Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-542/2017 ~ М-279/2017 от 08.02.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Засыпкина А.Н к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Засыпкин А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара. В обоснование заявленных требований указал, что в августе 1990 года его отцу, Засыпкину Н.В., была предоставлена в качестве служебного жилья двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>В, <адрес>, в связи с работой в должности начальника ЖЭУ-6 ФИО3 <адрес>, где он работал до ДД.ММ.ГГГГ 24.10.2003г. Засыпкин Н.В. умер. Впоследствии, в указанной квартире были также зарегистрированы истец, его мать, Засыпкина Н.М., и его брат, Засыпкин А.Н. Засыпкина Н.М. умерла 25.03.2012г., Засыпкин А.Н. умер 08.01.2016г. В настоящее время истец зарегистрирован и проживает в указанной квартире один. Он оплачивает коммунальные платежи на основании лицевого счета , открытого на имя ФИО6, задолженностей по оплате не имеет. Свое право на приватизацию на территории <адрес> он не использовал. Согласно уведомлению Управления Росреестра по ФИО3 <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , объекты недвижимого имущества, принадлежащие Засыпкину А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют. На его обращение Департаментом управления имуществом г.о. Самара в приватизации и в исключении занимаемой им квартиры из состава специализированного жилищного фонда отказано. Данная квартира является муниципальной собственностью и включена в реестр муниципального имущества, вместе с тем, согласно уведомлению Управления Росреестра по ФИО3 <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок отсутствует информация о зарегистрированных правах на спорный объект. Поскольку документы, подтверждающие факт регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного после передачи его в муниципальную собственность, отсутствуют, истец проживает в спорной квартире, выполняет все обязанности по оплате и содержанию спорной квартиры, в связи с этим, считает, что в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести его в собственность. Просил признать право собственности на вышеуказанную квартиру в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца Адаев В.Д., действующий на основании доверенности, требования поддержал, считая, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма, просил удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика – Департамента управления имуществом городского округа Самара Геворгян А.С., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что спорное жилое помещение было предоставлено отцу истца как специализированное жилье на период трудовых отношений, статус специализированного помещения его собственником не изменялся, соответственно, приватизации не подлежит.

Представитель третьего лица – администрации ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, 4, 6 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Судом установлено, что истец проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 10).

Решением исполнительного комитета ФИО3 <адрес> ФИО1 народных депутатов от 01.08.1990г. , жилая площадь 30,3 кв.м по ул. пер. Специалистов, 4б, кВ. 9, на которую претендует сторона истца, признана служебной и включена в списки категории служебной. Засыпкину Н.В., отцу истца, состоявшему в трудовых отношениях с ЖЭУ-6 ФИО3 <адрес> в должности начальника, и членам его семьи на основании вышеназванного решения была предоставлена для временного проживания служебная жилая площадь 30,3 кв.м по пер. Специалистов (в настоящее время пер. Высоцкого), 4б, кВ. 9 (л.д. 30-33).

В соответствии с архивной справкой, выданной архивным отделом управления делопроизводства, контроля исполнительской дисциплины и архивов аппарата Департамента организации процессов управления Администрации г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ, Засыпкин Н.В., отец истца, состоял в должности начальника ЖЭУ-6 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.03.2016г. , <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, литера внутренняя БВ, является муниципальной собственностью, включена в реестр муниципального имущества 17.09.1992г. за номером 005892-9, на основании решения ФИО1 горсовета народных депутатов от 17.09.1992г.(л.д. 19).

Спорная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, является служебной до настоящего времени (л.д. 20, 9,10). Решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Департаментом управления г.о. Самара не принималось.

Статьей 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что служебные жилые помещения отнесены к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Поскольку правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, необходимо руководствоваться не только нормами ЖК РФ, но и нормами Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с ч. 1 ст. 101, 107 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО1 народных депутатов. Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Указанные положения закона в полной мере соотносятся с нормами специального законодательства в сфере приватизации.

Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено право граждан Российской Федерации приобрести в собственность занимаемые ими по договору социального найма жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Абзацем 1 ст. 4 названного Закона введены ограничения по безвозмездной передаче жилых помещений в собственность граждан в отношении служебных жилых помещений.

Согласно абз. 2 ст. 4 Закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.

Вместе с тем, Закон не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение. Напротив, в качестве общей нормы Закон устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений.

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П часть вторая статьи 4 в части запрета приватизации служебного жилья признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, притом что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.

Учитывая изложенное, установив, что истец проживает в жилом помещении, отнесенном к муниципальному специализированному фонду служебного использования, спорная квартира предоставлялась Засыпкину Н.В., отцу истца, на период трудовых отношений с муниципальным предприятием и не предполагала использование такого объекта в качестве социального жилья, спорное жилое помещение не исключено из разряда специализированного (служебного) жилищного фонда, согласие собственника жилого помещения на изменение его правового статуса и приватизацию отсутствует, то суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Решения о предоставлении Засыпкину Н.В. спорного жилого помещения на условиях социального найма компетентным органом не принималось, договор социального найма не заключался, согласие собственника на изменение статуса жилого помещения не давалось и доказательств утраты или снятия статуса служебного жилья в материалах дела не имеется.

Поскольку спорное жилое помещение является муниципальной собственностью, включено в состав специализированного жилого фонда в установленном законом порядке с принятием соответствующего решения, исковые требования Засыпкина А.Н. удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о том, что согласно выписке из Управления Росреестра по ФИО3 <адрес> данные о зарегистрированных правах либо ограничениях на указанное жилое помещением отсутствуют, несостоятельны, поскольку судом установлено, что спорная квартира является муниципальной собственностью, в установленном порядке включена в состав специализированного жилого фонда, а государственная регистрация прав на недвижимое имущество выполняет функцию учета, но не является основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Засыпкина А.Н к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий: Коваленко О.П.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.            

2-542/2017 ~ М-279/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Засыпкин А.Н.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Администрация Самарского района г.Самары
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на сайте суда
samarsky--sam.sudrf.ru
08.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2017Передача материалов судье
13.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.03.2017Предварительное судебное заседание
27.03.2017Судебное заседание
07.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Судебное заседание
28.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2017Дело оформлено
10.07.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.07.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее