Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 07 марта 2023 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Арефьевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Степаненко Н.В.,
с участие представителя административного ответчика – представителя административного истца по встречному исковому заявлению Кулик Е.В., действующей на основании ордера № от <дата>
рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-74/2023 (2а-2740/2022) по уточненному административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Петину А. В. о взыскании недоимки, по встречному административному исковому заявлению Петина А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее по тексту МИФНС) обратилась в суд с административным иском к Петину А.В. о взыскании недоимки.
Петин А. В., состоял на учете в Межрайонной ИФНС № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата> За административным ответчиком образовалась задолженность: на обязательное медицинское страхование до <дата> в размере 7 447,43 руб., пени в сумме 4 305,11 руб.; на обязательное пенсионное страхование за 2017-2020гг. в размере 108 412,07 руб., пени в сумме 13 213,90 руб.; на обязательное медицинское страхование за 2017-2020 гг в размере 24 873,99 руб., пени в сумме 2 820,73 руб., а также задолженность по транспортному налогу за 2015 год в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в наологовом уведомлении № от <дата> ав размере 1 496 рублей, пени в сумме 566, 42 рублей, всего 163135 рублей 65 копеек.
Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст.75 НК РФ).
По обращению с заявлением <дата> был выдан судебный приказ по делу №а-849/2022, <дата> определением судебный приказ отменен.
В связи с неуплатой налога в установленный срок, истец просит с учетом уточнений взыскать с ответчика недоимку по обязательным платежам на общую сумму 151383, 11 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год. в размере 4590,00 руб., за 2018 год в размере 5840,00 рублей, за 2019 год в размере 6884,00 рублей, за 2020 год в размере 7 559,99 рублей, пени в сумме 2 820,73 рубля; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 23400,00 рублей, за 2018 год в размере 26545,00 рублей, за 2019 год в размере 29354,00 рубля, за 2020 год в размере 29 113,07 рублей, пени в сумме 13 213,90 рублей; по транспортному налогу за 2015 год в размере 1496,00 рублей., пени в сумме 566,42 рубля.
Административным ответчиком Петиным А.В. подан встречный иск к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, в котором просит: применить к задолженности ИП Петин А.В, возникшей до <дата>, п.2 ст.12 ФЗ от <дата> №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»; признать задолженность ИП Петин А.В., образовавшуюся по состоянию на <дата>, безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию; признать бездействия административного ответчика, выразившиеся в невнесении в 2019 году решения об исключении недействующего индивидуального предпринимателя ИП Петин А.В. из ЕГРИП незаконным; признать задолженность по налоговым сборам, пеням и штрафам за период с 2019 г. по 2020 г. необоснованной и отказать во взыскании задолженности за указанный период.
Определением суда от <дата> в протокольной форме к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес>.
Определением суда от <дата> в протокольной форме к участию в деле привлечена в качестве административного соответчика Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес>.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик по встречному иску, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения, дела не представили. Представитель административного истца просил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя МИФНС № по <адрес>.
Административный ответчик Петин А.В. – административный истец по встречному иску, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания направил в судебное заседание представителя Кулик Е.В., которая в судебном заседании уточненный административный иск к Петину А.В. не признала в полном объеме, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме в связи с пропуском срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, в связи с уточнением исковых требований представитель административного истца по встречному иску поддержала встречный административный иск в части требования о признании задолженности по налоговым сборам, пеням и штрафам, начисленную налоговым органом – ответчиком за период с 2019 по 2020 год необоснованной и отказать во взыскании задолженности за указанный период, в остальной части встречные исковые требования не поддержала, в связи с поступлением уточнений к административному иску и пояснений административного ответчика и заинтересованных лиц.
Административный соответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, отзыв о непризнании встречных исковых требований.
Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> представил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, отзыв о непризнании встречных исковых требований.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав представителя административного ответчика, административного истца по встречному иску, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № и2а-849/2022, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели. Порядок, сроки, расчет страховых взносов определены в главе 34 Налогового кодекса РФ.
Положениями статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от <дата> № 335-ФЗ) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно статье 57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты страховых взносов устанавливаются применительно к каждому страховому взносу.
При уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2).
Сроки уплаты страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, направляется требование об уплате налога.
Кроме того, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения, согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Из материалов дела следует, что Петин А.В. с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, установленном статьей 430 Налогового кодекса РФ, в том числе за расчетные периоды 2019 год до прекращения статуса предпринимателя.
Также Петин А.В. в 2015 году являлся собственником транспортного средства HYUNDAI HD (LWB) COUNT, государственный регистрационный знак Р075ОЕ 163.
С учетом положений вышеуказанных норм, Петин А.В. является также плательщиком транспортного налога.
В связи с неуплатой суммы страховых взносов и транспортного налога в полном объеме в установленный срок в добровольном порядке в адрес ответчика налоговым органом было направлено требование:
- № об уплате транспортного налога, сбора, страховых взносов, пени по состоянию на <дата> в срок до <дата> на общую сумму 171384, 51 рублей, в том числе по налогам 147646, 49 рублей, пени в размере 23 738, 02 рублей.
Однако, плательщик свою обязанность в полном объеме не выполнил, требование в установленный срок в полном объеме не исполнил.
<дата> налоговый орган обратился с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и транспортному налогу за 2015-2019, 2020 годы. Мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> выдан судебный приказ от <дата> по административному делу №а-849/2022 о взыскании с Петина А.В. недоимки по страховым взносам, транспортному налогу за 2015-2019, 2020 годы. Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника.
<дата> настоящий административный иск направлен в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что административный истец <дата> обратился к мировому судье с заявлением о взыскании с Петина А.В. недоимки по страховым взносам за 2015-2019, 2020 года по требованию №, то есть спустя более 6 месяцев после окончания срока для исполнения требования.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, налоговым органом допущен пропуск установленного шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании суммы обязательного платежа. Доказательств уважительных причин несвоевременного обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и в районный суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Петину А. В. о взыскании недоимки.
В связи с тем, что в судебном заседании представитель административного истца по встречному иску поддержала встречные исковые требования в части только требования о признании задолженности по налоговым сборам, пеням и штрафам, начисленную налоговым органом – ответчиком за период с 2019 по 2020 год необоснованной и просила во взыскании задолженности за указанный период отказать, в остальной части встречные исковые требования не поддержала, фактически встречным исковым заявлением возражала в удовлетворении первоначальных исковых требований без поддержания встечных исковых требований, на основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Петину А. В. о взыскании недоимки, по встречному исковому заявлению Петина А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.
Судья: Арефьева Н.В.
Копия верна: