных в законе».
Согласно ч. 3 ст. 122 Уголовно-исполнительного кодекса Украины (в редакции от 11.07.2003, именно когда истец отбывал наказание) было прямо указано: «Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в стаж работы для назначения трудовой пенсии после увольнения при условии уплаты ими страховых взносов в Пенсионный фонд Украины в порядке и размерах, предусмотренных законодательством».
Согласно ч. 1 ст. 11 «Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж» ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж» ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж засчитывается период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.
Согласно ч. 5 ст. 11 «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж» Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж засчитывается период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.
Согласно п. «е» ст. 92 «Иные периоды, включаемые в общий трудовой стаж» Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2002 года) в общий трудовой стаж включается пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
Поскольку в справках указано, что за период работы истца начисления и удержания в Пенсионный фонд не проводились, нет законных оснований для зачета оспариваемых периодов отбывания наказания истца в местах лишения свободы в страховой стаж, а также полученные им в период отбывания наказания денежные средства не могут учитываться с целью конвертации пенсионных прав по Закону «О страховых пенсиях».
Собственная трактовка и понимание истцом законодательства, в том числе о его применении, являются субъективным мнением истца, и противоречат системному толкованию норм пенсионного законодательства.
Из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что пенсионный орган правильно произвел расчет страхового стажа истца, и ввиду отсутствия требуемого общего страхового стажа и необходимой величины ИПК, обосновано отказал истцу в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ. При этом Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым, действовало в соответствии с возложенными на данный орган полномочиями в соответствии с пенсионным законодательством, права и законные интересы истца Маслова В.К. нарушены не были.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, и в иске ему следует отказать.
Решение в окончательной форме принято/изготовлено 22 января 2018 года
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Маслову Владимиру Константиновичу к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) № 445581/17 от 04.08.2017 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж период нахождения в местах лишения свободы с января 1993 года по июль 1997 года, с сентября 2000 по ноябрь 2005 года, обязании назначить пенсию по старости с 11.04.2016 года, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Феодосийский городской суд Республики Крым.
Председательствующий