Мотивированное решение составлено 07 апреля 2021 года
66RS0020-01-2020-001497-43
Дело № 2-157/2021 (2-1089/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Марьиной М.И.,
с участием представителей третьего лица Столярова С.А., Ахметнурова В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусева В. В. к Муниципальному бюджетному учреждению Белоярского городского округа «Административно-транспортное управление», Администрации Белоярского городского округа, Муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности по оборудованию улицы площадкой для разворота пожарной техники,
установил:
Гусев В.В. первоначально обратился в суд к Муниципальному бюджетному учреждению Белоярского городского округа «Административно-транспортное управление» (далее – МБУ БГО «Административно-транспортное управление»), в котором просил обязать ответчика оборудовать ул.Сиреневую в пгт.Белоярский площадкой для разворота пожарной техники: в конце тупика и напротив <адрес>; а также взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленного иска указано, что Гусев В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, пгт.Белоярский, ул. Сиреневая, <адрес> Указанная улица не имеет сквозного проезда, является тупиковой, середина и часть улицы, которая находится в конце тупика, заужены, что не позволяет при необходимости развернуться в этих местах на грузовом автомобиле и специальной технике. В силу положений пожарных норм, Положения «Об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории Белоярского городского округа» тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники не менее 15 на 15 метров. Опасаясь за свой жилой дом в случае возникновения пожара, Гусев В.В. обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о проведении проверки состояния проезжей части ул. Сиреневая. Письмом от 02 декабря 2019 года <номер> извещен о проведении проверки состояния дороги в весенне-летний период в 2020 году, на повторное обращение письмом от 11 июня 2020 года №01-48/364 получил ответ, аналогичный предыдущему. При возникновении пожара Гусев В.В. имеет право рассчитывать на беспрепятственный проезд к его земельному участку пожарной техники, разворот данной техники, который должен осуществляться в определенных местах. Длительное бездействие ответчика вызывает сомнение, что им будут приняты меры по приведении ул.Сиреневая в соответствие с установленными требованиями.
Определением суда от 20 февраля 2021 года производство по делу в части возложения на ответчика обязанности по оборудованию ул. Сиреневая пгт. Белоярский площадкой для разворота пожарной техники напротив <адрес> – прекращено, в связи с отказом представителя истца от заявленных требований в указанной части. В остальной части рассмотрение исковых требований продолжено.
Определением суда, изложенным в протоколе судебного заседания от 16 марта 2021 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация Белоярского городского округа (далее – Администрация) и Муниципальное казенное учреждение Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ БГО «ОКС, газификации и ЖКХ»), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Белоярского ГО, ГО Верхнее Дуброво, ГО Заречный УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее – Отдел надзорной деятельности).
В судебном заседании представители Отдела надзорной деятельности Столяров С.А., Ахметнуров В.Э. посчитали требования истца обоснованными, поскольку в силу положений пожарных норм и правил, тупиковая проезжая часть должна быть оборудована площадкой для разворота пожарной техники. Представитель Столяров С.А. пояснил, что в связи с обращениями Гусева В.В. и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа была проведена предварительная проверка, осуществлен выезд на ул. Сиреневая в пгт.Белоярский, установлено, что улица является тупиковой, разворотная площадка отсутствует, в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа были направлены соответствующие рекомендации по ее обустройству. На площадке должно быть покрытие, которое выдержит пожарный автомобиль, рассчитать нагрузку нужно в соответствии с СП «Автомобильные дороги». В соответствии с законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности, к которым, в том числе, относится обеспечение подъезда пожарных автомобилей.
Истец, представители ответчиков Администрации Белоярского городского округа, МБУ БГО «Административно-транспортное управление», МКУ БГО «ОКС, газификации и ЖКХ», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания – электронной почтой, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Белоярского районного суда Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, представители ответчиков Администрации, МБУ БГО «Административно-транспортное управление» ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, истец и представитель ответчика МКУ БГО «ОКС, газификации и ЖКХ» о причинах неявки суд не уведомили.
Согласно отзыву Администрации, указанный ответчик считает требования истца о возложении обязанности на МБУ БГО «Административно-транспортное управление» необоснованными, указывает, что в связи с обращением Гусева В.В. в июле 2020 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа был направлен запрос в Отдел надзорной деятельности по факту возможных нарушений требований пожарной безопасности, по результатам рассмотрения запроса Отдел надзорной деятельности письмом от 28 июля 2020 года рекомендовал Администрации принять меры к устранению нарушений п. 8.13 СП 4.13130.2013, поскольку на тупиковом проезде отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 на 15 метров и максимальная протяженность тупикового проезда по ул. Сиреневая превышает 150 м. На основании рекомендаций Отдела надзорной деятельности Отделом архитектуры и градостроительства Администрации подготовлена схема размещения площадки для разворота пожарной техники. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа проведены кадастровые работы в отношении земельного участка, он поставлен на кадастровый учет с номером <номер> для общего пользования с площадкой для разворота пожарной техники в конце тупикового проезда. Распоряжением Главы Белоярского городского округа от 23 декабря 2020 года № 905 земельный участок включен в реестр муниципальной собственности. Постановлением Главы Белоярского городского округа от 19 января 2021 № 43 земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ БГО «Административно-транспортное управление». Право пользования за МБУ БГО «Административно-транспортное управление» не зарегистрировано, в связи с чем у него нет полномочий на проведение каких-либо мероприятий на данном земельном участке.
Согласно дополнительному отзыву Администрации в связи с тем, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в зимний период, то проводить на нем какие-либо мероприятия не представлялось возможным. В летний период 2021 года Администрацией будут организованы работы по расчистке и выравниванию земельного участка, сформированного под площадку для разворота пожарной техники по ул. Сиреневая в пгт. Белоярский. Относительно требований об обязании оборудовать площадку, указала, что истцом не представлено доказательств о необходимости оборудования, не приведены доводы того, каким образом необходимо оборудовать данную площадку.
Согласно отзыву МБУ БГО «Административно-транспортное управление» земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное, но право не зарегистрировано, в связи с чем у МБУ БГО «Административно-транспортное управление» отсутствуют полномочия на проведение мероприятий по оборудованию площадки для разворота пожарной техники.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
С учетом наличия сведений о надлежащем извещении истца, ответчиков, а также заявленных ходатайств, суд признал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.
Выслушав представителей третьего лица Отдела надзорной деятельности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности») граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
К таким полномочиям относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Пунктом 6 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно п. 8.13 Свода правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям СП 4.13130.2013, утв. Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
При этом в силу п. 8.9 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Требования по расчету прочности дорожной одежды содержатся в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
Постановлением Главы Белоярского городского округа от 14 декабря 2017 года № 2463 утверждено «Положение по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории Белоярского городского округа», в соответствии с п.п. 2.3, 2.5 которого конструкция дорожного полотна должна быть рассчитана на проезд пожарной техники; тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 33 Устава Белоярского городского округа, утв. решением Белоярской районной Думы от 27 июня 2005 года № 31 к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа вышеуказанных требований, норм и правил, тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ул.Сиреневая пгт. Белоярский не имеет сквозного проезда, является тупиковой. Указанная улица включена в реестр муниципальной собственности и реестр автомобильных дорог местного значения Белоярского городского округа.
Гусев В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, пгт. Белоярский, ул. Сиреневая, <адрес>
На основании рекомендаций Отдела надзорной деятельности, изложенных в письме <номер> от 28 июля 2020 года, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округ на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 5 629 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с целевым использованием: земельные участки (территории) общего пользования, для общего пользования (уличная сеть), с площадкой для разворота пожарной техники в конце тупикового проезда по ул.Сиреневая.
Распоряжением Главы Белоярского городского округа от 23 декабря 2020 года № 905 земельный участок с кадастровым номером <номер> включен в реестр муниципальной собственности.
Постановлением Главы Белоярского городского округа от 19 января 2021 № 43 земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ БГО «Административно-транспортное управление».
Однако сама по себе постановка на кадастровый учет земельного участка под разворотную площадку не означает того, что данная площадка оборудована в соответствии со всеми вышеуказанными требованиями противопожарной безопасности.
Как следует из ответа Администрации на запрос суда от 04 марта 2021 года № 31, в настоящее время какие-либо мероприятия по оборудованию площадки для разворота пожарной техники не проводятся, поскольку СП 4.13130 не устанавливают каких-либо требований к площадкам для разворота пожарной техники.
В дополнительном отзыве Администрации от 30 марта 2021 года № 31 указано, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в зимний период, в связи с чем проводить на нем какие-либо мероприятия не представлялось возможным, в летний период 2021 года Администрацией будут организованы работы по расчистке и выравниванию земельного участка, сформированного под площадку для разворота пожарной техники по <адрес> в пгт. Белоярский.
Таким образом, ответчиком подтвержден факт не оборудования указанной площадки в настоящее время.
Требования об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара и о наличии в конце тупиковых проездов площадок для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров являются взаимосвязанными, по сути, требование о наличии разворотных площадок конкретизирует требование об обеспечении пожарного проезда, в связи с чем разворотная площадка должна быть оборудована также, как и сам пожарный проезд, то есть должна быть обеспечена дорожной одеждой, рассчитанной на нагрузку пожарных автомобилей.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Гусева В.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает необходимым удовлетворить требования Гусева В.В. именно к Администрации Белоярского городского округа, как органу, к полномочиям которого относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, в том числе, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд учитывает, что бюджет Белоярского городского округа на текущий финансовый год уже сформирован, вместе с тем, приоритетными в данном деле являются права граждан – жителей Белоярского городского округа, в частности Гусева В.В., на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, в связи с чем учитывая наступление пожароопасного периода времени года, суд полагает, что решение должно быть исполнено в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно положениям ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд, истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается соответствующим чек-ордером № 62 от 26 октября 2020 года, в связи с чем суд полагает Гусева В.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.
Руководствуясь стат.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Гусева В. В. к Муниципальному бюджетному учреждению Белоярского городского округа «Административно-транспортное управление», Администрации Белоярского городского округа, Муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности по оборудованию улицы площадкой для разворота пожарной техники – удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Белоярского городского округа обязанность оборудовать ул. Сиреневая пгт. Белоярский Белоярского района Свердловской области площадкой для разворота пожарной техники в конце тупика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации Белоярского городского округа в пользу Гусева В. В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении требований Гусева В. В. к Муниципальному бюджетному учреждению Белоярского городского округа «Административно-транспортное управление», Муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области
Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко